Программа по художественному труду на курсах по подготовке детей к обучению в 1 классе
Программа по художественному труду на курсах по подготовке детей к обучению в 1 классе
В помощь учителю
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни. Основы программы: -удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников. -учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий. -преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса. Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
Характеристика программы. Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.
Ожидаемый результат. Общее количество часов – 28. Занятия проходят 1 раз в неделю. В процессе труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы станут гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание; мышление, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Формы контроля. Контроль за отслеживанием результатов обучения осуществляется на каждом уроке путём выставки работ и словесного оценивания изделия.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. 1 Цели и задачи программы Формировать умение совместного выполнения задания, работать в парах, ориентироваться в представленных рисунках. Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом, добываться выразительности образа, пространственные ориентировки, умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой, внимательность, наблюдательность, сосредоточенность. Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в совместной деятельности Обогащать игровой опыт детей.
Работа с бумагой и картоном – 10 ч. Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Несёт в себе увлечённость а, главное, развитие творческого воображения и фантазию. Задачи и учебные возможности: Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
Работа по изобразительному искусству – 9 ч. и комбинированные работы Задачи и учебные возможности: Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.
Работа с пластилином – 9 ч. Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.
1. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения учебной дисциплины ученик должен знать: – названия инструментов, приспособлений и правила работы; – различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки; – названия главных цветов.
уметь: – правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть, ножницы; – передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; – правильно работать акварельными красками; – разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность; – пользоваться простейшими приемами лепки; – вырезать из бумаги детали; – складывать бумагу по прямой линии; – соединять детали; – экономно разделять детали; -доводить начатую работу до конца.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2. 1. Тематический план учебной дисциплины
2. 2 Содержание отдельных тем учебной дисциплины
Тема 1. Знакомство с инструментами. Инструктаж по работе с красками и кисточкой. Обсуждение и обобщение знаний о цвете, способах передачи впечатлений через краски и лист бумаги. Основные понятия: краски, кисти, цвета радуги. Практическая работа: выполнение рисунка по образцу. Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир. Техническое оснащение занятия: слайды с изображением радуги.
Тема 2. Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем. Выполнение аппликации «рваной» бумагой. Основные понятия: аппликация, цветная бумага, клей, шаблон, урожай. Практическая работа: обведение фигур по шаблону, наклеивание. Методы проведения занятия: беседа, игра, творческая работа. Форма организации занятия: в парах, фронтальная. Контрольные задания: выставка работ. Межпредметная связь: окружающий мир. Техническое оснащение занятия: слайды с изображением овощей и фруктов . Тема 3. Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности по работе с пластилином. Деление цельного куска на равные части методом вытягивания и катание шаров заданной формы. Основные понятия: лепка, вытягивание из цельного куска, катание шаров. Практическая работа: выполнение по этапам Методы проведения занятия: беседа, творческая работа. Форма организации занятия: групповая, фронтальная. Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: мир вокруг нас. Техническое оснащение занятия: CD– диск с загадками про овощи и фрукты.
Тема 4. Знакомство с пейзажем. Рисование плавных линий различной толщины. Основные понятия: пейзаж, Практическая работа: экскурсия, выполнение работы по образцу Методы проведения занятия: творческая работа, беседа Форма организации занятия: групповая Контрольные задания: выставка рисунков Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением пейзажа.
Тема 5. Знакомство с грибами. Рассматривание экспонатов выставки. Лепка объёмных фигурок. Основные понятия: обитатели леса, объёмная форма, катание овалов Практическая работа: выставка грибов Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: групповая Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: предметная выставка и слайды с изображением грибов.
