Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Элективный курс «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи»

Элективный курс «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи»

PDF Печать E-mail

1. Пояснительная записка.

Предлагаемый курс ориентирован на обучающихся старших классов и может быть включён либо в образовательный блок «Курсы по выбору», либо в систему факультативных занятий.

Будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, данный курс обладает определённой содержательной автономностью и не предполагает тесной связи с программой какого-либо класса.

Обращённый к вопросам синтаксиса как в широком смысле, так и в узком (понятие о предложении, его видах), данный курс призван не только расставить необходимые акценты в обширной области знаний о языке, но и расширить представления старшеклассников о предложении как средстве передачи мысли. Подобная методологическая направленность будет содействовать решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний, а также обеспечит преемственность ступеней образования «школа – гуманитарный вуз». Вместе с тем курс может быть полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности.

Важнейшей целью курса является повышение общей языковой культуры ученика, развитие языковой грамотности, пробуждение стремления к логическому изложению мыслей, формированию умения грамотно строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, соотнося различные точки зрения, информационно перерабатывать текст и т. д. Реализация вышеназванных методологических установок в целом направлена на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика.

В программе нашёл отражение деятельностный, личностно-ориентированный подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности грамотно использовать различные виды предложений в устной и письменной речи.

Предметом изучения данного элективного курса, таким образом, являются важнейшие единицы синтаксиса: простое и сложное предложения. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность в изучении узких вопросах синтаксиса и одновременно привлечь внимание обучающихся к взаимосвязи синтаксиса и функциональных стилей языка.

Курс ориентирован на решение следующих задач:

  • дальнейшее постижение учащимися специфики простых и сложных предложений,
  • систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний о предложении, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне,
  • формирование умения грамотно использовать различные виды простых и сложных предложений в устной и письменной речи в зависимости от речевой ситуации,
  • содействие в области самоопределения.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного анализа справочной и методической литературы. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал ограничен учебно-научной и научно-популярной литературой, что соответствует принципу доступности.

Принципы отбора материала для практических занятий определялись не только задачами развития аналитических умений старшеклассников, но и соотнесённостью материала с возрастными особенностями старшеклассников, спектром их интересов.

В программе курса чётко определён круг теоретических понятий, без освоения которых невозможно формирование коммуникативной компетенции, однако освоение этого круга знаний не становится самоцелью: знания по теории русского языка рассматриваются как необходимая основа для постижения основных вопросов синтаксиса. Таким образом, учебной материал структурирован с опорой на важнейший круг терминов и понятий, а сама логика его изложения подчинена последовательному освоению учащимися основных понятий о предложении как средстве передачи мысли в устной и письменной речи.

Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая анализ видов предложений и их использование в речи. Защита исследования происходит в конце учебного года.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал,

– обогащать свою,

– владеть навыками стилистической правки текста,

– самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.

Ожидаемый положительный результат курса «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи» возможен при учете интереса учителя и обучающихся, материальной базы школы.

Курс рассчитан на:

Годовая нагрузка – 17 часов; недельная – один раз в неделю

Цели данного курса:

Способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

При изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений.

При изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации.

При изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль.

При изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков.

При изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; мотивировать выбор сложных синтаксических конструкций и целесообразность их использования.

Задачи курса:

– обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

– развитие интонационно выразительной речи;

– активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

– самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании текстов лингвистического характера;

– развитие логического и абстрактного мышления.

2. Программно – методическое обеспечение

2. 1. Учебно-тематический план:

Наименование тем курса

Количество

часов (общее)

В том числе

Формы

контроля

Лекций

Практических

занятий

Семинаров

Раздел 1. «Простое предложение и его использование в монологической и диалогической речи».

Тема 1. 1.

Функция односоставных, неполных предложений, слов да и нет в диалоге.

3

1

Интервью с одноклассником

Тема 1. 2.

Место односоставных и двусоставных предложений в диспутах и дискуссиях.

1

Разработать тематику диспутов, дискуссий. Подготовить основной круг вопросов в соответствии с выбранной темой.

Тема 1. 3.

Инверсия в простом предложении как средство выражения авторской мысли.

1

Исследовательская работа на тему: «Инверсия как проявление индивидуального стиля писателя». (На основе произведений М. Горького:«Однажды осенью», «Песня о Соколе»

Раздел 2. « Осложнённое простое предложение в научном и публицистическом и художественном стилях речи».

Тема 2. 1. Однородные члены предложения как способ актуализации мысли

8

1

Работа со СМИ, вычленение из статей примеров рядов однородным членов предложения.

