Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса

Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса

От серьезной науки до словесных шуток

Пояснительная записка

Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.

В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка.

Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.

К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М. М. Разумовской учащиеся должны овладеть сле­дующими умениями:

1. Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы;

2. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

3. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

4. Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

Занятия на данном факультативе способствуют углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней».

Факультатив «От серьезной науки до словесных шуток» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

На факультативных занятиях обогащается словарный запас учащихся.

Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Факультатив объединяет группу учащихся 6 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом науки о языке.

Ожидаемый результат:

1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

2. Различение псевдоэтимологических слов.

3. Узнавание слов «народной этимологии».

Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.

Программа факультатива

1. Удивительная наука – этимология. – 1ч

2. Слова и вещи. – 3ч.

3. Слова-перекрещенцы. -3ч.

4. Слова-ошибки. – 3ч.

5. Мнимые иностранцы. – 2ч.

6. Слова-имена. -3ч.

7. Литературные герои. -3ч.

8. Родословная «головы» -1ч.

9. Обрусевшие иностранцы. -1ч.

10. Заимствованное богатство. – 4ч.

11. Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.

12. Не все о науке – можно и пошутить. – 5ч.

13. Странные превращения. – 2ч.

14. Подведем итоги. -1ч.

Методические рекомендации:

С 1 по 18 занятие – исследовательские – в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.

С 19 по 28 – игровые – в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.

С 29 по 34 – творческие – в форме создания творческих работ.

35 – выставка творческих работ.

Термины и понятия:

Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.

Содержание факультатива

№п/п

Тема

Процессуальное содержание

Кол-во часов

Дата проведения

1

Удивительная наука – этимология.

Как, когда и кто был первым ученым-лексикографом. «Белые пятна» науки этимологии.

1

2

Слова и вещи.

Почему и каким образом названы те или иные вещи…

1

В поисках родственников.

1

Слова-иностранцы.

1

3

Слова-перекрещенцы.

Осмысление (некоторые иностранные заимствования принимают русское обличие путем осмысления по созвучию с русским).

1

Деньги (как и откуда у нас возникли названия денежных единиц).

1

Родословная шахматной королевы (происхождение шахматных терминов).

1

4

Слова-ошибки

Искалеченные слова (при усвоении передачи из рук в руки чужеземных слов происходит немало ошибок и искажений из-за взаимного непонимания. ).

1

Ошибка и ошибиться

1

Фокус.

Зонт и ферт.

1

5

Мнимые иностранцы

«Иностранец Василий Федоров» (неоправданная любовь к иностранным словам).

1

«Не помнящий родства…».

1

6

Слова-имена.

Слова-фамилии.

1

Откуда взялся «царь» и что такое «король».

1

Географические слова.

1

7

Литературные герои

Библейские образы.

1

История терминов «галерея» и «лазарет».

1

Античная мифология, сирена.

1

8

Родословная «головы»

Происхождение названий частей тела.

1

9

Обрусевшие иностранцы

Изба , доска, товарищ.

1

10

Заимствованное богатство

Греческое наследство (скаф, варвар, хирург, микро, халтура, каторга, суд).

1

Латинское наследство (глобус, машина, макулатура, диск, утиль).

1

Арабское наследство (жираф-графин, табак, лист, яблоко).

1

Международные слова.

1

11

Несколько отдельно взятых терминов

Атлас, флора и фауна.

1

Раек, цифра.

1

Инициатива, икс.

1

12

Не все о науке – можно и пошутить.

Филологи играют и мы с ними.

1

«1000 детей – 50 слов».

1

Кинология – наука о кино?

1

Черкешенка и черкеска.

1

Попробуй свои силы!

1

13

Странные превращения

Альманах и марципан.

1

Рикошет и азарт.

1

14

Подведем итоги

1

Список литературы для учителя:

1. Барашков В. Ф. А как у вас говорят? – М: Просвещение, 1986.

2. Введенская Л. А. , Колесников Н. П. – От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб. -М. , 1912.

4. Казанский Б. В. Приключение слов. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

5. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

6. Кобяков Д. Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт. кн. изд. , 1975.

7. Колесов В. В. Гордый наш язык… – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

8. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2006.

9. Откупщиков Ю. В. К истокам слова. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

10. Сперанская А. В. , Суслова А. В. О русских именах. – – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.

11. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С. А. Кузнецова. – М. , Ридерз Дайджест– 2004.

12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н. М. Шанского – Т. I-II. Вып. 1-7 – М. , 1963-1980.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. /пер. с нем и доп. О. Н. Трубачева. – М. , 1964-1973.

Список литературы для учащихся:

1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.

2. Колесов В. В. Гордый наш язык… – – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

3. Мокиенко В. М. В глубь поговорки. – – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

4. Сперанская А. В. , Суслова А. В. О русских именах. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб. -М. , 1912.

6. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С. А. Кузнецова. – М. , Ридерз Дайджест– 2004.

7. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н. М. Шанского – Т. I-II. Вып. 1-7 – М. , 1963-1980.

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. /пер. с нем и доп. О. Н. Трубачева. – М. , 1964-1973.

Метки: Методический кабинет