Тема 6. Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Обводка деталей аппликации по шаблонам, вырезание и поэтапное наклеивание частей на центр листа. Основные понятия: безопасный труд, аппликация, шаблон, вырезание, наклеивание, центр композиции Практическая работа: выполнение работы с комментированием Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение Техническое оснащение занятия: диафильм « Маша и медведь»
Тема 7. Работа по трафаретам. Раскрашивание листьев лёгкими движениями кисточки. Заполнение внутреннего пространства листика, не заходя его за границы. Основные понятия: трафарет, внутреннее пространство и границы листика Практическая работа: экскурсия, Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка рисунков Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: гербарий листьев растений
Тема 8. Обобщение знаний о насекомых. Раскатывание кусочков пластилина на шарики равного размера, колбаски и жгутики. Оформление работы на отдельном зелёном листочке. Основные понятия: насекомые, катание шариков, колбасок, жгутиков, улиток Практическая работа: по образцу Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: групповая, индивидуальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение Техническое оснащение занятия: слайды с изображением насекомых, диафильм « Муха– цокотуха »
Тема 9. Выполнение аппликации из геометрических фигур. Вырезание по шаблону, наклеивание на лист бумаги. Основные понятия: транспорт, геометрические фигуры Практическая работа: рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: групповая Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: математика, окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением различных видов транспорта . Тема 10. Рисование фруктов по представлению и умение их правильно расположить в вазе по центру листа. Основные понятия: натюрморт, рисование по представлению, центр листа Практическая работа: игра « Угадай предмет с закрытыми глазами» Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная Контрольные задания: выставка рисунков Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением фруктов
Тема 11. Поэтапное складывание бумаги. Вырезание снежинки по рисунку. Основные понятия: оригами, складывание, вырезание по рисунку Практическая работа: экскурсия Методы проведения занятия: рассматривание рисунков, беседа, творческая работа Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная Контрольные задания: оформление учебного помещения Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение Техническое оснащение занятия: диафильм «Снежная королева»
Тема 12. Распределение пластилина тонким ровным слоем на картонной заготовке. Художественное оформление изделия. Основные понятия: заготовка, ровный слой пластилина, художественное оформление Практическая работа: работа по образцу Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: диафильм «Мороз Иваныч»
Тема 13. Рисование рыбок в воде. Выполнение работы ватой (поролоном) и кисточками различной толщины. Основные понятия: фон, передний и задний план рисунка Практическая работа: игра «Кто в воде живёт?» Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: групповая Контрольные задания: выставка рисунков Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных
Тема 14. Заполнение пространства тонким ровным слоем пластилина. Украшение изделия жгутиками, кружками. Основные понятия: заготовка, распределение тонким и ровным слоем, украшение Практическая работа: наблюдение и рассматривание Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: фрагмент научно-популярного фильма
Тема 15. Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта рыбки. Художественное оформление изделия жгутиками колбасками, кружочками. Основные понятия: Налепка, заготовка, художественное оформление Практическая работа: игра «Кто лишний?» Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная, групповая, в парах Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных
Тема 16. Знакомство с узором, орнаментом, росписью предметов красками по выбранной теме. Основные понятия: узор, орнамент, роспись по ткани Практическая работа: рассматривание предметов одежды Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная Контрольные задания: выставка рисунков Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: иллюстрации с видами одежды
Тема 17. Аппликация, выполненная резаными кусочками бумаги одного размера. Основные понятия: аппликация, кусочки одного размера резаные ножницами, наклеивание по контуру Практическая работа: рассматривание предстоящей работы Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: в парах, индивидуальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир Техническое оснащение занятия: иллюстрации с изображением животных, загадки по теме
Тема 18. Деление куска пластилина на части. Катание шаров разного размера. Лепка объёмной фигурки снеговика Основные понятия: лепка, катание шаров разного размера, Практическая работа: экскурсия Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир, математика Техническое оснащение занятия: слайды по теме « Зима»
Тема 19. Рисование при помощи кусочка свечи. Распределение линий по заданным направлениям. Работа широкой кисточкой в горизонтальном направлении, покрывая поверхность листа ровным слоем краски Основные понятия: плавные линии, горизонтальное направление, ровный слой краски Практическая работа: рассматривание предстоящей работы Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка рисунков Межпредметная связь: литературное чтение, математика Техническое оснащение занятия: диафильм « Заячья избушка»
Тема 20. Изготовление поздравительной открытки. Складывание листа пополам и вырезание по контуру двух страницы сразу. Оформление работы симметричными фигурками. Основные понятия: открытка, складывание пополам, вырезание по контуру, резание двух страниц сразу Практическая работа: экскурсия Методы проведения занятия: беседа Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: математика, окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением боевой и военной техники
Тема 21. Поздравительная открытка для мамы. Складывание листа пополам и вырезание по контуру двух страницы сразу. Изготовление цветов из цветных кругов приёмом складывания. Вырезание симметричных листиков для оформления работы. Основные понятия: открытка, складывание пополам, вырезание по контуру, резание двух страниц сразу, симметричные фигурки
Практическая работа: игра «Кем быть?» Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа Форма организации занятия: в парах, индивидуальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение Техническое оснащение занятия: диафильм « А что у вас?»
