Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа элективного курса «Физика в твоей будущей профессии». 9 класс

Программа элективного курса «Физика в твоей будущей профессии». 9 класс

Пояснительная записка.

Выбор темы «Физика в твоей будущей профессии» обусловлен возрастающим влиянием физической науки на темпы развития научно-технического прогресса. Тем, что знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Актуальность данного курса определяется также важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе.

Цель курса: познакомить школьников с местом физики в различных сферах деятельности, с рядом профессий, где разносторонне используются и применяются физические законы и теории.

Задачи курса:

– формирование представлений о широком применении физических законов не только в технике и технологии, но и других сферах деятельности;

– показ необходимости широкого спектра знаний, значение интеграционных связей для эффективного труда в современных условиях;

– развитие мышления и творческих способностей, познавательного интереса к физике, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

– развитие обобщенных умений школьников, способностей к самообразованию и саморазвитию;

– формирование информационной культуры. Развитие умений собирать, анализировать, обобщать и оценивать информацию; передавать структурированную информацию другим людям.

При отборе содержания данного курса учитывались вышеназванные задачи. Курс состоит из трех частей. В теме №1 «Мне физика нужна!» рассматриваются сферы деятельности, где необходимость знаний по физике не вызывает сомнений. Далее в теме №2 «Мне физика нужна?!» идет знакомство с профессиями, казалось бы, далекими от физики, но где широко используются физические приборы и устройства. В теме №3 «Мне физика не нужна?!» раскрывается применение физических приборов и методов исследования в гуманитарных и творческих специальностях. Таким образом, в курсе демонстрируется использование физических знаний в самых разнообразных направлениях. Содержание курса «Физика в твоей будущей профессии» дает широкие возможности для проведения экскурсий. В зависимости от условий можно посетить не только промышленные предприятия, но и АТС, физиоотделение поликлиники, любую строительную площадку и т. д. Целесообразно побывать в учебных заведениях, готовящих специалистов для различных отраслей хозяйства. Экскурсии позволят подкрепить полученные теоретические знания, обеспечат оптимальные условия формирования внутренней мотивации учащихся к обучению, осознанного выбора будущей профессии. Программа предполагает высокую вариативность, выражающуюся в возможности выбора конкретных тем для изучения, уровня сложности, различных форм сбора и представления интересующей информации.

Ведущими формами занятий могут быть семинары, конференции, тренинги, различные деловые игры, экскурсии. Большинство видов деятельности (подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций) выполняют сами учащиеся на занятиях и во внеурочное время. Предлагается предварительная опережающая индивидуально-групповая деятельность учащихся, на основе которой и выстраиваются занятия.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 предпрофильного класса, программа рассчитана на 17 часов. При подготовке и проведении занятий используется дополнительная литература, научно-популярные периодические издания, ресурсы Интернета, различные наглядные пособия и модели, демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики, фото и видеоматериалы.

Основная деятельность учителя заключается в общем руководстве учебным процессом: он дает основополагающие знания, совместно с учащимися определяет план действий, направляет и корректирует деятельность школьников.

Предусматривается использование разнообразных методов контроля: составление конспектов, проведение тестов, подготовка докладов и рефератов, разработка различных проектов, презентаций, отчетов о проделанной работе.

Содержание программы.

Введение. (1 ч)

Постановка целей и задач курса. Планирование заданий. Место физики в современном обществе.

Тема № 1 «Мне физика нужна!». (6 ч)

Промышленность. Представления о современных методах обработки материалов (электроискровой и электродуговой). Применение лазера в промышленности. Использование различных автоматов, манипуляторов. Представление о дистанционных измерениях, различных датчиков.

Сельское хозяйство. Представление об использовании физики в животноводстве, птицеводстве (инкубаторы, фотореле, электропоилки, терморегуляторы). Растениеводство (очистка зерна, радиоселекция, различные виды вспашки).

Транспорт. Различные виды двигателей и их использование. Пути повышения КПД двигателя. Устройство и принцип работы спидометра, счетчика пройденного пути, коробки передач. Значение качества покрытия дорог.

Энергетика. Получение электроэнергии (генераторы переменного тока), ее передача и пользование. Роль трансформаторов.

Строительство и архитектура. Необходимость знаний о равновесии, правиле моментов, устойчивости. Значение фундамента. Исследование законов статики в старинных постройках и современных зданиях. Физика арок и куполов. Действие сил на опоры различных типов мостов. Действие подъемного крана (устойчивость, равнодействие всех сил, грузоподъемность).

Экскурсия. Практическое применение законов физики на выбранном объекте (промышленные предприятия, строительная площадка, автомастерская).

Тема №2 «Мне физика нужна?!». (4 ч)

Медицина. Физические основы устройства простейших мединструментов (шприц, пипетка, стерилизатор, термометр, электрогрелка, банки). Использование физических знаний при диагностике и лечении (кардиограммы, рентгеновские снимки, счетчик Гейгера, лазер, плазменный скальпель, импульсивный ток).

Радио– и телесвязь. Особенности распространения радиоволн различного диапазона, их использование. Перспективы развития связи. Устройство и принцип работы динамика и микрофона.

