Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ч. 1
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ч. 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как гимнастика выпрямляет тело,
Так песня выпрямляет душу человека.
Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальный класс – важнейшая дисциплина музыкально – эстетического образования воспитанников и обучающихся, играющая большую роль в формировании
Их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение– эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья воспитанников и обучающихся.
Обучение по данной образовательной программе базируется на применении эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д. Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими вокальными коллектива
Данная образовательная программа ставит основную цель:
-развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
– знание основ певческой гигиены и самоконтроля .
голосового аппарата.
РАЗВИВАЮЩИЕ: – развитие музыкальной памяти, внимания, воображе-
ния, мышления;
– развитие голосового аппарата;
– развитие артистических качеств.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: – воспитание коллектива единомышленников,
использующих свои индивидуальные творческие
возможности для достижения гармоничного
звучания в процессе исполнения;
– воспитание эстетического вкуса, исполнитель-
ской и слушательской культуры.
Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:
МЕТОДЫ | ПРИЕМЫ |
Объяснительно-иллюстративные | -рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала |
Репродуктивные | -пение по ладовой столбице; – пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения; |
Эвристические | -накопление репертуара; – накопление вокально-исполнительских навыков; – творческие задания.
|
Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:
– обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей воспитанников и обучающихся;
– осознание детьми процесса обучения;
– принцип перспективности;
– принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений;
– принцип сохранения индивидуальных особенностей звучания детского голоса, отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;
– основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.
В программе используются следующие педагогические методы:
– программированное обучение с минимальным шагом прохождения материала;
– доступность обучения;
– опора на интерес;
– сочетание репродуктивного и творческого начала;
– коллектитвно – индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу даже самых слабых детей;
– использование соревновательных форм обучения.
Структура программы предполагает постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всего года обучения.
Данная образовательная программа рассчитана на воспитанников и обучающихся 6-8лет.
За период обучения дети получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
В качестве итогового контроля проведение творческого отчета.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1 ЭТАП – подготовительный
Цель: Обеспечить детям лёгкое овладение информацией и навыками пения.
Создать необходимые благоприятные условия для проведения занятий.
2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цель: формирование объединений по овладению ЗУН пения детьми дошкольного и младшего школьного возраста на основании заявлений родителей, родительского договора в соответствии с Уставом учреждения.
3 ЭТАП – совершенствование навыков пения
– участие в конкурсах
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: | ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: |
1. Что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание. | Бережно относится к своему голосу. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. |
2. Музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки. произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки. |
2. Эмоционально откликаться о произведении, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях. Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало. |
3. Части музыкального произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.
|
3. Различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение) Вступать и заканчивать песню самостоятельно. |
Знать музыкальные термины крещендо, диминуэндо, лигатто, стокатто. Их применение в музыке. | 4. Чисто интонировать мелодию, овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом. |
Что такое вокализ, соло. | 5. Петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него. Исполнять вокализ. |
Полученные ЗУН определяются в конце года с помощью итоговой диагностики.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО:
Важнейшим компонентом реализации данной программы является наличие и творческое участие педагога – концертмейстера.
Материально – техническое обеспечение | Методическое обеспечение |
1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, 3. -4 микрофона, наушники, звукоусилительная аппаратура, колонки, МД дека, наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов). | 1. Информационная и справочная литература. |
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель. | 2. Методическая литература: |
3. Записи фонограмм детских песен, классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках. | 3. Наглядные пособия. ( плакаты, портреты с изображением композиторов, наличие магнитной доски с нотным станом) |
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ КУРСА:
Голос – твоё богатство.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
всего | Теоретические | практические | ||
Голос – твоё богатство | 72 часа | |||
1. 1. | Введение в проблему рождения музыки. | 3 | 1 | 2 |
1 | 3 | |||
1. 2. | Что значит слышать музыку? | 3 | ||
1. 3. | Песня – душа человека. | 4 | 1 | 3 |
1. 4. | Музыкальные краски. (Средства музыкальной выразительности) | 4 | 1 | 3 |
1. 5. | Мы споём вам вокализ. | 3 | 1 | 2 |
1. 6 | Пение «по секрету». | 3 | 1 | 2 |
1. 7. | Музыкально эхо. (чистота интонации) | 4 | 1 | 3 |
Будь внимательным (пение по цепочки) | 3 | 1 | 2 | |
1. 8. | Споём вместе со сказочными героями. | 4 | 1 | 3 |
1. 9. | Природа просыпается (времена года в музыке. ) | 5 | 2 | 3 |
1. 10. | «Аккуратные» звуки | 4 | 1 | 3 |
1. 11. | Поём знакомые стихи (песенное творчество) |
3 | 1 | 2 |
1. 12. | Пение «Внутренним слухом» | 3 | 1 | 2 |
1. 13. | Споём леймотив | 4 | 1 | 3 |
1. 14. | Импровизация на заданный текст. | 4 | 1 | 3 |
1. 15. | Споём любимые песни | 3 | 3 |
Итого: 72 часа. Итоговая диагностика после обучения.
К концу года дети должны уметь:
Петь легко и свободно.
Правильно брать дыхание при исполнении песни.
Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.
Петь выразительно.
Метки: Методический кабинет