Элективный курс «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи»
Элективный курс «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи»
В помощь учителю
|
1. Пояснительная записка.
Предлагаемый курс ориентирован на обучающихся старших классов и может быть включён либо в образовательный блок «Курсы по выбору», либо в систему факультативных занятий. Будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, данный курс обладает определённой содержательной автономностью и не предполагает тесной связи с программой какого-либо класса. Обращённый к вопросам синтаксиса как в широком смысле, так и в узком (понятие о предложении, его видах), данный курс призван не только расставить необходимые акценты в обширной области знаний о языке, но и расширить представления старшеклассников о предложении как средстве передачи мысли. Подобная методологическая направленность будет содействовать решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний, а также обеспечит преемственность ступеней образования «школа – гуманитарный вуз». Вместе с тем курс может быть полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности. Важнейшей целью курса является повышение общей языковой культуры ученика, развитие языковой грамотности, пробуждение стремления к логическому изложению мыслей, формированию умения грамотно строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, соотнося различные точки зрения, информационно перерабатывать текст и т. д. Реализация вышеназванных методологических установок в целом направлена на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика. В программе нашёл отражение деятельностный, личностно-ориентированный подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности грамотно использовать различные виды предложений в устной и письменной речи. Предметом изучения данного элективного курса, таким образом, являются важнейшие единицы синтаксиса: простое и сложное предложения. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность в изучении узких вопросах синтаксиса и одновременно привлечь внимание обучающихся к взаимосвязи синтаксиса и функциональных стилей языка. Курс ориентирован на решение следующих задач:
Принципы отбора материала для практических занятий определялись не только задачами развития аналитических умений старшеклассников, но и соотнесённостью материала с возрастными особенностями старшеклассников, спектром их интересов. В программе курса чётко определён круг теоретических понятий, без освоения которых невозможно формирование коммуникативной компетенции, однако освоение этого круга знаний не становится самоцелью: знания по теории русского языка рассматриваются как необходимая основа для постижения основных вопросов синтаксиса. Таким образом, учебной материал структурирован с опорой на важнейший круг терминов и понятий, а сама логика его изложения подчинена последовательному освоению учащимися основных понятий о предложении как средстве передачи мысли в устной и письменной речи. Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая анализ видов предложений и их использование в речи. Защита исследования происходит в конце учебного года. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: – самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал, – обогащать свою, – владеть навыками стилистической правки текста, – самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи. Ожидаемый положительный результат курса «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи» возможен при учете интереса учителя и обучающихся, материальной базы школы.
Курс рассчитан на: Годовая нагрузка – 17 часов; недельная – один раз в неделю
Цели данного курса: Способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. При изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений. При изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации. При изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль. При изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков. При изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; мотивировать выбор сложных синтаксических конструкций и целесообразность их использования.
Задачи курса: – обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне; – развитие интонационно выразительной речи; – активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи; – самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании текстов лингвистического характера; – развитие логического и абстрактного мышления.
2. Программно – методическое обеспечение 2. 1. Учебно-тематический план:
2. 2. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Тема 1. 1. Функция односоставных, неполных предложений, слов да и нет в диалоге. . Виды односоставных предложений: определённо – личные, неопределённо – личные, безличные, назывные. Слова – предложения Да, Нет. Неполные предложения, их характеристика, употребление в диалогической речи. Понятие об эллипсисе как художественно-изобразительном средстве. Цель. Познакомить с видами односоставных предложений и особенностями их употребления в речи. Методы и приемы. Словесный, объяснительно-иллюстративный. Виды деятельности и формы контроля. Беседа, работа со справочной литературой. Интервью с одноклассником.
Примерные задания Интервью с одноклассником. Вопросы на тему «Роль русского языка в жизни современного общества»
Тема 1. 2. Место односоставных и двусоставных предложений в диспутах и дискуссиях. Характерные признаки односоставного и двусоставного предложений. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное и составное именное) и способы его выражения. Предложение распространённое и нераспространённое, их использование в диалогической и монологической речи. Правила ведения диспута и дискуссии. Цель. Определять структурно-семантические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления предложений в диалогической и монологической речи. Методы и приемы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Виды деятельности и формы контроля. Конструирование и моделирование текстов, подбор синонимичных синтаксических конструкций. Разработать тематику диспутов, дискуссий. Подготовить основной круг вопросов в соответствии с выбранной темой.