Пищевая промышленность. Физика в профессии кулинара и кондитера (печи, УВЧ печи, тостеры, электрочайники, кофейники). Электростатический метод копчения, быстрая заморозка. Стерилизация и хранение продуктов.

Экскурсия. Практические применения законов физики на выбранном объекте (медучреждения, АТС, предприятия пищевой промышленности).

Тема №3 «Мне физика не нужна?!». (5 ч)

Криминалистика и история. Компьютерные базы данных. Активационный анализ. Спектральный анализ. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Фотоэлектронография. Люминесцентный анализ. Металлоискатели.

Спорт. Спортивный инвентарь. Физика упражнений и движений. Техника метания диска, прыжка с шестом. Автотренажеры. Автоматические секундомеры. Световое оружие.

Театр и кино. Механические и электрические приспособлении в оформлении спектаклей. Роль световых эффектов. Светомузыка. Эффект движения в кино. Звуковое кино.

Живопись, музыка и литература. Разложение света в спектре. Законы отражения и преломления света в живописи. Влияние освещенности на восприятие. Громкость и частота звука. Камертон. Музыкальные инструменты. Акустика.

Экскурсия. Практические применения законов физики на выбранном объекте (музей, концентратный зал, спорт зал).

Обобщение и систематизация ЗУН. (1 ч)

Подведение итогов курса. Защита проектов.

Методическая часть.

В результате изучения курса учащиеся более осознанно смогут выбрать профиль обучения. Помимо этого школьники должны

Знать:

  • Место и значение физики в современном обществе.
  • Общность законов физики, применяемых к явлениям живой и неживой природы.
  • Использование физических законов и теорий в различных профессиях.
  • Использование методов физических исследований в различных сферах деятельности.

Уметь:

  • Объяснять взаимосвязь между основными принципами различных отраслей деятельности и физической теорией.
  • Собирать информацию о производственном процессе, применяемом методе исследования.
  • Анализировать, структурировать и оценивать собранную информацию на базе имеющихся физических знаний.
  • Передавать обработанную информацию другим людям, участвовать в дискуссиях и обсуждениях.
  • Применять полученные знания и умения при проведении экспериментов и решении расчетных задач.

Рекомендуются:

1. Основной акцент сделать на изучение основных принципов, общих закономерностей. Содержательный материал должен быть доступным, понятным и адаптированным к уровню подготовки учащихся. Излишняя детализация и перегрузка содержания учебного материала не целесообразна.

2. Желательно использовать ресурсы Интернета, аудио– и видео средства для многостороннего, наглядного освещения тем курса.

3. Задания школьникам давать дифференцированно с учетом их учебных возможностей, интересов и проектируемой специальности.

4. Использовать в работе современные образовательные технологии: формирования информационной культуры; технологию развития мотивации и развивающего обучения.

5. Активно использовать метод учебных проектов и междисциплинарные интеграционные связи.

6. Полезно ввести накопительную систему оценки достижений, используя схему аттестации (на основе разработки Алешкевич В. А. и Пурышевей Н. С. ) [11]:

Вид деятельности

Уровни и критерии

Баллы

Объяснение методов исследований, основанных на законах физики.

Умение объяснять физические основы методов исследования, используемых в различных сферах деятельности.

Объяснение работы технических устройств.

Умение объяснять принципы работы приборов и технологий, основанных на законах физики.

Выполнение схем, графиков, расчетных задач.

Умение представлять информацию в виде схем, графиков, делать необходимые расчеты на основе законов физики.

Выполнение исследований с использованием физ. приборов и программных средств.

Умение формулировать гипотезу и цель исследования, планировать эксперимент, оценивать полученные результаты, делать выводы.

Демонстрация опытов.

Умение формулировать цель демонстрации, подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат.

Поиск и отбор информации

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме.

Конспектирование информации и подготовка рефератов.

Умение выделить главное в отобранной информации и изложить в письменном виде.

Подготовка сообщений и докладов, презентаций.

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал.

Выступление с сообщениями, докладами и презентациями.

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами, делать компьютерную презентацию.

Участие в дискуссиях.

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Список литературы:

  1. Глазунов А. Ю. Техника в курсе физики средней школы. – М. ; Просвещение, 1977
  2. Ланина И. Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. – М. ; Просвещение, 1991
  3. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. – М. ; Просвещение, 1977
  4. Хилькевич С. С. Физика вокруг нас. – М. ; Наука, 1999
  5. Внеурочная работа по физике. /Под ред. О. Ф. Кабардина – М. ; Просвещение, 1983
  6. Энциклопедический словарь юного физика. /Под ред. В. Ю. Кирьянова – М. ; Педагогика, 1984
  7. Энциклопедический словарь юного техника. /Под ред. В. Ю. Кирьянова – М. ; Педагогика, 1987
  8. Энциклопедия для детей. Физика. /Под ред. М. Аксеновой – М. ; Аванта +, 1999
  9. Полынин И. А. Информация о профессиях и производстве при изучении физики // Физика в школе. -1991. -№1
  10. Гудкова Л. В. Деловая игра «Физика в выбранном мною деле» // Физика в школе. -1992. -№3-4
  11. Алешкевич В. А. , Пурышева Н. С. Программа элективного курса «Оптика» // Программы элективных курсов. Физика. – М. ; Дрофа, 2005

Метки: Методический кабинет