Тема 2. 2. Функция градации в простом предложении.

1

Создание оригинальных текстов на основе градации.

Тема 2. 3. Ряды однородных эпитетов: возможно ли это?

1

Создание карточек на основе текстов лирических произведений С. А. Есенина, А. А. Блока.

Тема 2. 4. Обособленные эпитеты– приложения в простом предложении как средство эмоционального воздействия.

1

Игра «Я такой – сякой, непонятно какой»

Тема 2. 5. Обособленные определения и их назначение в текстах научного и публицистического стилей речи.

1

Работа со СМИ, учебно-научной и справочной литературой, вычленение цитат, обработка и систематизация материала

Тема 2. 6. Обособленные обстоятельства в крылатых выражениях и фразеологических оборотах.

1

Исследовательская работа на тему: «Меткое слово в простом предложении». (На основе пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»)

Тема 2. 7. Роль и место вводных и вставных конструкций в текстах научного и публицистического стилей речи.

1

Редактирование

текста

Тема 2. 8.

Развёрнутое обращение как средство привлечения внимания к актуальным проблемам публицистики.

1

Участие в игре «Обращение президента к нации»

Раздел 3. «Сложное предложение – ясные мысли, полный ответ»

Тема 3. 1. Употребление сложносочиненного предложения в текстах повествовательного типа речи.

4

1

Создание оригинального текста на тему: «День здоровья в нашей школе»

Тема 3. 2. Использование семантико-структурных типов сложноподчиненного предложения в научных текстах и публицистике.

1

Лингвистическая ярмарка идей.

Тема 3. 3. Роль бессоюзного сложного предложения в произведениях устного народного творчества.

1

Исследовательская работа на тему: «Бессоюзное предложение в поговорках и народных приметах».

Тема 3. 4. Сложное предложение с разными видами связи в художественном произведении.

1

Исследовательская работа на тему: «Сложное предложение с разными видами связи как способ передачи авторской мысли» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Раздел 4. Чужая речь как средство передачи мысли.

Тема 4. 1.

Прямая и косвенная речь в разговорном стиле речи.

1

1

Опрос старшеклассников на тему: « Моя речь становится краше, если я знаю, кому принадлежат эти слова». Систематизация и обработка материала

Раздел 5. Защита проектов.

Темы:

– «Частота употребления простых предложений в речи современной молодёжи».

– «Роль сложных синтаксических конструкций в произведениях русских классиков второй половины 19 века.

– «Владение нормами диалогической речи обучающимися средней школы».

1

Защита

проектов

Итого:

17

1

9

7

2. 2. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Тема 1. 1. Функция односоставных, неполных предложений, слов да и нет в диалоге. . Виды односоставных предложений: определённо – личные, неопределённо – личные, безличные, назывные. Слова – предложения Да, Нет. Неполные предложения, их характеристика, употребление в диалогической речи. Понятие об эллипсисе как художественно-изобразительном средстве.

Цель. Познакомить с видами односоставных предложений и особенностями их употребления в речи.

Методы и приемы. Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Виды деятельности и формы контроля. Беседа, работа со справочной литературой. Интервью с одноклассником.

Примерные задания

Интервью с одноклассником.

Вопросы на тему «Роль русского языка в жизни современного общества»

  1. Знаешь ли ты о том, что такое нормы русского литературного языка? По-твоему, важно ли их соблюдать?
  2. Что тебе известно об отношении к русскому языку и литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья?
  3. Как ты думаешь, нуждается ли русский язык в тех реформах, которые были озвучены недавно в средствах массовой информации? Чем они, по твоему мнению, вызваны и к чему могут привести?
  4. Составь словесный портрет современного успешного человека. Какое место в этом портрете занимает знание русского языка?
  5. Каким баллом и почему ты готов оценить свои знания русского языка?

Тема 1. 2. Место односоставных и двусоставных предложений в диспутах и дискуссиях. Характерные признаки односоставного и двусоставного предложений. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное и составное именное) и способы его выражения. Предложение распространённое и нераспространённое, их использование в диалогической и монологической речи. Правила ведения диспута и дискуссии.

Цель. Определять структурно-семантические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления предложений в диалогической и монологической речи.

Методы и приемы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков.

Виды деятельности и формы контроля. Конструирование и моделирование текстов, подбор синонимичных синтаксических конструкций. Разработать тематику диспутов, дискуссий. Подготовить основной круг вопросов в соответствии с выбранной темой.

Примерные задания.

Моделирование текста.

Составьте текст на основе предложенных грамматических основ.