Примерные задания. Моделирование текста. Составьте текст на основе предложенных грамматических основ. Я помню, мы понимали, не могли опомниться, удалось выяснить, ребята приехали, стать лучшим. Подбор синонимичных конструкций. К предложенным двусоставным предложениям подберите синонимичные односоставные конструкции. Например, Я заболел. – Мне нездоровится. Я рад нашей встрече. – Небо затянуто тучами. – Дождь слегка накрапывал. – Душа ушла в пятки. -
Тема 1. 3. Инверсия в простом предложении как средство выражения авторской мысли. Понятие об инверсии. Причины появления инверсии в художественной речи. Цель. Расширить представление обучающихся об инверсии как средстве художественной выразительности. Методы и приёмы. Эвристический. Виды деятельности и формы контроля. Продуцирование текстов, устное словесное рисование. Исследовательская работа на тему: «Инверсия как проявление индивидуального стиля писателя». (На основе произведений М. Горького:«Однажды осенью», «Песня о Соколе»
Тема 2. 1. Однородные члены предложения как способ актуализации мысли. Понятие о видах и рядах однородных членов приложения. Использование однородных членов в разных функциональных стилях речи. Цель. Определить роль однородных членов предложения в зависимости от речевой ситуации. Методы и приемы. Исследовательский. Виды деятельности и формы контроля. Анализ языковых единиц во взаимодействии и взаимосвязи. Работа со СМИ, вычленение из статей примеров рядов однородным членов предложения.
Примерные задания. А. Определите временные отношения между однородными сказуемыми, т. е. установите, как происходят действия: последовательно или одновременно. Какие лексические показатели временных отношений можно употребить между сказуемыми: потом, затем или при этом, одновременно? Б. Преобразуйте глаголы-сказуемые совершенного вида в деепричастия совершенного вида так, чтобы: * деепричастием стал первый глагол и * деепричастием стал второй глагол. – Я положил цветы и ушёл. – Я повернулся и тихо вышел из ворот. – Я напрягся и открыл глаза. – Воробьи объединись в стаи и устроили целые побоища. – Татарник раскрыл шишки и высыпал из них волокнистый. – Синицы, овсянки слетелись из лесу на огороды и ошелушили репейник и коноплю. – Я открыл окно и посмотрел в сад.
Тема 2. 2. Понятие о градации как художественно-изобразительном средстве. Функция градации в простом предложении. Однородные члены предложения – средство градации. Союзная и интонационная связь между однородными членами предложения. Пунктограмма при однородных членах предложения. Одиночные(а, и, или, но, зато, однако, тоже, также, да и т. д. ), повторяющиеся союзы (ни. . ни, не то…не то, то…то, либо…либо и т. д. ) и составные союзы (не только…но и, как…так и и т. д. ) при однородных членах предложения, пунктограммы. Цель. Научить использовать различные виды однородных членов с целью усиления выразительности высказывания эмоционально-экспрессивного характера. Методы и приемы. Поисковый метод. Семинар. Виды деятельности и формы контроля. Выделение критериев сравнения предложений стандартных конструкций с предложениями, созданных на основе градации. Работа со справочной литературой. Создание оригинальных текстов на основе градации.
Примерные задания. Замените деепричастия соответствующими глаголами. Вставьте одиночный союз и между однородными сказуемыми. В каких предложениях и почему такая замена невозможна? Запишите полученные варианты. Как изменится постановка запятых? – Князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушёл в комнату. – На красных лапках гусь тяжёлый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лёд, скользит и падает. – Она несколько раз коротко вздохнула, не то всхлипывая, не то задыхаясь. – Она не ответила ему, задумчиво следя за игрой волн, взбегавших на берег, колыхая тяжёлый баркас. – Синий вечер, опускаясь пологом, идёт с востока. – Паутина перестала плавать в поднебесье, опутав листья бурьяна.
Тема 2. 3. Ряды однородных эпитетов: возможно ли это? Понятие об эпитете, его видах (устойчивый, метафоричный) и способах его выражения. Употребление эпитетов в художественной речи. Цель. Научить распознавать эпитеты в ряду однородных определений и грамотно использовать изобразительное средство в речи. Методы и приёмы. Метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала. Выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала. Виды деятельности и формы контроля. Создание карточек на основе текстов лирических произведений С. А. Есенина, А. А. Блока.
