Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа элективного курса "Физика в нашем доме". 9 класс

Программа элективного курса "Физика в нашем доме". 9 класс

Пояснительная записка.

Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.

Элективный курс «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса – создание условий для формирования и развития у школьников:

– интереса к изучению предмета физики;

– умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

– творческих способностей;

– коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основная задача курса – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

– выдвигать гипотезы;

– решать задачи практической направленности;

– отбирать необходимые для эксперимента приборы;

– интерпретировать результаты эксперимента;

– делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.

В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.

Содержание программы.

Раздел 1. Измерительные приборы – 1ч

Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и весы).

Раздел 2. Законы механики – 3ч

Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.

Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 2ч

Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости.

Раздел 4. Теплота – 2ч

Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании.

Раздел 5. Свойства электрического тока – 3ч

Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.

Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.

Раздел 6. Звуковые явления – 3ч

Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей.

Раздел 7. Оптика – 2ч

Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.

Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах.

Итоговое занятие – 1ч

Литература для учителя:

1. Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. – М. : АРКТИ, 2000

2. Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. – М. : АРКТИ, 2000

3. Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. – М. : АРКТИ, 2000

4. Юфанова И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1990

5. Луцевич А. А. , Равков А. В. , Козел Р. Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя– МН. : «Народная асвета», 1989

6. Кабардин О. Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы. – М. : Дрофа, 2008

Литература для ученика:

1. Ландау Л. Д. , Китайгородский А. И. Физические тела. – М. : «Наука», 1978

2. Коган Б. Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. – М. : «Наука», 1986

3. Тарасов Л. В. , Тарасова А. Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. – М. : «Высшая школа», 1990

4. Виргинский В. С. , Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. – М. : «Просвещение», 1993

Поурочно-тематическое планирование учебного материала

9 класс, 17 часов, 1 час в неделю.

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Раздел 1. Измерительные приборы

1

1

Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

1

Раздел 2. Законы механики

3

2

Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.

1

3

Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).

1

4

Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

1

Раздел 3. Механика жидкостей и газов

2

5

Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).

1

6

Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

1

Раздел 4. Теплота

27

7

Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.

1

8

Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

1

Раздел 5. Свойства электрического тока

3

9

Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.

1

10

Механическое действие тока. Магнитное действие тока.

1

11

Основы радиопередачи и радиоприема.

1

Раздел 6. Звуковые явления

3

12

Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).

1

13

Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).

1

14

Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

1

Раздел 7. Оптика

2

15

Отражение света от плоских зеркал.

1

16

Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.

1

17

Итоговое занятие

1

Методические рекомендации

1. Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

История создания метрической системы мер. Бытовые приборы: линейка, рулетка, циркуль, портновский сантиметр, весы, мерные стаканы, часы, счетчик электрической энергии.

2. Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.

Утверждение Архимеда о возможности передвижения любого груза с помощью рычага.

Наклонная плоскость, ворот, тиски, кусачки, пассатижи, швейная машина с ручным приводом.

3. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).

Бытовые приборы: ложки, вилки, ножи, хлеборезка, соковыжималка, ножницы. Решение задач.

4. Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Бытовые приборы: вазы, фужеры, тарелки, настольные лампы, торшеры, лестницы. Решение задач.

5. Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).

История флорентийских насосов. История постройки римского водопровода. Водопровод (действующая модель), фонтаны – увлажнители воздуха. Бытовые приборы: чайники, кофейники, кружка – непроливайка.

6. Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

Объяснение работы бытовых приборов: пипетки, авторучки, насос, опрыскиватель. Решение задач. Демонстрация зависимости давления от скорости течения жидкости. Пульверизатор. Смена воды в аквариуме.

7. Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.

История открытия термометра. Термометры (медицинский, для измерения температуры воды и воздуха). Пламя спички, спиртовки. Водяное отопление (действующая модель). Сковородки, утюги, кастрюли с металлическими и деревянными ручками. Стакан чая с опущенной в него ложкой. Термос. Шерстяная шапка, меховые варежки. Теплозащитные свойства тканей.

8. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

Объяснение работы бытовых приборов: газовая плита и холодильник. Влажно-тепловая обработка одежды. Тепловая обработка продуктов. Приготовление горячих блюд. Стерилизация продуктов, консервирование. Лужение и пайка проводов. Решение задач.

9. Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.

От лучины до лампы дневного света. Устройство и действие электролампы, электроплиты, паяльника, утюга, электрического чайника, камина. Решение задач.

10. Механическое действие тока. Магнитное действие тока.

Объяснение работы бытовых приборов: пылесоса, полотера, электробритвы, электродрели, швейной машины, телефона. Решение задач.

11. Основы радиопередачи и радиоприема.

Объяснение работы телефона, радиоприемника, телевизора. Диапазоны электромагнитных волн.

12. Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).

Из истории музыкальных инструментов. Звуковые характеристики. Решение задач.

13. Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).

Бытовые приборы: музыкальные инструменты (скрипка, гитара, пианино). Решение задач.

14. Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

Макет меблированной комнаты. Звукоизоляционные материалы. Звукопроводность твердых тел и жидкостей.

15. Отражение света от плоских зеркал.

Различные взгляды на природу света. Виды зеркал: плоское, вогнутое и выпуклое. Характеристики. Свойства изображений в различных зеркалах. Применение. Решение задач.

16. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.

Очки (для близорукого и дальнозоркого глаза), бинокль, фотоаппарат, увеличитель, киноаппарат. Системы линз и зеркал.

17. Итоговое занятие.

Список использованной литературы:

1. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. М. , «Просвещение», 1977

2. Дик Ю. И. , Турышев И. К. , Лукьянов Ю. И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – М. : «Просвещение», 1987

3. Зверев И. Д. , Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М. : «Педагогика», 1981

4. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе/ Под ред. А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта. – М. : «Просвещение», 1985

Метки: Методический кабинет