Я помню, мы понимали, не могли опомниться, удалось выяснить, ребята приехали, стать лучшим.

Подбор синонимичных конструкций.

К предложенным двусоставным предложениям подберите синонимичные односоставные конструкции. Например, Я заболел. – Мне нездоровится.

Я рад нашей встрече. –

Небо затянуто тучами. –

Дождь слегка накрапывал. –

Душа ушла в пятки. -

Тема 1. 3. Инверсия в простом предложении как средство выражения авторской мысли. Понятие об инверсии. Причины появления инверсии в художественной речи.

Цель. Расширить представление обучающихся об инверсии как средстве художественной выразительности.

Методы и приёмы. Эвристический.

Виды деятельности и формы контроля. Продуцирование текстов, устное словесное рисование. Исследовательская работа на тему: «Инверсия как проявление индивидуального стиля писателя». (На основе произведений М. Горького:«Однажды осенью», «Песня о Соколе»

Тема 2. 1. Однородные члены предложения как способ актуализации мысли. Понятие о видах и рядах однородных членов приложения. Использование однородных членов в разных функциональных стилях речи.

Цель. Определить роль однородных членов предложения в зависимости от речевой ситуации.

Методы и приемы. Исследовательский.

Виды деятельности и формы контроля. Анализ языковых единиц во взаимодействии и взаимосвязи. Работа со СМИ, вычленение из статей примеров рядов однородным членов предложения.

Примерные задания.

А. Определите временные отношения между однородными сказуемыми, т. е. установите, как происходят действия: последовательно или одновременно. Какие лексические показатели временных отношений можно употребить между сказуемыми: потом, затем или при этом, одновременно?

Б. Преобразуйте глаголы-сказуемые совершенного вида в деепричастия совершенного вида так, чтобы: * деепричастием стал первый глагол и * деепричастием стал второй глагол.

– Я положил цветы и ушёл.

– Я повернулся и тихо вышел из ворот.

– Я напрягся и открыл глаза.

– Воробьи объединись в стаи и устроили целые побоища.

– Татарник раскрыл шишки и высыпал из них волокнистый.

– Синицы, овсянки слетелись из лесу на огороды и ошелушили репейник и коноплю.

– Я открыл окно и посмотрел в сад.

Тема 2. 2. Понятие о градации как художественно-изобразительном средстве. Функция градации в простом предложении. Однородные члены предложения – средство градации. Союзная и интонационная связь между однородными членами предложения. Пунктограмма при однородных членах предложения. Одиночные(а, и, или, но, зато, однако, тоже, также, да и т. д. ), повторяющиеся союзы (ни. . ни, не то…не то, то…то, либо…либо и т. д. ) и составные союзы (не только…но и, как…так и и т. д. ) при однородных членах предложения, пунктограммы.

Цель. Научить использовать различные виды однородных членов с целью усиления выразительности высказывания эмоционально-экспрессивного характера.

Методы и приемы. Поисковый метод. Семинар.

Виды деятельности и формы контроля. Выделение критериев сравнения предложений стандартных конструкций с предложениями, созданных на основе градации. Работа со справочной литературой. Создание оригинальных текстов на основе градации.

Примерные задания.

Замените деепричастия соответствующими глаголами. Вставьте одиночный союз и между однородными сказуемыми. В каких предложениях и почему такая замена невозможна? Запишите полученные варианты. Как изменится постановка запятых?

– Князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушёл в комнату.

– На красных лапках гусь тяжёлый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лёд, скользит и падает.

– Она несколько раз коротко вздохнула, не то всхлипывая, не то задыхаясь.

– Она не ответила ему, задумчиво следя за игрой волн, взбегавших на берег, колыхая тяжёлый баркас.

– Синий вечер, опускаясь пологом, идёт с востока.

– Паутина перестала плавать в поднебесье, опутав листья бурьяна.

Тема 2. 3. Ряды однородных эпитетов: возможно ли это? Понятие об эпитете, его видах (устойчивый, метафоричный) и способах его выражения. Употребление эпитетов в художественной речи.

Цель. Научить распознавать эпитеты в ряду однородных определений и грамотно использовать изобразительное средство в речи.

Методы и приёмы. Метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала. Выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала.

Виды деятельности и формы контроля.

Создание карточек на основе текстов лирических произведений С. А. Есенина, А. А. Блока.

Тема. 2. 4. Обособленные эпитеты– приложения в простом предложении как средство эмоционального воздействия. Распространённое и нераспространённое приложение, особенности и достоинства.

Цель. Сформировать навык конструирования предложений с разными видами приложений с целью эмоционального воздействия.

