Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа по внеклассной исследовательской работе по физике

Программа по внеклассной исследовательской работе по физике

Пояснительная записка

Задача современного образования – развитие общих способностей личности, формирование не только целостной системы специальных предметных умений, но и универсальных знаний, умений, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В этой связи изменяется роль учителя в школе. Он перестает быть для учащихся основным источником знаний и превращается в организатора их деятельности. В тоже время выпускники школ и вузов нуждаются не только в глубоких научных знаниях, но и умениях творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

Огромное значение для реализации этих задач имеет самостоятельная экспериментальная и исследовательская внеурочная деятельности учащихся, итог которой – доклад на научно-практической конференции школьников. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимся материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев высокого уровня трудности.

Кроме того, организация внеурочной научно-исследовательской работы позволяет решить еще ряд важных задач: удовлетворить потребность школьников в содержательном досуге, создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания помощи в самореализации, профессиональном самоопределении, гражданском становлении личности.

Приобщение учащихся к экспериментальной и исследовательской деятельностям начинается с мотивации. Ученик должен видеть, что решение конкретной задачи есть социально значимая для него задача. Кто-то включается в работу, только потому, что это интересно для него, кто-то видит материальные стимулы, такие как преимущества при поступлении в выбранный ВУЗ, или дополнительный балл на зачетах и экзаменах, кто-то повышает свой авторитет в коллективе учащихся и учителей, а кто-то повышает уровень самооценки или развивает опыт публичного выступления.

Цель работы:

Развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений школьников посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.

Задачи:

•Помочь овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности;

•Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования;

• Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.

Умения, приобретаемые в ходе реализации учебного проекта:

• Умение формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность;

• Умение составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;

• Умение определять цель и задачи учебного исследования;

• Умение формулировать гипотезу учебного исследования;

• Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.

• Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.

• Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.

• Умение владеть специальной терминологией.

Календарное планирование

№ п/п

Тема

Этап работы

Календарное

время

I четверть (8 ч. )

1

Подготовка к проведению научного исследования

Выбор темы исследования.

Поставка целей и задач исследования

Поиск и анализ литературных данных по данной теме

Обосновать актуальность

Определение методов исследования

2. 09. -29. 10.

IIIIIIV четверть (24 ч. )

2

Проведение научного исследования

Экспериментальная часть.

Первичная обработка и анализ результатов эксперимента, этап проверки результатов

Оформление результатов исследования

6. 11. – 15. 02.

3

Оформление исследовательской работы

Оформление текста научного исследования и презентации.

4

Защита результатов исследования

Подготовка доклада.

Выступление на конференции

16. 02-10. 04

5

Публикация

Подготовка тезисов доклада к публикации (для лучших работ)

10. 04 -30. 04

Описание этапов работы:

Тему необходимо подбирать в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Как правило, с наибольшим интересом и увлечением ученики выполняют ту деятельность, которая свободно выбрана ими самостоятельно. Однако если ученик не может обозначить объект исследования, но очень хочет участвовать в исследовательской деятельности, то преподаватель предлагает ему сделать выбор темы из заранее подготовленного списка.

После выбора темы очень важно правильно поставить цели и задачи исследования. Задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Интерес к работе и посильность во многом будут определять успех исследования. Учащиеся должны видеть, что результаты их исследования могут реально применяться в жизни, в учебной деятельности, использоваться при дальнейших исследованиях.

На этом этапе проводится поиск и анализ литературных данных по данной теме. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно изучил литературу и вместе с учителем выбрал 3 – 4 источника, опираясь на которые, он будет проводить свое дальнейшее исследование.

На первых этапах важно развивать умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников будут совершенствоваться эти умения, а также навыки речевой деятельности.

На этом этапе важно поддерживать заинтересованность учащихся в работе над исследованием, т. е. обеспечивать мотивацию, которая будет источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности школьников.

Следующий этап работы предполагает предварительную обработку полученных результатов. На этом этапе происходит накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Выделение именно этих основных моментов при организации исследований учащихся связано с особенностями творческого процесса. Процесс научного творчества является циклическим, состоящим из звеньев: исходные факты → гипотеза → следствия → эксперимент → исходные факты.

Для того чтобы знания, полученные в результате исследовательской или экспериментальной работ, стали действительно личностными ценностями, они должны осознаваться и осмысливаться учащимися, сама же деятельность должна строиться на принципе осмысленности: как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов.

Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае, когда формулируются они самостоятельно. В этом случае учащийся может раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, самостоятельно, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить теорию для объяснения частных явлений. Процесс осмысления знаний связан с проведением сложных мыслительных операций, таких, как синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. Обладая осознанным знанием и умением совершать логические операции, учащиеся способны переносить знания в новые ситуации.

Следующий этап – это этап оформления полученных результатов. Как правило, работа оформляется в виде доклада или сообщения.

Литература:

1. «Организация научно-исследовательской и экспериментальной внеурочной деятельности по физике». Наука. Творчество. VII Международная научная конференция. 2011г.

Метки: Методический кабинет