Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Курс по выбору «Условия успешной коммуникации»

Курс по выбору «Условия успешной коммуникации»

В данном учебно-методическом пособии представлены программа, учебно-тематическое планирование, материалы лекций, семинарских и практических занятий курса по выбору «Условия успешной коммуникации». Цель данного курса – развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению; формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

Программа

курса по выбору

«Условия успешной коммуникации»

В основу программы положена программа элективного курса «Условия успешной коммуникации» Н. Ш. Галлямовой, канд. пед. наук, доцента Башкирского государственного университета.

Пояснительная записка

Основная цель курса по выбору – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.

Этот курс составлен на основе федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования от 5 марта 2004 года № 1089). Курс опирается, расширяя и углубляя их, на знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка и, отражая современный подход в обучении русскому языку, участвует в формировании единого образовательного пространства.

Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать « невербальное поведение собеседника и др.

В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:

– развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

– формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

В тематическое планирование курса были добавлены темы, связанные с использованием рекламных текстов, деловых писем, пресс-релизов, информационных бюллетеней. Курс состоит из лекций по речевой культуре, условиям успешной коммуникации, семинарских занятий, на которых обучающиеся выступят с сообщениями по тем или иным вопросам речевой деятельности, лингвистических экспериментов, практических работ разных видов.

Программа курса носит примерный характер, поэтому предполагает доработку, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных интересов и особенностей (запросов, уровня подготовленности) состава обучающихся.

Курс по выбору

«Условия успешной коммуникации»

Общее кол-во часов – 17

В том числе лекций– 6

Семинарских занятий – 3

Практических занятий – 4

Самостоятельная работа –2

Проектная деятельность – 2

Основания для разработки программы: Государственный стандарт общего образования, базисный учебный план, учебный план школы, Примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки.

Учебно-тематический план

Название темы

Лек-ции

Семинары

Практические занятия

Самост. работа

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Речевое общение: культура и этика речевого общения

1

обучение на основе опыта и сотрудничества

тезисы

2.

Основные условия успешной коммуникации

1

обучение на основе опыта и сотрудничества

тезисы

3.

Основные условия успешной коммуникации

1

обучение на основе опыта и сотрудничества

тезисы

4.

Коммуникативные качества речи

1

работа в малых группах

конспект,

тезисы

5.

Правильность – главное коммуникативное качество речи

1

обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

собственное решение проблемы,

тезисы

6.

Функциональные стили речи

1

работа в малых группах

конспект,

тезисы

7.

Формы общения

1

обучение на основе опыта и сотрудничества

тезисы

8.

Устная разговорная речь

1

работа в малых группах

конспекты

9.

Основы мастерства публичной речи

1

обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

собственное решение проблемы,

тезисы

10.

Паблисити. Информационный бюллетень. Пресс-релиз

1

обучение на основе опыта и сотрудничества

тезисы

11.

Особенности рекламных текстов. Составление рекламных текстов

1

обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

собственное решение проблемы,

тезисы

12 – 13.

Деловое письмо

1

1

обучение на основе опыта и сотрудничества; обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

собственное решение проблемы,

тезисы

14-15.

Самостоятельная творческая работа

2

обучение на основе опыта и сотрудничества

конспекты,

проекты работ

16-17.

Защита творческих проектов

Образовательный продукт – творческий проект, конспект, тезисы, создание рекламного продукта.

Формы, методы, средства: обучение на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных пожеланий и потребностей учащихся, интерактивность (ролевые игры, тренинги, проекты)

Основное содержание каждой темы курса 1. Лекция.

Речевое общение: культура и этика речевого общения

Основные понятия:

Речевое общение.

Речевое поведение, речевой этикет.

Речевая ситуация как основа функционирования речевого общения.

Деловой этикет.

Национальная специфика речевого этикета.

2-3. Лекция.

Основные понятия успешной коммуникации.

Основные понятия:

Обращение.

Вербальные и невербальные средства общения.

Мимика, жестикуляция.

Ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические жесты.

Национальный характер жестов.

4. Семинарское занятие

Коммуникативные качества речи

Основные понятия:

Точность речи.

Понятность речи.

Богатство и разнообразие речи.

Чистота речи.

Выразительность речи.

5. Практическое занятие.

Правильность – главное коммуникативное качество речи

Основные понятия:

Правильность речи как непреложное условие успешной коммуникации.

Типичные ошибки и недочеты.

Языковые и речевые средства выразительности.

6. Практическое занятие

Функциональные стили речи

Основные понятия:

Основания классификации функциональных стилей.

Научный стиль.

Официально-деловой стиль.

Публицистический стиль.

Разговорный стиль.

Стиль художественной литературы.

7. Лекция

Формы общения

Основные понятия:

Формы общения: монолог, диалог и полилог.

Особенности монологической формы речевого общения.

Диалог как основная форма устноязычного общения.