Тема 22. Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта белочки. Оформление работы жгутиками. Основные понятия: шаблон, заготовка, налепка, катание жгутиков Практическая работа: рассматривание предстоящей работы Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная Контрольные задания: выставка выполненных работ Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды по теме «Кто в лесу живёт»
Тема 23. Рисование любимой игрушки с натуры. Расположение крупного портрета друга по центру листа бумаги. Основные понятия: портрет, рисование с натуры, крупный план портрета Практическая работа: игра «Игрушки» Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка рисунков Межпредметная связь: литературное чтение Техническое оснащение занятия: диафильм «Друг детства»
Тема 24. Знакомство с картоном. Раскрашивание и вырезывание деталей игрушки по контуру. Поэтапное соединение частей при помощи кусочков мягкой проволоки, скручивая спиралью («улиткой»). Основные понятия: картон, контур деталей, соединение частей, кусочки проволоки, скручивание спиралью Практическая работа: « оживление» игрушки Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа Форма организации занятия: в парах, индивидуальная Контрольные задания: демонстрация подвижных моделей Межпредметная связь: математика, литературное чтение Техническое оснащение занятия: музыкальное оформление – песенки Вини Пуха
Тема 25. Знакомство с тёплыми оттенками красок. Краткая справка из истории праздника. Оформление пасхального яйца Основные понятия: пасха, пасхальное яйцо, украшение-роспись Практическая работа: исследование росписи пасхального яйца Методы проведения занятия: беседа– исследование, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение Техническое оснащение занятия: слайды по теме
Тема 26. Вырезание кругов по шаблону и деление их на 2 (4) равные части приёмом сгибания. Художественное оформление изделия симметричными фигурками. Аккуратное наклеивание частей на центр листа Основные понятия: обведение по шаблону, вырезание , разрезание по линии сгиба, симметрия, наклеивание Практическая работа: анализ предстоящей работы Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: математика, окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением бабочек
Тема 27. Рисование «по мокрому». Работа широкой кисточкой и большими яркими цветными пятнами на половинке листа, сложенного вдвое. Отпечатывание цветных пятен на чистую половину листа. Вырезание бабочки с симметричными крылышками по контуру Основные понятия: рисование «по мокрому», цветные пятна кисточкой, отпечатки на чистый лист Практическая работа: экскурсия Методы проведения занятия: беседа, творческая работа Форма организации занятия: в парах, индивидуальная Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: музыкальное оформление
Тема 28. Подведение итогов. Чему научились? Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта бабочки. Художественное оформление изделия жгутиками колбасками, кружочками. Основные понятия: Налепка, заготовка, художественное оформление Практическая работа: игра «Кто лишний?» Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа Форма организации занятия: фронтальная, групповая, в парах Контрольные задания: выставка работ Межпредметная связь: окружающий мир Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных
Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. 1. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программы - Б. М. Неменский Т. Я. Шпикалова В. С. Кузин И. А. Лыкова
Технические средства – интерактивная доска; мультимедийный проектор; видео магнитофон; СD-диски; магнитофон; телевизор; фильмоскоп; диафильмы; фотоаппарат.
Оборудование: краски, кисти, бумага белая и цветная, картон, пластилин, ножницы, клей-карандаш, альбомы, простые и цветные карандаши, шариковые ручки, салфетки для рук.
3. 2 Рекомендуемая литература
Литература для педагога
Основная литература
1. Б. М. . Неменский « Изобразительное искусство » 2. Л. П Васильева – Гангнус « Уроки занимательного труда » – Педагогика 1979г. – Москва 3. Н. Алексеевская « Волшебные ножницы » – « Лист »– 1998г. Москва 4. И. К. Щеблыкин, В. И. Романина, И. И. Кагакова « Аппликационные работы » Просвещение 1983г. Москва 5. М. А. Гусакова « Аппликация » Просвещение 1987г. Москва 6. И. А. Лыкова «Цветные ладошки» методическое пособие 2010г. 7. Л. П. Сметанникова « О чём рассказывают наши вещи» 2010 г. 8. Н. П. Баскаль «Работа с бумагой» 2010г. 9. В. С. Кузин «Изобразительное искусство» книга для учителя 2-е изд. , стереотип М. , Дрофа 2005г.
Литература для обучающихся 1. Л. П Васильева – Гангнус « Уроки занимательного труда » – Педагогика 1979г. – Москва 2. Н. Алексеевская « Волшебные ножницы » – « Лист »– 1998г. Москва 3. И. К. Щеблыкин, В. И. Романина, И. И. Кагакова « Аппликационные работы » Просвещение 1983г. Москва 4. М. А. Гусакова « Аппликация » Просвещение 1987г. Москва
Интернет – ресурсы.
« Комплекс уроков по ИЗО » сайт: WWW. IZOD. R (компакт – диски «Сборник педагогических материалов по ИЗО» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено ( 01. 10. 2013 10:53 ) |
Метки: Методический кабинет