Программа элективного курса "Физика в нашем доме". 9 класс
Программа элективного курса "Физика в нашем доме". 9 класс
Пояснительная записка.
Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.
Элективный курс «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 17 часов.
Цель курса – создание условий для формирования и развития у школьников:
– интереса к изучению предмета физики;
– умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
– творческих способностей;
– коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основная задача курса – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
– выдвигать гипотезы;
– решать задачи практической направленности;
– отбирать необходимые для эксперимента приборы;
– интерпретировать результаты эксперимента;
– делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.
В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.
Содержание программы.
Раздел 1. Измерительные приборы – 1ч
Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.
Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и весы).
Раздел 2. Законы механики – 3ч
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.
Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.
Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 2ч
Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).
Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости.
Раздел 4. Теплота – 2ч
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании.
Раздел 5. Свойства электрического тока – 3ч
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.
Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.
Раздел 6. Звуковые явления – 3ч
Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).
Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей.
Раздел 7. Оптика – 2ч
Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.
Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах.
Итоговое занятие – 1ч
Литература для учителя:
1. Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. – М. : АРКТИ, 2000
2. Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. – М. : АРКТИ, 2000
3. Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. – М. : АРКТИ, 2000
4. Юфанова И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1990
5. Луцевич А. А. , Равков А. В. , Козел Р. Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя– МН. : «Народная асвета», 1989
6. Кабардин О. Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы. – М. : Дрофа, 2008
Литература для ученика:
1. Ландау Л. Д. , Китайгородский А. И. Физические тела. – М. : «Наука», 1978
2. Коган Б. Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. – М. : «Наука», 1986
3. Тарасов Л. В. , Тарасова А. Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. – М. : «Высшая школа», 1990
4. Виргинский В. С. , Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. – М. : «Просвещение», 1993
Поурочно-тематическое планирование учебного материала
9 класс, 17 часов, 1 час в неделю.
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов |
Раздел 1. Измерительные приборы | 1 | |
1 | Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений. | 1 |
Раздел 2. Законы механики | 3 | |
2 | Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. | 1 |
3 | Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). | 1 |
4 | Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел. | 1 |
Раздел 3. Механика жидкостей и газов | 2 | |
5 | Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). | 1 |
6 | Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора). | 1 |
Раздел 4. Теплота | 27 | |
7 | Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. | 1 |
8 | Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация. | 1 |
Раздел 5. Свойства электрического тока | 3 | |
9 | Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. | 1 |
10 | Механическое действие тока. Магнитное действие тока. | 1 |
11 | Основы радиопередачи и радиоприема. | 1 |
Раздел 6. Звуковые явления | 3 | |
12 | Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). | 1 |
13 | Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). | 1 |
14 | Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов). | 1 |
Раздел 7. Оптика | 2 | |
15 | Отражение света от плоских зеркал. | 1 |
16 | Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах. | 1 |
17 | Итоговое занятие | 1 |
Методические рекомендации
1. Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.
История создания метрической системы мер. Бытовые приборы: линейка, рулетка, циркуль, портновский сантиметр, весы, мерные стаканы, часы, счетчик электрической энергии.
2. Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.
Утверждение Архимеда о возможности передвижения любого груза с помощью рычага.
Наклонная плоскость, ворот, тиски, кусачки, пассатижи, швейная машина с ручным приводом.
3. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).
Бытовые приборы: ложки, вилки, ножи, хлеборезка, соковыжималка, ножницы. Решение задач.
4. Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.
Бытовые приборы: вазы, фужеры, тарелки, настольные лампы, торшеры, лестницы. Решение задач.
5. Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).
История флорентийских насосов. История постройки римского водопровода. Водопровод (действующая модель), фонтаны – увлажнители воздуха. Бытовые приборы: чайники, кофейники, кружка – непроливайка.
6. Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).
Объяснение работы бытовых приборов: пипетки, авторучки, насос, опрыскиватель. Решение задач. Демонстрация зависимости давления от скорости течения жидкости. Пульверизатор. Смена воды в аквариуме.
7. Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.
История открытия термометра. Термометры (медицинский, для измерения температуры воды и воздуха). Пламя спички, спиртовки. Водяное отопление (действующая модель). Сковородки, утюги, кастрюли с металлическими и деревянными ручками. Стакан чая с опущенной в него ложкой. Термос. Шерстяная шапка, меховые варежки. Теплозащитные свойства тканей.
8. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.
Объяснение работы бытовых приборов: газовая плита и холодильник. Влажно-тепловая обработка одежды. Тепловая обработка продуктов. Приготовление горячих блюд. Стерилизация продуктов, консервирование. Лужение и пайка проводов. Решение задач.
9. Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.
От лучины до лампы дневного света. Устройство и действие электролампы, электроплиты, паяльника, утюга, электрического чайника, камина. Решение задач.
10. Механическое действие тока. Магнитное действие тока.
Объяснение работы бытовых приборов: пылесоса, полотера, электробритвы, электродрели, швейной машины, телефона. Решение задач.
11. Основы радиопередачи и радиоприема.
Объяснение работы телефона, радиоприемника, телевизора. Диапазоны электромагнитных волн.
12. Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).
Из истории музыкальных инструментов. Звуковые характеристики. Решение задач.
13. Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).
Бытовые приборы: музыкальные инструменты (скрипка, гитара, пианино). Решение задач.
14. Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).
Макет меблированной комнаты. Звукоизоляционные материалы. Звукопроводность твердых тел и жидкостей.
15. Отражение света от плоских зеркал.
Различные взгляды на природу света. Виды зеркал: плоское, вогнутое и выпуклое. Характеристики. Свойства изображений в различных зеркалах. Применение. Решение задач.
16. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.
Очки (для близорукого и дальнозоркого глаза), бинокль, фотоаппарат, увеличитель, киноаппарат. Системы линз и зеркал.
17. Итоговое занятие.
Список использованной литературы:
1. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. М. , «Просвещение», 1977
2. Дик Ю. И. , Турышев И. К. , Лукьянов Ю. И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – М. : «Просвещение», 1987
3. Зверев И. Д. , Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М. : «Педагогика», 1981
4. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе/ Под ред. А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта. – М. : «Просвещение», 1985
Метки: Методический кабинет