Характеристика полилога.

Правила для говорящих и слушающих.

8. Семинарско-практическое занятие.

Устная разговорная речь

Основные понятия:

Устная разговорная речь.

Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.

Правила ведения спора.

9. Семинарское занятие

Основы мастерства публичной речи

Основные понятия:

Оратор и его аудитория.

Композиция публичного выступления.

Приемы изложения и объяснения содержания речи.

Аргументация в ораторской речи.

Контакт оратора с аудиторией.

Как готовиться к выступлению.

10. Лекция.

Паблисити. Информационный бюллетень. Пресс-релиз.

Основные понятия:

Паблисити. Информационная стратегия.

Информационный бюллетень. Как он должен выглядеть?

Пресс-релиз. Что это такое?

11. Практическое занятие

Языковые особенности построения рекламных текстов

Основные понятия:

Реклама, профессии, связанные с рекламой.

Основные цели рекламы.

Слоган. Выразительные средства слоганов.

12. Лекция

Деловое письмо

Основные понятия:

Язык деловой переписки.

Функции официально-делового стиля.

Деловые письма.

Виды деловых писем.

13. Практическое занятие

Виды деловых писем

Основные понятия:

Договор.

Благодарственное письмо.

Письмо – запрос.

14-15. Самостоятельная творческая работа по составлению проекта: написание черновиков, обсуждение спорных вопросов, составление плана сообщения, оформление.

16-17. Представление и защита проектов.

Обсуждение проектов, рецензирование.

Результаты изучения курса

Обучающиеся, успешно окончившие курс, смогут:

– вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;

– отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;

– ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;

– определять причины коммуникативных удач и неудач;

– уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата;

– высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;

– адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные средства общения;

– соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.

Образовательные результаты

изучения данного курса могут быть выявлены и оценены в рамках следующих форм контроля:

– текущий контроль (беседы с обучающимися по содержанию изученных тем, рецензирование ответов обучающихся);

– тематический контроль (практические работы по отдельным темам, тематические зачеты и т. д. );

– зачетный практикум (индивидуальное или групповое выполнение (устное или письменное) обязательных практических заданий, связанных с прикладным аспектом тем курса);

– обобщающий контроль:

1. Реферативное сообщение по следующим вопросам:

1. Формулы речевого этикета.

2. Интервью как жанр публицистики.

3. Роль интонации в речевом общении.

4. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

5. Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений.

6. Юмор, шутка, анекдот. Определение природы комического. Классификация юмористических ситуаций и текстов.

7. Телефонный разговор. Специфика жанра. Этикет телефонного разговора.

Возможны другие темы реферативных сообщений.

2. Создание проекта в виде рекламы, пресс-релиза, информационного бюллетеня.

3. Защита портфолио – портфеля достижений: набор самостоятельно выполненных в течение изучения курса работ, выбранных обучающимся в соответствии с перечнем, предложенным учителем.

Оценивание результатов изучения предлагается проводить по традиционным «Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся».

Список литературы для учителя:

1) Ахбарова Г. Х. , Скиргайло Т. О. Деловое письмо. – М. , 2005 г.

2) Элисон Бейверсток. Заставьте слово работать на себя. – М, 2004 г.

3) Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. , Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов– на-Дону, 2002 г.

4) Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов– на-Дону, 1996 г.

5) Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М. , 1996 г.

6) Дерябо С. , Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М. , 2002г.

7) Львова С. И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М. , 2006 г.

8) Меркин Г. С, Зыбина Т. М. , Максимчук Н. А. , Рябикова О. С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». – М. , 2007 г.

9) Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород, 1992 г.

10) Розентать Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М. , 2003 г.

11) Рыжаков Г. Я. Образцы документов для граждан. Информационные материалы. – М. , 2003 г.

12) Интернет-ресурсы.

www. ido. rudn. ru

www. i-u. ru

www. dofa. ru

www. slavianie. narod. ru

www. cspu. ru

www. etiquette. ru

www. homeclass. ru

Справочные издания

1) Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М. , 2006 г.

2) Бирюкова В. Т. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М. , 2006 г.

3) Бурцева В. В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка. – М. , 2006 г.

4) Бурцева В. В. Словарь иностранных слов. – М. , 2005 г.

5) Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М. , 2001 г.

6) Золотой фонд. Энциклопедия. Русский язык. – М. , 2003 г.

7) Иванова Т. Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М. , 2004г.

8) Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М. , 2004 г.

Список литературы для учащихся:

1) Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. – М. , 1995

2) Галлингер И. В. Культура речи: нормы современного русского литературного языка. – М. , 1994

3) Львова С. И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М. , 2006 г.

4) Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М. , 2003 г.

5) Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М. , 2004 г.

6) Бирюкова В. Т. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М. , 2006 г.

7) Бурцева В. В. Словарь иностранных слов. – М. , 2005 г.

8) Интернет-ресурсы.

Метки: Методический кабинет