Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа элективного курса «Многоаспектный анализ текста"

Рабочая программа элективного курса «Многоаспектный анализ текста"

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса Губаревой А. А. «Многоаспектный анализ текста» // М. , журнал «Профильная школа», 2005г. , №4.

Цель курса – формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех её проявлениях.

Задачи курса:

1. обобщение и систематизация знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике;

2. содействие речевому развитию старшеклассников, воспитание чувства языка;

3. формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников; интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие.

Содержание курса включает в себя работу над тремя ведущими темами:

1. «Текст – результат речевой деятельности». Изучение данной темы позволит школьнику ощутить жизнь слова, увидеть слово в динамике преобразования.

2. «От текста к постижению авторского замысла». Уроки-исследования помогут учащимся определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста даёт возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое.

3. «Создание собственного текста в устной или письменной форме». На данном этапе изучения элективного курса учащиеся смогут совершенствовать свои практические умения и навыки оформлять мысли в слова.

В программе на изучение данного курса отводится 34 часа.

Рабочая программа рассчитана на 48 часов. 14 часов отводится на формирование и развитие навыков проектной деятельности.

Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:

Тема

Форма и вид деятельности

кол-во часов

Дата

Контроль

1.

Установочное занятие:

1. информационное сообщение о целях и задачах проектной деятельности;

2. сообщение примерной тематики и жанров будущих проектов;

3. начало работы по формированию мотивации уч-ся к занятию проектной деятельностью;

4. консультирование по выбору темы проекта и формирование проектных микрогрупп уч-ся.

Лекция с элементами беседы

2 ч

ноябрь

2.

Текст – результат речевой деятельности.

Лекция с элементами беседы

2 ч

ноябрь

3.

Слово в словаре и слово в тексте.

Практикум

2 ч

ноябрь

4.

От текста к постижению авторского замысла.

Исследовательская деятельность

2 ч

декабрь

5.

Коррекция плана и обоснования темы проекта

групповое консультирование (по графику)

2 ч

декабрь

отслеживание уровня активности членов группы

6.

Средства художественной выразительности и их роль в тексте.

Семинар

3 ч

декабрь

тестирование; лингвопоэтический анализ стихотворения

7.

Стилистические возможности языковых средств.

Исследовательская деятельность

2 ч

декабрь

8.

Понимание текста – процесс творческий.

Творческая мастерская

(работа в творческих группах)

2 ч

январь

работа по карточкам

9.

Коррекция основной части творческих проектов.

групповое консультирование (по графику)

2 ч

январь

черновой вариант творческих проектов

10.

Диалог с текстом.

Семинар

3 ч

январь, февраль

11.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.

Декламация художественного текста

1 ч

февраль

12.

Коррекция основной части творческих проектов.

групповое консультирование (по графику)

2 ч

февраль

черновой вариант творческих проектов

12.

Комплексный анализ текста.

Практикум.

7 ч

февральмарт

13.

Рецензия.

Семинар.

1 ч

март

14.

Коррекция заключительной части творческих проектов.

групповое консультирование (по графику)

2 ч

март

черновой вариант творческих проектов

15.

Создание собственного текста в устной или письменной форме.

Творческая мастерская

(работа в группах по созданию собственного текста)

2 ч

апрель

рецензия на предложенный текст

16.

Редактирование. Взаиморецензирование текстов.

Дискуссии.

2 ч

апрель

17.

Работа над проектами. Создание окончательного варианта творческих проектов.

Творческая мастерская.

2 ч

апрель

творческие проекты (чистовой вариант)

18.

Предварительная защита проектов и творческих работ.

Защита проектов внутри курса

3 ч

апрель

19.

День науки.

Защита проектов на Дне науки

2 ч

апрель

20.

Резервные часы.

2 ч

май

Любая тема, связанная с исследованием в области языкознания:

– роль языковых средств в…(произведения русских и советских писателей и поэтов).

– лексические, семантические особенности в …(прозе и поэзии, на примере 1 или 2 произведений).

2. Любая тема, связанная с влиянием средств массовой информации на язык.

3. Любая тема, связанная с влиянием исторического процесса, политических изменений на язык (языковые средства, используемые в полемике известными людьми).

4. Любая тема, связанная со спецификой общения в Интернете.

5. Анализ особенностей языка разных социальных групп.

6. Сопоставление языковых средств в прозаических и поэтических текстах XIX – XX вв. (работа строится на сравнении двух текстов разных периодов).

7. Анализ эпизода художественного произведения XIX – XX вв.

8. Сопоставительный анализ сходных эпизодов разных художественных произведений (работа строится на сравнении двух текстов).

9. Анализ лирического произведения:

– звуковой;

– лексический;

– грамматический;

– композиционный (на примере любого лирического произведения XIX – XX вв. ).

10. Нужна ли реформа русского языка современному обществу?

Литература

1. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. , – М. , 1997.

2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М. ,1981.

3. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11кл. – М. , 2000.

4. Дейкина А. Д. , Пахнова Г. М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М. , 2002.

5. Лосева Л. М. Как строить текст. – М. , 1980.

6. Солганик Г. Я. От слова к тексту. – М. , 1991.

7. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М. , 1987.

8. Шипицына Г. М. , Петровская С. С. , Черников И. Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. – М. , 1995.

9. Русский язык в школе. – 2004. – №6.

10. Русский язык в школе. – 2004. – №2.

11. Русский язык в школе. – 2004. – №1.

12. Русский язык в школе. – 2002. – №6.

13. Русский язык в школе. – 2001. – №1.

14. Русский язык в школе. – 1999. – №5.

15. Русский язык в школе. – 1997. – №3.

16. Русский язык в школе. – 1996. – №4.

17. Ресурсы Интернета.

Метки: Методический кабинет