Программа элективного курса по изобразительному искусству «Основы цветоведения». 9 класс
Программа элективного курса по изобразительному искусству «Основы цветоведения». 9 класс
В помощь учителю
|
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы цветоведения» направлен на предпрофильную подготовку учащихся по изобразительному искусству. Он является предметно ориентированным, даёт учащимся возможность расширения знаний по основам цветоведения, помогает оценить свои возможности в области изобразительного творчества и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Цель курса: заложить у учащихся основы культуры цветового восприятия как важной составляющей художественной культуры человека, развивать у учащихся художественный вкус, способствовать их творческому самовыражению и процессу их профессионального самоопределения. Актуальность данного курса определяется тем, что культура восприятия цвета востребована не только в области изобразительного искусства. Для учащихся, даже если они не свяжут свою жизнь с профессией из области изобразительного искусства, культура восприятия цвета окажется востребованным качеством в сфере материального производства, обустройстве своего жилища, организации быта, оформлении окружающей среды. В основной школе материал по цветоведению разбросан по всем годам обучения. Эпизодическая подача материала приводит к трудностям в выработке у учащихся целостной культуры цветового восприятия. Поэтому курс «Основы цветоведения», углубляя содержание основного курса изобразительного искусства, предоставляет учащимся возможность системного овладения основами цветоведения. В задачи курса входит: – углубление и расширение представлений учащихся о цвете как средстве художественного выражения; – изучение функций цвета в индивидуальной и общественной жизни человека, в утилитарных вещах (жилище, одежде, предметах домашнего обихода); – совершенствование практических умений и навыков использования выразительных возможностей цвета; – освоение способов достижения цветовой гармонии и приёмов колористического решения композиции; – формирование у учащихся осознания того, что культура восприятия цвета – неотъемлемая составляющая общей и профессиональной культуры человека; - подготовка учащихся к выбору профиля и успешному обучению в профильной школе. Программа элективного курса «Основы цветоведения» рассчитана на 17 часов и имеет в основном практический характер. Она предполагает творческое воплощение и допускает возможность корректирования количества часов, отводимых на изучение основных разделов курса.
На занятиях элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: игры, творческие мастерские, практикумы, диалоги, цветовые эксперименты, погружения в картину и др. Практика показывает, что с большой пользой проходят диалоги, в ходе которых учащиеся общаются с искусством и по поводу искусства, высказывают свою точку зрения, рассуждают о возможностях цвета как средства художественного выражения, обсуждают различные варианты цветового решения собственных и чужих композиций. В качестве формы итогового контроля программа предусматривает собеседование, выполнение учащимися творческой работы, защиту реферата или проекта по теме курса (на выбор учащегося).
Требования к уровню усвоения курса Окончившие курс должны знать: – содержание курса, цель и задачи его изучения; – содержание понятий цветовая гамма, колорит, насыщенность цвета, цветовой контраст; – специфические особенности цвета как средства художественной выразительности; Учащиеся должны уметь (научиться): – творчески использовать выразительные возможности цвета; – создавать композиции, разные по цветовой гамме и эмоциональному звучанию; – участвовать в диалогах по поводу искусства; – производить анализ художественных произведений с точки зрения их цветового решения; – соотносить цветовое решение утилитарных вещей (жилища, одежды, предметов домашнего обихода) с представлением о художественном вкусе и цветовой гармонии.
Программа предусматривает следующие виды самостоятельной работы учащихся: – выполнение упражнений на закрепление полученных знаний; – составление собственных колористических композиций, цветных рисунков– фантазий, образных импровизаций, микроэтюдов на передачу настроения и т. п. ; – анализ художественного произведения с точки зрения его колористического решения; – рецензирование творческих работ, выполненных товарищами; – написание рефератов и публичное выступление с ними; – защита проекта по теме курса.
Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Введение в курс (1 час) Ознакомление учащихся с целью и задачами курса, его основным содержанием. Расширение представлений о цвете как средстве художественного выражения, его выразительных и собственно колористических свойствах. Формирование у учащихся представлений о культуре восприятия цвета как неотъемлемой части художественной культуры, выступающей важной гранью духовного облика человека и существенным фактором результативности и успешности его трудовой деятельности.
Раздел 2. Собственно колористические свойства цвета (6 часов) Природа цвета. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Понятие хроматических и ахроматических цветов. Цветовой и светлотный контраст. Природный, предметный и локальный цвет. Воспринимаемый условный цвет. Пространственная структура цвета. Понятие цветового и тонового масштаба, принцип подобия тоновых и цветовых отношений. Цветовая тональность как особый подбор цветовых оттенков. Понятие колорита, цветовой гармонии. Практическая работа. Цветовые эксперименты. Изучение изменений цвета под влиянием световоздушной среды, цветового окружения и источников освещения. Композиция в технике «гризайль» или скупой манере цветового решения. Использование возможностей одного цвета и ограниченной цветовой гаммы. Серия упражнений на получение разных оттенков одного и того же цвета при смешении с чёрно-белой шкалой. Подготовка хроматических и ахроматических выкрасок. Выполнение творческой композиции с использованием выкрасок в технике аппликации. Коллективное составление словаря художественных терминов.
Раздел 3. Эмоциональные свойства цвета (5 часов) Эмоциональные характеристики цвета. Психологическое воздействие цвета на человека. Мажорная и минорная цветовая гамма. Деление цвета по линиям: тяжелое – легкое, прозрачное – глухое, сильное – слабое, тёплое – холодное и т. п. . Вкус и мера как личное начало в организации цветовой гармонии.
Практическая работа. Составление цветограммы настроений. Цветовые фантазии по впечатлениям от музыкальных и литературных произведений. Серия рисунков-фантазий на темы фольклора. Передача мажорного звучания цвета. Разработка колористических композиций по мотивам народных песен. Минорное решение темы. Подготовка цветных выкрасок с последующим их использованием в композициях на передачу различных чувств и эмоциональных переживаний. Серия мозаичных аппликаций (из кусочков цветной бумаги) в сильном и слабом, глухом и звонком звучании цвета.
Раздел 4. Смысловое содержание цвета. Его символическое значение и практически-информационная функция. (5 часов) Расширение представлений о цвете как содержательном компоненте художественной формы. Смысловое содержание цвета. Его символическое значение и практически-информационная функция. Цельность колористической композиции. Подчиненность всех средств выражаемой идее.
Практическая работа. Создание плакатов на темы защиты окружающей среды и здорового образа жизни. Использование в композиции символического значения цвета. Разработка эскиза цветового решения интерьера своей комнаты, оформления современной одежды, украшения предметов быта. Выполнение рекламного плаката в технике аппликации. Материал для расклейки: разноцветная бумага, картон, старые афиши, яркие обложки журналов. Данные виды практической работы предусмотрены для учащихся, избравших итоговой формой контроля собеседование. Остальные учащиеся занимаются работой над рефератами, творческими композициями и проектами, которые затем представляют на творческий отчёт. Для данных учащихся проводятся индивидуальные консультации.
Литература
Андреев Ю. Волшебное зрение. – Л. , 1983. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. В. Н Самохина. – М. , 1984. Даниэль С. М. Искусство видеть. – Л. , 1990. Претте М. К. Творчество и выражение. Т. 1,2. – М. , 1981, 1985. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. – М. , 1989. Волкова Е. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М. , 1976. Волков Н. Н. Цвет в живописи. – М. , 1965. Левин С. Д. Беседы с юным художником. – М. , 1988. Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1,2/ Гл. ред. В. М. Полевой. – М. , 1986. Унковский А. А. Цвет в живописи. – М. , 1983. Цвет в нашей жизни / Хрестоматия по психологии. Курск, 1993. Юный художник: журнал. Энциклопедический словарь юного художника. – М. , 1983. |
|||||||||||||
Обновлено ( 01. 10. 2013 10:54 ) |
Метки: Методический кабинет