Факультативный курс по физике – 9 класс «Решение задач повышенной трудности»
Факультативный курс по физике – 9 класс «Решение задач повышенной трудности»
В помощь учителю
|
Пояснительная записка. Решение физических задач – один из методов обучения физике с помощью решения задач: а) сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях; создаются и решаются проблемные ситуации; б) формируются практические и интеллектуальные умения; г) сообщаются знания из истории науки техники; д) формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются способности. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей.
Цель данной программы: 1) развитие интереса к физике, к решению физических задач; 2) совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; 3) формирование представлений о методах решения школьных физических задачах.
Используемая литература: 1. гольдфарб И. И. «Сборник вопросов и задач по физике» 2. Меледин Г. В. «Физика в задачах» 3. Ланге В. Н. «Экспериментальные задачи на смекалку» 4. Низамов И. М. «Задачи по физике с техническим содержанием» 5. Бутиков Б. И. и др. «Физика в задачах» 6. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике» 7. Тульчинский М. Е. «Занимательные задачи–парадоксы и софизмы по физике» 8. Кобушкин В. Н. «Методы решения задач по физике» 9. Тарасов Л. В, Тарасова А. Н. «Вопросы и задачи по физике»
Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
1. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. 2. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения задач (3 ч)
1. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. 2. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач. 3. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Механика (10ч)
Динамика и статика (5 ч)
1. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения. 2. Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении. 3. Решение задач на движение тела по окружности. 4. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. 5. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического и краеведческого содержания.
Законы сохранения (5 ч)
1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. 2. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. 3. Работа и мощность. Механическая энергия. 4. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения энергии. 5. Знакомство с примерами решения задач по механике районных, городских и международных.
Механические колебания и волны (7 ч)
1. Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения движения колеблющегося тела. 2. Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии в колебательном движении. 3. Явление резонанса. Полезное и вредное проявление резонанса. 4. Распространение колебаний в упругой среде. Уравнение волны. 5. Волновые свойства – интерференция, дифракция, поляризация. 6. Звуковые волны. Эхо. Инфразвук. Ультразвук и его применение. 7. Землетрясения. Сейсмические волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (7 ч)
1. Магнитное поле тока. Графическое изображение электрического поля. 2. Характеристики магнитного поля – магнитная индукция и магнитный поток. Правило буравчика и левой руки. 3. Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков. 4. Открытие Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция. 5. Связь между переменным электрическим полем и переменным магнитным полем. Опыты Герца. 6. Электромагнитные волны. 7. Электромагнитная природа света.
Физика атома и атомного ядра (5 ч)
1. Явление радиоактивности. Опыты Резерфорда. Модель атома. 2. α – , β – , γ – излучения. Их свойства и применение. Методы наблюдения и регистрации ядерного излучения. 3. Состав ядра атома. Ядерные силы. Понятие о дефекте массы и энергии связи. 4. Атомная энергетика. Применение атомной энергии как источника электрической энергии. 5. Биологическое действие радиации.
Основные знания и умения, приобретаемые в изучении факультативного курса физики.
I. Знания. 1) основные законы механики, колебательного движения; физики атома и атомного ядра; 2) возможности использования и учета в технике изученных физических законов. II. Умения. 1) применять полученные знания в простейших условиях; 2) качественно объяснять механизм того или иного физического процесса; 3) решать комбинированные задачи с использованием различных физических законов; 4) использовать различные средства вычислительной техники (МК, ПК) при решении задач. |
Обновлено ( 01. 10. 2013 11:02 ) |
Метки: Методический кабинет