Презентация программы элективного курса «Электротехника» для обучающихся 9 классов

В нашей семье никогда не было учителей. Есть радиофизики, геологи, ученые, военные. . . Когда в 10-м классе на уроке профориентации результаты тестирований показали мою склонность к педагогической деятельности, я была удивлена и посчитала это за несовершенство методики преподавания и тестирования. После школы я поступила в технический ВУЗ и по его окончании уже много лет работаю учителем!

Эпиграфом к моей программе послужили слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

На V Республиканском конкурсе авторских программ разработанная мною и представленная программа курса Электрорадиотехнология для обучающихся 10,11 классов получила диплом II степени за инновационные идеи.

На основе этой программы разработана программа элективного курса «Электротехника» для обучающихся 9х классов, которая представляет собой нетрадиционную концепцию, построенную с учетом научных разработок последних десятилетий в области технических наук, педагогики и психологии. Эта концепция созвучна таким идеям педагогики, как развивающее обучение, гуманно-личностный подход к учащимся, культурологическая направленность образования.

Программа состоит из нескольких модулей, это:

1. охрана труда;

2. элементная база радиоэлектронной аппаратуры;

3. проектирование устройств радиоэлектроники и автоматики;

4. электрические измерения;

5. монтаж радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) на лабораторном тренажере;

6. монтаж устройств радиоэлектроники методом пайки;

7. радиоприемники;

8. основы ремонта бытовой электроаппаратуры;

9. основы профессионального самоопределения;

10. основы экономических знаний;

11. основы медицинских знаний и ЗОЖ;

12. творческое проектирование.

Такое модульное строение программы позволяет глубоко и четко структуировать учебный материал. Так, например, в блоке «Радиотехника» представлены общие сведения о радиосвязи, видах радиоприемников (прямого усиления, супергитерадинный и т. д. ); блок «Пайка электрических схем» способствует формированию у обучающихся практических навыков моторной деятельности, развитию интеллекта и речи, особое внимание уделено профессиональному самоопределению и здоровьесберегающим технологиям.

В результате обучения учащиеся Должны знать:

1. принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

2. причины и пути предупреждения электротравматизма;

3. элементную базу электротехники;

4. принципы построения электрических схем;

5. основы радиосвязи и устройство простейших радиоприемников;

6. типы профессий, правила выбора профессии, требования профессий разных типов к лично­сти;

7. основные понятия и законы экономики.

Должны уметь:

1. составлять и читать простые электрические схемы;

2. собирать по схемам простые электрические цепи методом пайки;

3. проводить измерение основных параметров электрического тока;

4. разбираться в маркировке различных элементов РЭА;

5. проектировать устройства электрорадиоэлектроники;

6. производить ремонт бытовой аппаратуры;

7. оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.

 

Учащиеся должны приобрести навыки:

1. Работы с паяльником;

2. ремонта бытовой электроаппаратуры;

3. сборки простейших электрических схем.

При составлении программы я поставила следующие

Цели обучения:

> формирование и развитие у учащихся общеучебных интеллектуальных знаний, мыслитель­ных и коммуникационных навыков;

> воспитание познавательной активности, готовности к профессиональной адаптации, стрем­ления к непрерывному профессиональному образованию;

> развитие творческих способностей, осознанное закрепление на практике знаний и умений, полученных при изучении основ наук посредством овладения методики проектной дея­тельности.

Задачи обучения:

• создание необходимых условий для пробуждения интересов учащихся к познанию и сози­данию, развития их креативного потенциала;

• приобщение обучающихся к труду, приобретение трудовых и профессиональных навыков, воспитание позитивного отношения к труду;

• приобщение учащихся к прогрессивным научным знаниям через изучение основ техниче­ских наук;

• индивидуальная работа с одаренными учащимися, помощь в самореализации их личностей.