Тема. 2. 4. Обособленные эпитеты– приложения в простом предложении как средство эмоционального воздействия. Распространённое и нераспространённое приложение, особенности и достоинства. Цель. Сформировать навык конструирования предложений с разными видами приложений с целью эмоционального воздействия. Методы и приёмы. Метод эвристический. Продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ. Виды деятельности и формы контроля. Игра «Я такой – сякой, непонятно какой» Примерный ход игры. Обучающиеся делятся на две команды. Каждая выбирает капитана, готовит приветственное слово, визитку. Игра разбита на несколько этапов. Этап № 1. Ведущий предлагает подобрать эпитеты к разным видам овощей и фруктов. Этап № 2. Каждая из команд получает задание: используя только эпитеты представить одного из известных литературных героев. Этап № 3. На основе данных слов придумать загадки. (репа, лук, чеснок, слива, голубь, воробей) Этап № 4. Назвать наибольшее количество пословиц, в которых есть эпитеты. Этап № 5. На основании фрагмента произведения дописать его оригинальное продолжение, используя различные эпитеты.
Тема 2. 5. Обособленные определения и их назначение в текстах научного и публицистического стилей речи. Структура текстов научного и публицистического стилей на уровне синтаксиса. Цель. Выявить особенности употребления обособленных определений в текстах научного и публицистического стилей. Методы и приёмы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Конструирование, моделирование, монологическое высказывание. Виды деятельности и формы контроля. Работа со СМИ, учебно-научной и справочной литературой, вычленение цитат, обработка и систематизация материала
Тема 2. 6. Обособленные обстоятельства в крылатых выражениях и фразеологических оборотах. Употребление обособленных конструкций в речи. Цель. Определить значимость обособленных обстоятельств в крылатых выражениях и фразеологических оборотах. Методы и приёмы. Исследовательский. Анализ языковых единиц во взаимосвязи и взаимодействии. Виды деятельности и формы контроля.
Исследовательская работа на тему: «Меткое слово в простом предложении». (На основе пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»)
Тема 2. 7. Роль и место вводных и вставных конструкций в текстах научного и публицистического стилей речи. Группы вводных слов по значению: большая / меньшая степень уверенности, порядок мыслей, итог, источник сообщения, отношение к способу выражения мысли, эмоциональная оценка сообщаемого. Цель. Выработать навык определения смысловых оттенков вводных с целью употребления в текстах научного и публицистического стилей речи. Методы и приёмы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Конструирование. Моделирование.
Тема 2. 8. Развёрнутое обращение как средство привлечения внимания к актуальным проблемам публицистики. Понятие о риторическом обращении. Вопросительная и побудительная окраска предложений по цели высказывания. Цель. Использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков. Методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный и метод учебной работы по применению знаний на практике. Беседа, сообщение учителя, изучение методической литературы; монологическое высказывание. Виды деятельности и формы контроля. Участие в игре «Обращение президента к нации». Примерный ход игры. Обучающиеся распределяют роли: президент, корреспонденты, телеоператоры, звукорежиссёры в студии, граждане, ведущий. Предварительно обсуждается тема обращения и последующей беседы с корреспондентами и гражданами. Каждый из участников должен соответствовать выбранной роли. Ведущий чётко следит за происходящим в «студии». После игры участники обмениваются мнениями, выявляют, какие формы обращения и в каких ситуациях были использованы.
Тема 3. 1. Употребление сложносочиненного предложения в текстах повествовательного типа речи. Сложносочиненное предложение и его типы. Сочинительные союзы как способ связи грамматических основ сложноподчинённого предложения. Отношения между частями сложносочинённого предложения (последовательности, противопоставления, выбора). Роль и употребление сложных предложений в речи. Цель. Акцентировать внимание обучающихся на том, какие смысловые отношения приобретают сложносочинённые предложения в зависимости от речевой ситуации. Методы и приёмы. Эвристический. Анализ материала и продуцирование текстов, словесное рисование. Виды деятельности и формы контроля. Изучение текстов повествовательного характера. Создание оригинального текста на тему: «День здоровья в нашей школе».
