Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Элективный курс «Обучение сочинениям разных жанров"

Элективный курс «Обучение сочинениям разных жанров"

Пояснительная записка

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Цель курса: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений;

совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами, как инструментом анализа, в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Основная функция элективного курса: подготовка учащихся к ЕГЭ.

Задачи: обобщение и систематизация знаний учащихся по всем разделам русского языка;

развитие навыков исследовательской работы.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащегося языкового чутья.

В результате анализа большого количества контрольных и экзаменационных сочинений старшеклассников можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли школьников. Наиболее уязвимой стороной письменной работы является стиль сочинения, гармония смысла и слова. Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи учащихся.

Элективный курс рассчитан на учеников 10 класса.

Продолжительность всего курса – 9 месяцев, по 1 часу в неделю – 34 учебных часа.

На элективный курс – 17 ч.

На проектно-исследовательскую деятельность – 17 ч.

Условия реализации курса:

  1. учебный кабинет;
  2. учебная и методическая литература;
  3. канцтовары;
  4. фотоаппарат.

Контрольные знания и умения: по окончанию года обучения учащиеся должны:

  • Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
  • Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
  • Уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое знание художественных произведений;
  • Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
  • Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
  • Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др. ); стихотворные размеры;
  • Самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Форма контроля: написание учащимися сочинений. Внимание уделяется и эстетической стороне дела: учащиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие творческие опыты, но и высказывать свою оценку с учётом авторского самолюбия, характера человека. Создание проекта.

Ожидаемые результаты: подготовленность к ЕГЭ, овладение навыками стилистической правки текста, написание сочинения-рассуждения.

Содержание программы

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистики.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения– сравнения.

8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10. Сочинение-анализ стихотворения.

11. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.

Литература для учителя

1. Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях. – М. : Просвещение, 1986.

2. Иванченко, Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в 11 классе. – М. : Просвещение, 2001.

3. Ильин, Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М. : Школа – Пресс, 1995.

4. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М. : Просвещение, 1997.

5. Козловская, Н. В. , Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб,: Паритет, 2000.

6. Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. – М. : Просвещение, 1987.

7. Лазаренко, Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. – М. , 1990.

8. Леонов, С. В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М. : Флинта, 1994.

9. Обернихина, Г. А. Как писать сочинение. – М. : РИПКРО, 1989.

10. Обернихина, Г. А. Сочинения на литературную тему: пособие для учителя. – М. : АРКТИ, 2000.

11. Озеров, Ю. А. Раздумья перед сочинением. – М. : Просвещение, 1990.

12. Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В. Г. – СПб. : Специальная литература, 1996.

13. Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» №11, 1999; №10, №15, 2000; №10, 2001; №8, 2002.

14. Руссова, Н. Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. – Н. Новгород, 1994.

15. Карнаух, Н. Л. , Щербина, И. В. Письменные работы по литературе.

9-11 кл. – М. : ДРОФА, 2002.

16. Коган, И. И. , Козловская, Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения

в школьном сочинении. – СПб. : САГА, 2003.

Литература для учащихся

1. Лимонад, Т. В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М. : Школьная пресса, 2001.

2. Лион, П. Э. , Лохова, Н. М. Литература: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М. : Дрофа, 1999.

Учебно-тематический план элективного курса и проектно-

исследовательской деятельности учащихся 10

биолого-химического профильного класса

Название тем курса

часы

Формы и методы обучения

Форма контроля

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

Слушание лекции учителя и её запись

Устный опрос

2

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам.

1

Анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, составление плана сочинения

Составление таблиц терминов.

3

А. С. Пушкин: жизнь и судьба

1

Краткое сообщение о поэте

Составление хронологической таблицы

4

Своеобразие жанров сочинений

1

Создание коллективного плана сочинения любого жанра, анализ сочинений

Характеристика жанровых особенностей

5

Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина

1

Подбор материала и его анализ

6

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

1

Практическая работа по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа.

Составление планов (простых и сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра)

8

Свободолюбивая и любовная лирика А. С. Пушкина

2

Подбор материала и его анализ

9

Сочинение-характеристика

1

Устное сочинение по плану, анализ планов.

Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов

10

Образы природы в лирике А. С. Пушкина

1

Подбор иллюстраций и материала по теме

12

Анализ стихотворения

2

Практическое занятие. Создание сочинения– анализ стихотворения

Нахождение художественных средств, определение их роли

13

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.

1

Подбор материала и его анализ

14

Сочинение-отзыв на прочитанную книгу

1

Подготовить материал

Написать сочинение-отзыв

15

Путешествие по Пушкинским местам

1

Подбор фотографий и материалов

Составление альбома

17

Сочинение-рассуждение

2

Работа с текстом. (материал ЕГЭ)

Написать сочинение-рассуждение

19

Работа над проектом по творчеству А. С. Пушкина

2

Создать проект на тему «Творчество А. С. Пушкина»

20

М. Е. Салтыков-Щедрин

1

Лекция. Подбор материала о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина

Воспроизведение содержания лекции по плану

21

Сочинение-характеристика

1

Устное сочинение по плану, анализ планов

Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов.

22

Состязание ораторов.

1

Дискуссия.

Подбор материала своей речи

23

Крепостническое гнездо

1

Слушание лекции учителя её запись

Устный опрос

24

В городе Глупове

1

Подбор материала и его анализ

26

Сочинение-рассуждение

2

Работа с текстом. (материал ЕГЭ)

Написать сочинение-рассуждение

27

Сатирические романы

1

Подбор материала и его анализ

28

Анализ эпизода в школьном сочинении

1

Создание сочинения -анализ эпизода

Составление списка эпизодов произведений XIX в.

29

Вершина социальной сатиры

1

Слушание лекции учителя её запись

Устный опрос

30

Публицистический стиль в сочинении

1

Повторить тему «Стили речи»

Написать сочинение

31

Политические сказки

1

Подбор материала

33

Работа над проектом по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

2

Создать проект на тему «Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина»

34

Работа над статьей в газету (на общественно значимую тему)

1

Повторить типы и стили речи

Написать статью

Метки: Методический кабинет