Методы и приёмы. Метод эвристический. Продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ.

Виды деятельности и формы контроля.

Игра «Я такой – сякой, непонятно какой»

Примерный ход игры.

Обучающиеся делятся на две команды. Каждая выбирает капитана, готовит приветственное слово, визитку.

Игра разбита на несколько этапов.

Этап № 1. Ведущий предлагает подобрать эпитеты к разным видам овощей и фруктов.

Этап № 2. Каждая из команд получает задание: используя только эпитеты представить одного из известных литературных героев.

Этап № 3. На основе данных слов придумать загадки. (репа, лук, чеснок, слива, голубь, воробей)

Этап № 4. Назвать наибольшее количество пословиц, в которых есть эпитеты.

Этап № 5. На основании фрагмента произведения дописать его оригинальное продолжение, используя различные эпитеты.

Тема 2. 5. Обособленные определения и их назначение в текстах научного и публицистического стилей речи. Структура текстов научного и публицистического стилей на уровне синтаксиса.

Цель. Выявить особенности употребления обособленных определений в текстах научного и публицистического стилей.

Методы и приёмы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Конструирование, моделирование, монологическое высказывание.

Виды деятельности и формы контроля.

Работа со СМИ, учебно-научной и справочной литературой, вычленение цитат, обработка и систематизация материала

Тема 2. 6. Обособленные обстоятельства в крылатых выражениях и фразеологических оборотах. Употребление обособленных конструкций в речи.

Цель. Определить значимость обособленных обстоятельств в крылатых выражениях и фразеологических оборотах.

Методы и приёмы. Исследовательский. Анализ языковых единиц во взаимосвязи и взаимодействии.

Виды деятельности и формы контроля.

Исследовательская работа на тему: «Меткое слово в простом предложении». (На основе пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»)

Тема 2. 7. Роль и место вводных и вставных конструкций в текстах научного и публицистического стилей речи. Группы вводных слов по значению: большая / меньшая степень уверенности, порядок мыслей, итог, источник сообщения, отношение к способу выражения мысли, эмоциональная оценка сообщаемого.

Цель. Выработать навык определения смысловых оттенков вводных с целью употребления в текстах научного и публицистического стилей речи.

Методы и приёмы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Конструирование. Моделирование.

Виды деятельность и формы контроля. Работа над текстом с пропущенными местами, восстановление смысловых фрагментов. Редактирование текста

Примерные задания.

В следующих предложениях, взятых из произведений К. Паустовского, вставьте вводные слова и сочетания, выражающие: А) уверенность и Б) неуверенность говорящего.

1. Липа – одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев.

2. В русских наших лесах нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба.

3. Не все из нас видели лесную калину.

4. В клетках воробьёв не держат.

5. Это лоси забрели в город в ночное тихое время.

Тема 2. 8. Развёрнутое обращение как средство привлечения внимания к актуальным проблемам публицистики. Понятие о риторическом обращении. Вопросительная и побудительная окраска предложений по цели высказывания.

Цель. Использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков.

Методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный и метод учебной работы по применению знаний на практике. Беседа, сообщение учителя, изучение методической литературы; монологическое высказывание.

Виды деятельности и формы контроля.

Участие в игре «Обращение президента к нации».

Примерный ход игры.

Обучающиеся распределяют роли: президент, корреспонденты, телеоператоры, звукорежиссёры в студии, граждане, ведущий.

Предварительно обсуждается тема обращения и последующей беседы с корреспондентами и гражданами.

Каждый из участников должен соответствовать выбранной роли. Ведущий чётко следит за происходящим в «студии».

После игры участники обмениваются мнениями, выявляют, какие формы обращения и в каких ситуациях были использованы.

Тема 3. 1. Употребление сложносочиненного предложения в текстах повествовательного типа речи. Сложносочиненное предложение и его типы. Сочинительные союзы как способ связи грамматических основ сложноподчинённого предложения. Отношения между частями сложносочинённого предложения (последовательности, противопоставления, выбора). Роль и употребление сложных предложений в речи.

Цель. Акцентировать внимание обучающихся на том, какие смысловые отношения приобретают сложносочинённые предложения в зависимости от речевой ситуации.

Методы и приёмы. Эвристический. Анализ материала и продуцирование текстов, словесное рисование.

Виды деятельности и формы контроля.

Изучение текстов повествовательного характера. Создание оригинального текста на тему: «День здоровья в нашей школе».

