Рабочая программа предпрофильного курса «Мир фразеологии» (7– 8 классы)
Рабочая программа предпрофильного курса «Мир фразеологии» (7– 8 классы)
Пояснительная записка
Программа предпрофильного курса « Мир фразеологии» предназначена для обучающихся 7-8 классов.
Роль и место в образовательном процессе.
Курс предназначен для обучающихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, поэтому данный курс будет востребован гимназистами.
Программа курса предусматривает тесные связи с программой по русскому языку. Многие занятия строятся по принципу: от словарной работы (объяснение слов, сочетаний, введение их в собственное предложение, толкование отдельных выражений и пр. ) к диалогической речи.
Связь курса с профильными предметами. Обучающиеся, прошедшие полный курс, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Поэтому данный курс позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.
Практическое и профессиональное применение. Практическая значимость изучения фразеологии школьниками заключается прежде всего в повышении их культуры речи. Курс способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствует поиску информации по новой теме, а также поможет обучающимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Дидактические цели
Образовательный аспект
- углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры обучающихся,
– повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.
– развить лингвистические, культурологические, языковые и коммуникативные компетенции обучающихся,
- совершенствовать речевые умения школьников.
Воспитательный аспект
– расширить кругозор,
– сформировать у обучающихся эстетический вкус,
– повысить культуру речи,
– обогатить словарный и фразеологический запас детей,
– повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой,
– овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Развивающий аспект
– развить навыки исследовательской работы,
– развить умение пользоваться справочной литературой,
- развить познавательный интерес.
Основная научная идея (стержневая линия) |
Название модульной программы
|
Количество часов | Семестр |
Расширить кругозор обучающихся, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы, повысить интерес к гуманитарному образованию. | «Строение фразеологизмов» | 6 | 1 семестр |
«Происхождение фразеологизмов» | 6 | 2 семестр | |
«Образность фразеологизмов» | 6 | 3 семестр |
Формы, методы работы и виды деятельности обучающихся:
– тренировочные упражнения,
– практикум,
– работа со словарями,
– исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т. д. ),
– творческие задания.
Ожидаемые результаты:
Знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники.
Уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками, создавать собственные тексты, используя фразеологизмы, применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.
Календарно-тематическое планирование курса «Мир фразеологии»
Модуль 1
«Строение фразеологизмов» (6 часов)
Семестр | Структура модуля | № | Тема занятия | Интегрирующая дидактическая цель | Форма занятия | УУД (универсальные учебные действия) |
1-й – | Вводная часть | 1. | Знакомство с модульной программой, её задачами. Определение основных понятий, используемых в ходе изучения модуля. Фразеология как раздел науки о языке. |
Дать понятие о целях и содержании программы, о результатах работы в данном модуле. Познакомить с темами проектов. |
Лекция Беседа
|
Регулятивные: постановка цели, составление плана и последовательности действий. Личностные – развитие познавательных интересов. |
Диалогическая часть | 2. | Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. | Сопоставление признаков свободных словосочетаний и фразеологизмов. Замена словосочетаний фразеологизмами. | Практикум. Нахождение в тексте фразеологизмов, определение их значения. Подготовка сообщений, презентаций. | Познавательные – поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | |
3 | Грамматическое строение фразеологизмов. | Соотношение фразеологизмов с частями речи. Классификация фразеологизмов с точки зрения грамматики. | Практикум. Работа с текстами. Выбор фразеологизмов из текстов. Анализ фразеологизмов. Сообщения о роли фразеологизмов. | Познавательные – поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||
4 | Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав
|
Сопоставление признаков аналитичных фразеологизмов и неразложимых фразеологизмов. | Языковой практикум. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности. | Регулятивные – умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность. Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
5. | Фразеологические словари и справочники. «Фразеологический словарь русского языка», «Школьный фразеологический словарь русского языка» и др. | Работа со словарными статьями. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов. | Практикум. Составление словарных статей. Сообщения о словарях.
|
Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
|
||
6. | Практическая реализация проекта. Заключительное занятие. Фразеологический праздник. |
Подведение итогов работы | Защита проектов. Презентация работ Фразеологические игры, конкурсы, загадки и т. д. |
Коммуникативные - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные – развитие познавательных интересов. |
Модуль 2.