Для эффективной реализации этих целей и задач на занятиях я применяю инновационные методы, например:

1. Проектизация обучения. Этот метод позволяет ребятам овладеть организацией практической деятельности по всей цепочке – от идеи до её реализации в изделии, позволяет развивать основные виды мышления, творческие способности, умение работать с книгой, со справочной литературой.

Появляется интерес к анализу потребительских, экономических, экологических, технологи­ческих ситуаций.

Здесь соединяются формальные знания с практическим опытом.

Преподаватель перестает быть источником информации, а становится организатором учеб­но-познавательной деятельности школьника.

2. Нетрадиционные методы:

> Метод эмпатии и рефлексии, т. е. размышления полное сомнений и колебаний, анализ соб­ственных мыслей; вхождение в личный мир другого, пребывания там как «дома», ощуще­ние другого.

> Учение через опыт.

> Тренинг мышления.

3. Прогрессивные гуманистические образовательные технологии:

> Личностно – ориентированный подход.

> Дифференцированные модели обучения.

> Развивающие игры и тренинги.

> Конкурсы мастерства, эрудиции и т. д.

Таким образом, на занятиях Электрорадиотехнологии научатся:

> Проектировать устройства радиоэлектроники и автоматики (УРЭА)

> Производить монтаж и наладку УРЭА

> Ремонтировать бытовую радиоэлектронную и электрическую аппаратуру

> Изобретать и конструировать конкурентоспособную технику

Моя задача – это вовлечение учащихся в захватывающий мир техники, мир творчества. Я полагаю, что одним из важнейших показателей эффективности моей работы по социализации личности ученика является количество выпускников, которые связали свою жизнь с профессиями, связанными с электрорадиотехнологией. За последние пять лет каждый второй мой выпускник продолжил обучение по профессиям инженерной направленности, а в некоторые годы процент трудоустройства составляет 66,2.

 

Вот результаты моих учеников за последние годы:

 

Уч. год

 

Районные

 

Городские

 

Республиканские

 

Региональные

 

Всероссийские

 

2006– 2007

 

Олимпиада по технологии– 1, 2 место

 

Олимпиада по технологии – 2 место

 

Олимпиада по технологии – 3 место

 

Диплом II(КГТУ)

 

Почетная грамота за разработку полезного электронного устройства

 

2007-2008

 

Олимпиада по технологии – 1 место

Олимпиада по технологии – 1 место

 

Олимпиада по технологии -1 место

 

Олимпиада по технологии – 2 место

 

-

 

Олимпиада по технологии – грамота победителя в номинации «За практическую направленность проекта»

 

2008-2009

 

Олимпиада по технологии – 1 место

 

  Призер олимпиады по технологии

 

– Конференция им. Н. И. Лобачевского (КГУ), Диплом

– Физико-техническая олимпиада КГТУ, 2 место

– Олимпиада технич. Творчества (КГТУ), 2 место

– Научно-технич. конференция (КГТУ), грамота

 

 
2009-2010

 

Олимпиада по технологии – 1 место

 

  Призер олимпиады по технологии

 

   
2010-2011

 

Конкурс «Лучший по профессии» – 1 место

 

  Конкурс технического и художественного прикладного творчества «Игрушка», Диплом

 

   

 

Личный опыт преподавания курса «Электрорадиотехнология» позволяет сделать выводы:

1. компьютерное моделирование – мощный фактор реализации творческих идей;

2. стендовое моделирование является необходимым элементом для выработки знаний, уме­ний и навыков;

3. работа учащихся группами по 2-3 человека над одной идеей создает благоприятные усло­вия для их творческого, личностного включения в процесс обучения. Использование при этом разноуровневого обучения позволяет наиболее эффективно формировать чувство собственной значимости и творческой активности;

4. широкое применение ролевых игр;

5. привитие ученику уверенности в себе, проводя мотивационные беседы на тему: «Как стать лидером», «Думай как лидер» и т. д.

Представление программы я хочу закончить словами мудрости, которые являются моим пе­дагогическим кредо:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревцем.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Метки: Методический кабинет