Тема 3. 2. Использование семантико-структурных типов сложноподчиненного предложения в научных текстах и публицистике. Роль и употребление сложноподчинённого предложения в речи. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении. Основная и придаточная части сложноподчинённого предложения. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений (по виду придаточного: подлежащные, сказуемые, определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Цель. Выявить целесообразность использования семантико-структурных типов сложноподчинённого предложения в научных текстах и публицистике.

Методы и приемы. Метод активизации познавательной деятельности. Объяснение учителя, иллюстрирование примерами.

Виды деятельности и формы контроля. Лингвистическая ярмарка идей.

Примерный ход игры.

Обучающиеся делятся на 2 команды: продавцы и покупатели. (в ходе игры они могут поменяться ролями). Команда продавцов, обращаясь к покупателям, предлагает купить новый товар. Например, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Задача продавцов – убедить в необходимости приобретения данного товара. Команда покупателей в ходе купли-продажи может выдвигать аргументы, на основании которых «выгодная сделка» может оказаться под угрозой.

Результат «купли-продажи» зависит от умения грамотно, логично и последовательно доказывать свою позицию.

Тема 3. 3. Роль бессоюзного сложного предложения в произведениях устного народного творчества. Виды бессоюзных сложных предложений. Интонационные отношения между грамматическими частями сложного бессоюзного предложения.

Цель. Обучающиеся должны уяснить целесообразность использования бессоюзных сложных предложений в произведениях устного народного творчества.

Методы и приемы. Исследовательский. Анализ языковых единиц.

Виды деятельности и формы контроля. Исследовательская работа на тему: «Бессоюзное предложение в поговорках и народных приметах».

Тема 3. 4. Сложное предложение с разными видами связи в художественном произведении. Роль и значение сложного предложения с разными видами связи в художественной литературе. Использование сложных конструкций как один из приёмов стиля писателя.

Цель. Акцентировать внимание обучающихся на том, как конструкции сложных предложений связаны с особенностями стиля писателя.

Методы и приёмы. Исследовательский. Анализ языковых единиц.

Виды деятельности и формы контроля.

Изучение методической литературы. Исследовательская работа на тему: «Сложное предложение с разными видами связи как способ передачи авторской мысли» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Тема 4. 1.

Прямая и косвенная речь в разговорном стиле речи. Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой мысли на письме. Особенности употребления прямой и косвенной речи в разговорном стиле.

Цель. Выявить особенности использования прямой и косвенной речи в разговорном стиле.

Методы и приёмы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Конструирование. Монологическое и диалогическое высказывание.

Виды деятельности и формы контроля.

Опрос старшеклассников на тему: « Моя речь становится краше, если я знаю, кому принадлежат эти слова». Систематизация и обработка материала.

Примерный вид опроса.

– Кому из русских поэтов принадлежит эта крылатая фраза: «Глаголом жечь сердца людей».

– Назови известные тебе имена поэтов 19 и 20 веков, в творчестве которых особое место занимает тема «Поэт и поэзия».

– Продолжи пословицу:

* Твоими устами…

* Устами младенца…

* Слово не воробей…

* Язык до Киева…

* Что написано пером…

Тема 5. Защита проектов. (На основании материалов исследовательских работ, опросов и интервью)

Темы:

– «Частота употребления простых предложений в речи современной молодёжи».

– «Роль сложных синтаксических конструкций в произведениях русских классиков второй половины 19 века.

– «Владение нормами диалогической речи обучающимися средней школы».

Цель. Выявить уровень овладения материалом элективного курса «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи» обучающимися и оценить умение использовать полученные знания на практике.

Методы и приёмы. Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Защита проектов.

2. 3. Информационно-содержательная основа курса.

Литература для учащихся.

1. Баранов М. Т. , Костяева Т. А. , Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы / Под ред. Н. М. Шанского. – 7-е изд. – М. ,1992.

2. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». – 3-е изд. , испр. – М. : Высш. шк. , 1991.

3. Войлова К. А. , Гольцева Н. Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М. , 1996.

4. Греков В. Ф. , Крючков С. Е. , Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М. , 1997.

5. Судавичене Л. В. и др. История русского литературного языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. И. Ф. Протченко. – 2-е изд. , дораб. – Л. : Ленигр. отд-ние, 1990.

6. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М. , 1984.

Литература для учителя.

1. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис. – М. , 1977.

2. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М. , 1973.

3. Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М. , 1976.

4. Крючков С. Е. , Максимов Л. Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. – М. , 1977.

5. Сиротина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М. , 1980.

6. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М. , 1989.

7. Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. – М. , 1984.

Обновлено ( 24. 09. 2013 11:52 )

Метки: Методический кабинет