Тема 3. 2. Использование семантико-структурных типов сложноподчиненного предложения в научных текстах и публицистике. Роль и употребление сложноподчинённого предложения в речи. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении. Основная и придаточная части сложноподчинённого предложения. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений (по виду придаточного: подлежащные, сказуемые, определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Цель. Выявить целесообразность использования семантико-структурных типов сложноподчинённого предложения в научных текстах и публицистике. Методы и приемы. Метод активизации познавательной деятельности. Объяснение учителя, иллюстрирование примерами. Виды деятельности и формы контроля. Лингвистическая ярмарка идей. Примерный ход игры. Обучающиеся делятся на 2 команды: продавцы и покупатели. (в ходе игры они могут поменяться ролями). Команда продавцов, обращаясь к покупателям, предлагает купить новый товар. Например, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Задача продавцов – убедить в необходимости приобретения данного товара. Команда покупателей в ходе купли-продажи может выдвигать аргументы, на основании которых «выгодная сделка» может оказаться под угрозой. Результат «купли-продажи» зависит от умения грамотно, логично и последовательно доказывать свою позицию.
Тема 3. 3. Роль бессоюзного сложного предложения в произведениях устного народного творчества. Виды бессоюзных сложных предложений. Интонационные отношения между грамматическими частями сложного бессоюзного предложения. Цель. Обучающиеся должны уяснить целесообразность использования бессоюзных сложных предложений в произведениях устного народного творчества. Методы и приемы. Исследовательский. Анализ языковых единиц. Виды деятельности и формы контроля. Исследовательская работа на тему: «Бессоюзное предложение в поговорках и народных приметах».
Тема 3. 4. Сложное предложение с разными видами связи в художественном произведении. Роль и значение сложного предложения с разными видами связи в художественной литературе. Использование сложных конструкций как один из приёмов стиля писателя. Цель. Акцентировать внимание обучающихся на том, как конструкции сложных предложений связаны с особенностями стиля писателя. Методы и приёмы. Исследовательский. Анализ языковых единиц. Виды деятельности и формы контроля. Изучение методической литературы. Исследовательская работа на тему: «Сложное предложение с разными видами связи как способ передачи авторской мысли» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Прямая и косвенная речь в разговорном стиле речи. Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой мысли на письме. Особенности употребления прямой и косвенной речи в разговорном стиле. Цель. Выявить особенности использования прямой и косвенной речи в разговорном стиле. Методы и приёмы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Конструирование. Монологическое и диалогическое высказывание. Виды деятельности и формы контроля. Опрос старшеклассников на тему: « Моя речь становится краше, если я знаю, кому принадлежат эти слова». Систематизация и обработка материала. Примерный вид опроса. – Кому из русских поэтов принадлежит эта крылатая фраза: «Глаголом жечь сердца людей». – Назови известные тебе имена поэтов 19 и 20 веков, в творчестве которых особое место занимает тема «Поэт и поэзия». – Продолжи пословицу: * Твоими устами… * Устами младенца… * Слово не воробей… * Язык до Киева… * Что написано пером…
Тема 5. Защита проектов. (На основании материалов исследовательских работ, опросов и интервью) Темы: – «Частота употребления простых предложений в речи современной молодёжи». – «Роль сложных синтаксических конструкций в произведениях русских классиков второй половины 19 века. – «Владение нормами диалогической речи обучающимися средней школы». Цель. Выявить уровень овладения материалом элективного курса «Предложение как средство передачи мысли в устной и письменной речи» обучающимися и оценить умение использовать полученные знания на практике. Методы и приёмы. Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Защита проектов.
2. 3. Информационно-содержательная основа курса. Литература для учащихся. 1. Баранов М. Т. , Костяева Т. А. , Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы / Под ред. Н. М. Шанского. – 7-е изд. – М. ,1992. 2. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». – 3-е изд. , испр. – М. : Высш. шк. , 1991. 3. Войлова К. А. , Гольцева Н. Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М. , 1996. 4. Греков В. Ф. , Крючков С. Е. , Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М. , 1997. 5. Судавичене Л. В. и др. История русского литературного языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. И. Ф. Протченко. – 2-е изд. , дораб. – Л. : Ленигр. отд-ние, 1990. 6. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М. , 1984.
Литература для учителя. 1. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис. – М. , 1977. 2. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М. , 1973. 3. Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М. , 1976. 4. Крючков С. Е. , Максимов Л. Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. – М. , 1977. 5. Сиротина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М. , 1980. 6. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М. , 1989. 7. Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. – М. , 1984. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено ( 24. 09. 2013 11:52 ) |
Метки: Методический кабинет