«Происхождение фразеологизмов» (6 часов)
Семестр | Структура модуля | № | Тема занятия | Интегрирующая дидактическая цель | Форма занятия | УУД (универсальные учебные действия) |
2 семестр | Вводная часть | 1. | Знакомство с модульной программой, её задачами. Определение основных понятий, используемых в ходе изучения модуля. Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты. |
Дать понятие о целях и содержании программы, о результатах работы в данном модуле. Познакомить с темами проектов. |
Лекция Беседа.
|
Регулятивные: постановка цели. Составление плана и последовательности действий. Личностные – развитие познавательных интересов. |
2 – 3 | Происхождение фразеологизмов русского языка. Особенности образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде) | Определение основы фразеологизмов, возникших на базе определенного материала. | Лексико-фразеологический разбор текстов; подбор фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках. Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. |
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения. | ||
4 | Источники русских фразеологизмов (фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка, фразеологизмы библейского происхождения). | Определение основы фразеологизмов, возникших на базе определенного материала. | Тренировочные упражнения. Работа с русскими по происхождению, заимствованными фразеологизмами. Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. Презентации. |
Регулятивные-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. | ||
5 | Фразеологические обороты античного происхождения, фразеологизмы, восходящие к другим языкам. | Определение основы фразеологизмов, возникших на базе определенного материала. | Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле.
|
Познавательные– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их наблюдения; анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать их результаты | ||
6 | Практическая реализация проекта.
|
Презентации собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов» | Личностные – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии) |
Модуль
«Образность фразеологизмов» (6 часов)
Семестр | Структура модуля | № | Тема занятия | Интегрирующая дидактическая цель | Форма занятия | УУД (универсальные учебные действия) |
3 семестр | Вводная часть | 1. | Знакомство с модульной программой, её задачами. Определение основных понятий, используемых в ходе изучения модуля. Стилистическая характеристика фразеологизмов |
Понятие о целях и содержании программы, о результатах работы в данном модуле. Познакомить с темами проектов. |
Лекция Беседа.
|
Регулятивные– постановка цели. Составление плана и последовательности действий. Личностные – развитие познавательных интересов. |
Диалогическая часть | 2. | Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе | Нахождение фразеологизмов. Определение их значения и роли в тексте. | Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов | Регулятивные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
|
|
3. | Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов | Определение значения фразеологизмов. Работа со словарем. |
Практикум. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов . | Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | ||
4 |
Синонимия и антонимия фразеологизмов | Составление предложений с фразеологизмами в разных значениях и омонимичными фразеологизмами | Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам; замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов. Подбор текстов из художественной литературы |
Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
|
||
5 | Ошибки при употреблении фразеологических сочетаний | Развитие навыка употребления фразеологизмов в связной речи | Редактирование текста составление Исследование устных ответов одноклассников на уроках. | Личностные:ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков. Регулятивные:оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей. |
||
6 | Семинар «Системность фразеологизмов русского языка» | Темы: 1. Фразеологизмы со значением … 2. Фразеологизмы, характеризующие людей… 3. Фразеологизмы, связанные с … и т. д. |
Защита альманаха “Крылатые выражения”. Презентации |
Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии) |
Литература:
Литература для учителя:
1. Введенская Л. А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл. )». М. , 1991.
2. Введенская Л. А. , Баранов М. Т. , Гвоздарев Ю. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл. )». – М. , 1991.
3. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку – М. 1979
Литература для обучающихся:
- Вартаньян Эд. Путешествие в слово. – М. , 1987.
- Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Человеческое слово могуче. М. , 1984.
- Шанский Н. М. В мире слов. – М. , 1985.
- Вульфсон Р. Е. Упражнения по лексике и фразеологии . М. , 1973
- Евлампиева Е. А. Русская фразеология. Практический курс. Издательство «Клио». Чебоксары – 1995.
- Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. Кн. для внеклас. чтения. М. Просвещение. 1987.
Словари:
- Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. , 1990.
- Ашукин Н. С. , Ашукина М. Г. Крылатые слова. М. , 1996
- Фразеологический словарь русского языка Под ред. М. И. Молоткова. – М. , 1988 и другие
Метки: Методический кабинет