Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа предпрофильного курса «Мир фразеологии» (7– 8 классы)

Рабочая программа предпрофильного курса «Мир фразеологии» (7– 8 классы)

Пояснительная записка

Программа предпрофильного курса « Мир фразеологии» предназначена для обучающихся 7-8 классов.

Роль и место в образовательном процессе.

Курс предназначен для обучающихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, поэтому данный курс будет востребован гимназистами.

Программа курса предусматривает тесные связи с программой по русскому языку. Многие занятия строятся по принципу: от словарной работы (объяснение слов, сочетаний, введение их в собственное предложение, толкование отдельных выражений и пр. ) к диалогической речи.

Связь курса с профильными предметами. Обучающиеся, прошедшие полный курс, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Поэтому данный курс позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.

Практическое и профессиональное применение. Практическая значимость изучения фразеологии школьниками заключается прежде всего в повышении их культуры речи. Курс способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствует поиску информации по новой теме, а также поможет обучающимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

Дидактические цели

Образовательный аспект

  • углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры обучающихся,

– повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.

– развить лингвистические, культурологические, языковые и коммуникативные компетенции обучающихся,

  • совершенствовать речевые умения школьников.

Воспитательный аспект

– расширить кругозор,

– сформировать у обучающихся эстетический вкус,

– повысить культуру речи,

– обогатить словарный и фразеологический запас детей,

– повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой,

– овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

Развивающий аспект

– развить навыки исследовательской работы,

– развить умение пользоваться справочной литературой,

  • развить познавательный интерес.
Основная научная идея

(стержневая линия)

Название модульной программы

Количество часов

Семестр

Расширить кругозор обучающихся, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы, повысить интерес к гуманитарному образованию.

«Строение фразеологизмов»

6

1 семестр

«Происхождение фразеологизмов»

6

2 семестр

«Образность фразеологизмов»

6

3 семестр

Формы, методы работы и виды деятельности обучающихся:

– тренировочные упражнения,

– практикум,

– работа со словарями,

– исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т. д. ),

– творческие задания.

Ожидаемые результаты:

Знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники.

Уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками, создавать собственные тексты, используя фразеологизмы, применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

Календарно-тематическое планирование курса «Мир фразеологии»

Модуль 1

«Строение фразеологизмов» (6 часов)

Семестр

Структура модуля

Тема занятия

Интегрирующая дидактическая цель

Форма занятия

УУД (универсальные учебные действия)

1-й –

Вводная часть

1.

Знакомство с модульной программой, её задачами. Определение основных понятий, используемых в ходе изучения модуля.

Фразеология как раздел науки о языке.

Дать понятие о целях и содержании программы, о результатах работы в данном модуле.

Познакомить с темами проектов.

Лекция

Беседа

Регулятивные: постановка цели, составление плана и последовательности действий.

Личностные – развитие познавательных интересов.

Диалогическая часть

2.

Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.

Сопоставление признаков свободных словосочетаний и фразеологизмов. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Практикум. Нахождение в тексте фразеологизмов, определение их значения. Подготовка сообщений, презентаций.

Познавательныепоиск и выделение необходимой информации; самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности.

3

Грамматическое строение фразеологизмов.

Соотношение фразеологизмов с частями речи. Классификация фразеологизмов с точки зрения грамматики.

Практикум. Работа с текстами. Выбор фразеологизмов из текстов. Анализ фразеологизмов. Сообщения о роли фразеологизмов.

Познавательныепоиск и выделение необходимой информации; самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав

Сопоставление признаков аналитичных фразеологизмов и неразложимых фразеологизмов.

Языковой практикум. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности.

Регулятивные – умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность. Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5.

Фразеологические словари и справочники. «Фразеологический словарь русского языка», «Школьный фразеологический словарь русского языка» и др.

Работа со словарными статьями. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов.

Практикум. Составление словарных статей.

Сообщения о словарях.

Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6.

Практическая реализация проекта.

Заключительное занятие. Фразеологический праздник.

Подведение итогов работы

Защита проектов. Презентация работ

Фразеологические игры, конкурсы, загадки и т. д.

Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные – развитие познавательных интересов.

Модуль 2.

«Происхождение фразеологизмов» (6 часов)

Семестр

Структура модуля

Тема занятия

Интегрирующая дидактическая цель

Форма занятия

УУД (универсальные учебные действия)

2 семестр

Вводная часть

1.

Знакомство с модульной программой, её задачами. Определение основных понятий, используемых в ходе изучения модуля.

Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.

Дать понятие о целях и содержании программы, о результатах работы в данном модуле.

Познакомить с темами проектов.

Лекция

Беседа.

Регулятивные: постановка цели. Составление плана и последовательности действий. Личностные – развитие познавательных интересов.

2 – 3

Происхождение фразеологизмов русского языка. Особенности образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде)

Определение основы фразеологизмов, возникших на базе определенного материала.

Лексико-фразеологический разбор текстов; подбор фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.

Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения.

4

Источники русских фразеологизмов (фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка, фразеологизмы библейского происхождения).

Определение основы фразеологизмов, возникших на базе определенного материала.

Тренировочные упражнения. Работа с русскими по происхождению, заимствованными фразеологизмами.

Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. Презентации.

Регулятивные-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

5

Фразеологические обороты античного происхождения, фразеологизмы, восходящие к другим языкам.

Определение основы фразеологизмов, возникших на базе определенного материала.

Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле.

Познавательные– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их наблюдения; анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать их результаты

6

Практическая реализация проекта.

Презентации собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов»

Личностные – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии)

Модуль

«Образность фразеологизмов» (6 часов)

Семестр

Структура модуля

Тема занятия

Интегрирующая дидактическая цель

Форма занятия

УУД (универсальные учебные действия)

3 семестр

Вводная часть

1.

Знакомство с модульной программой, её задачами. Определение основных понятий, используемых в ходе изучения модуля.

Стилистическая характеристика фразеологизмов

Понятие о целях и содержании программы, о результатах работы в данном модуле.

Познакомить с темами проектов.

Лекция

Беседа.

Регулятивные– постановка цели. Составление плана и последовательности действий.

Личностные – развитие познавательных интересов.

Диалогическая часть

2.

Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе

Нахождение фразеологизмов. Определение их значения и роли в тексте.

Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов

Регулятивные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

3.

Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов

Определение значения фразеологизмов.

Работа со словарем.

Практикум. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов .

Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами

4

Синонимия и антонимия фразеологизмов

Составление предложений с фразеологизмами в разных значениях и омонимичными фразеологизмами

Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам;

замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов. Подбор текстов из художественной литературы

Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.

5

Ошибки при употреблении фразеологических сочетаний

Развитие навыка употребления фразеологизмов в связной речи

Редактирование текста составление Исследование устных ответов одноклассников на уроках.

Личностные:ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков.

Регулятивные:оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей.

6

Семинар «Системность фразеологизмов русского языка»

Темы:

1. Фразеологизмы со значением …

2. Фразеологизмы, характеризующие людей…

3. Фразеологизмы, связанные с … и т. д.

Защита

альманаха “Крылатые выражения”. Презентации

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии)

Литература:

Литература для учителя:

1. Введенская Л. А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл. )». М. , 1991.

2. Введенская Л. А. , Баранов М. Т. , Гвоздарев Ю. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл. )». – М. , 1991.

3. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку – М. 1979

Литература для обучающихся:

  1. Вартаньян Эд. Путешествие в слово. – М. , 1987.
  2. Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Человеческое слово могуче. М. , 1984.
  3. Шанский Н. М. В мире слов. – М. , 1985.
  4. Вульфсон Р. Е. Упражнения по лексике и фразеологии . М. , 1973
  5. Евлампиева Е. А. Русская фразеология. Практический курс. Издательство «Клио». Чебоксары – 1995.
  6. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. Кн. для внеклас. чтения. М. Просвещение. 1987.

Словари:

  1. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. , 1990.
  2. Ашукин Н. С. , Ашукина М. Г. Крылатые слова. М. , 1996
  3. Фразеологический словарь русского языка Под ред. М. И. Молоткова. – М. , 1988 и другие

Метки: Методический кабинет