Элективный курс «Обучение сочинениям разных жанров"
Элективный курс «Обучение сочинениям разных жанров"
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Цель курса: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами, как инструментом анализа, в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Основная функция элективного курса: подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи: обобщение и систематизация знаний учащихся по всем разделам русского языка;
развитие навыков исследовательской работы.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащегося языкового чутья.
В результате анализа большого количества контрольных и экзаменационных сочинений старшеклассников можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли школьников. Наиболее уязвимой стороной письменной работы является стиль сочинения, гармония смысла и слова. Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи учащихся.
Элективный курс рассчитан на учеников 10 класса.
Продолжительность всего курса – 9 месяцев, по 1 часу в неделю – 34 учебных часа.
На элективный курс – 17 ч.
На проектно-исследовательскую деятельность – 17 ч.
Условия реализации курса:
- учебный кабинет;
- учебная и методическая литература;
- канцтовары;
- фотоаппарат.
Контрольные знания и умения: по окончанию года обучения учащиеся должны:
- Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- Уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое знание художественных произведений;
- Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др. ); стихотворные размеры;
- Самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Форма контроля: написание учащимися сочинений. Внимание уделяется и эстетической стороне дела: учащиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие творческие опыты, но и высказывать свою оценку с учётом авторского самолюбия, характера человека. Создание проекта.
Ожидаемые результаты: подготовленность к ЕГЭ, овладение навыками стилистической правки текста, написание сочинения-рассуждения.
Содержание программы
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистики.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения– сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Сочинение-анализ стихотворения.
11. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Литература для учителя
1. Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях. – М. : Просвещение, 1986.
2. Иванченко, Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в 11 классе. – М. : Просвещение, 2001.
3. Ильин, Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М. : Школа – Пресс, 1995.
4. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М. : Просвещение, 1997.
5. Козловская, Н. В. , Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб,: Паритет, 2000.
6. Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. – М. : Просвещение, 1987.
7. Лазаренко, Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. – М. , 1990.
8. Леонов, С. В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М. : Флинта, 1994.
9. Обернихина, Г. А. Как писать сочинение. – М. : РИПКРО, 1989.
10. Обернихина, Г. А. Сочинения на литературную тему: пособие для учителя. – М. : АРКТИ, 2000.
11. Озеров, Ю. А. Раздумья перед сочинением. – М. : Просвещение, 1990.
12. Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В. Г. – СПб. : Специальная литература, 1996.
13. Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» №11, 1999; №10, №15, 2000; №10, 2001; №8, 2002.
14. Руссова, Н. Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. – Н. Новгород, 1994.
15. Карнаух, Н. Л. , Щербина, И. В. Письменные работы по литературе.
9-11 кл. – М. : ДРОФА, 2002.
16. Коган, И. И. , Козловская, Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения
в школьном сочинении. – СПб. : САГА, 2003.
Литература для учащихся
1. Лимонад, Т. В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М. : Школьная пресса, 2001.
2. Лион, П. Э. , Лохова, Н. М. Литература: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М. : Дрофа, 1999.
Учебно-тематический план элективного курса и проектно-
исследовательской деятельности учащихся 10
биолого-химического профильного класса
№ | Название тем курса | часы | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1 | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | 1 | Слушание лекции учителя и её запись | Устный опрос |
2 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам. | 1 | Анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, составление плана сочинения | Составление таблиц терминов. |
3 | А. С. Пушкин: жизнь и судьба | 1 | Краткое сообщение о поэте | Составление хронологической таблицы |
4 | Своеобразие жанров сочинений | 1 | Создание коллективного плана сочинения любого жанра, анализ сочинений | Характеристика жанровых особенностей |
5 | Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина | 1 | Подбор материала и его анализ | |
6 | Выбор темы сочинения. Структура сочинения. | 1 | Практическая работа по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа. | Составление планов (простых и сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра) |
8 | Свободолюбивая и любовная лирика А. С. Пушкина | 2 | Подбор материала и его анализ | |
9 | Сочинение-характеристика | 1 | Устное сочинение по плану, анализ планов. | Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов |
10 | Образы природы в лирике А. С. Пушкина | 1 | Подбор иллюстраций и материала по теме | |
12 | Анализ стихотворения | 2 | Практическое занятие. Создание сочинения– анализ стихотворения | Нахождение художественных средств, определение их роли |
13 | Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина. | 1 | Подбор материала и его анализ | |
14 | Сочинение-отзыв на прочитанную книгу | 1 | Подготовить материал | Написать сочинение-отзыв |
15 | Путешествие по Пушкинским местам | 1 | Подбор фотографий и материалов | Составление альбома |
17 | Сочинение-рассуждение | 2 | Работа с текстом. (материал ЕГЭ) | Написать сочинение-рассуждение |
19 | Работа над проектом по творчеству А. С. Пушкина | 2 | Создать проект на тему «Творчество А. С. Пушкина» | |
20 | М. Е. Салтыков-Щедрин | 1 | Лекция. Подбор материала о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина | Воспроизведение содержания лекции по плану |
21 | Сочинение-характеристика | 1 | Устное сочинение по плану, анализ планов | Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов. |
22 | Состязание ораторов. | 1 | Дискуссия. | Подбор материала своей речи |
23 | Крепостническое гнездо | 1 | Слушание лекции учителя её запись | Устный опрос |
24 | В городе Глупове | 1 | Подбор материала и его анализ | |
26 | Сочинение-рассуждение | 2 | Работа с текстом. (материал ЕГЭ) | Написать сочинение-рассуждение |
27 | Сатирические романы | 1 | Подбор материала и его анализ | |
28 | Анализ эпизода в школьном сочинении | 1 | Создание сочинения -анализ эпизода | Составление списка эпизодов произведений XIX в. |
29 | Вершина социальной сатиры | 1 | Слушание лекции учителя её запись | Устный опрос |
30 | Публицистический стиль в сочинении | 1 | Повторить тему «Стили речи» | Написать сочинение |
31 | Политические сказки | 1 | Подбор материала | |
33 | Работа над проектом по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина | 2 | Создать проект на тему «Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина» | |
34 | Работа над статьей в газету (на общественно значимую тему) | 1 | Повторить типы и стили речи | Написать статью |
Метки: Методический кабинет