Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ч. 2

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ч. 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 раздел

Что такое музыка?

Занятие №1 – «Введение в проблему рождения музыки»

Теоретическая часть: Введение в проблему рождения музыки. Беседа с детьми для чего нужна музыка?

Практическая часть: прослушивание композиторских и народных произведений.

Занятие №2 – «Что значит слышать музыку?»

Теоретическая часть: Что передает музыка человеку ? О чём рассказывает?

Практическая часть: Прослушивание музыкальных произведений, учить детей слышать и понимать замысел композитора.

Занятие №3 – «Песня – душа человека».

Теоретическая часть: Беседа с детьми о песни, её влиянии на человека и его настроение. Составные части песни: вступление, куплет, припев.

Практическая часть: Слушание и разучивание военных, народных, детских песен.

2 Раздел

В мире загадочных звуков

Занятие №4 – «Музыкальные краски»

Теоретическая часть: Рассказ педагога о музыкальных средствах выразительности.

Практическая часть: обучать детей выразительному пению, уметь слышать в произведении средства музыкальной выразительности.

Занятие №5 – «Пение «по секрету»

Теоретическая часть: Знакомство детей с термином – динамика произведения.

Практическая часть: Развивать у детей умение владеть своим голосом. Петь тихо, умеренно тихо, умеренно громко.

Занятие №6 – «Музыкальная лесенка»

Теоретическая часть: Знакомство детей с регистрами, понятием – высота звука.

Практическая часть: расширение диапазона вверх, дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, исполнение песен.

Занятие №7 – «Фундамент нашего голоса».

Теоретическая часть: знакомство с нижним регистром.

Практическая часть: расширение диапазона вниз, упражнение «Аквалангист», пение песен.

Занятие №8 – «Аккуратные» звуки.

Теоретическая часть: Знакомство детей с правильным произношением звуков.

Практическая часть: артикуляционные упражнения, рассматривание карточек с правильным положением губ, применение навыков при пении.

3 Раздел

С песенкой по лесенке

Занятие №9 – « Мы споём вам вокализ»

Теоретическая часть: Рассказ педагога : «Что такое вокализ?»

Практическая часть: Формирование навыков пения вокализ.

Занятие №10 – «Музыкальное эхо»

Теоретическая часть: Беседа с детьми о чистоте пропевания звуков.

Практическая часть: Практическая работа над чистотой интонации, пение, дидактические игры.

Занятие №11 – «Будь внимательным»

Теоретическая часть: знакомство детей с правилами пения.

Практическая часть: развитие внимания у детей, пение по цепочке.

Занятие №12 – «Поём вместе со сказочными героями»

Теоретическая часть: Беседа с детьми о поющих сказочных персонажах.

Практическая часть: Рассматривание картинок, просмотр отрывков из мультфильмов, разучивание и пение песен из мультфильмов.

Занятие №13 – «Природа просыпается»

Теоретическая часть: Беседа о временах года.

Практическая часть: Прослушивание классических произведений отражающих природные явления. Пение песен о весне.

Занятие №14 – «Поём знакомые стихи».

Теоретическая часть: Беседа с детьми «Каким должен быть композитор?» Предложить детям побыть композиторами.

Практическая часть: Развивать песенное творчество детей, умение импровизировать простейшие мелодии на знакомые стишки.

Занятие №15 – « Пение «Внутренним слухом».

Теоретическая часть: знакомство детей с термином «внутренний слух», и правилами пения.

Практическая часть: Петь песни в слух и про себя, работа над чистотой интонации.

Занятие №16 – « Споём леймотив»

Теоретическая часть: Беседа с детьми о лирических песнях, знакомство с термином лигато.

Практическая часть: Пение песен лирического характера, работа над плавностью звучания голоса.

Занятие №17 – «Певучий язык»

Теоретическая часть: Беседа с о приёмах применяемых для украшения мелодии

Практическая часть: упражнения на развитие артикуляции и дикции, импровизация мелодии на заданный текст, опевание звуков.

4 Раздел

Рисуем музыку на компьютере.

Занятие №18 – «В детском музыкальном театре»

Теоретическая часть: Рассказ педагога об опере.

Практическая часть: Слушание фрагментов опер, работа в программе «paint» создание рисунков по содержанию музыкальных произведений.

Главными целями уроков пения являются: постановка певческого голоса, правильное дыхание и расширение диапазона, индивидуальная, гибкая система занятий над постановкой голосовых особенностей и желаний каждого ребёнка. Занятия пением позволяют прикоснуться к прекрасному миру музыки, и в тоже время позволяют зарядить организм положительными эмоциями. Кроме того, уроки пения позволяют снять усталость.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение включает в себя формы, методы и приёмы, используемые педагогом для освоения материала образовательной программы.

Формы работы с детьми, планируемые по каждому разделу содержат следующие конкретные формы занятий, а именно: музыкально – дидактические игры, беседа, музыкальные аутотренинги, музыкально – ритмические разминки, прослушивание музыкальных произведений, импровизацию, рассматривание наглядных пособий плакатов, художественных картин, портретов композиторов, магнитной доски с нотным станом. С целью успешной реализации данной программы:

– оформлен информационный материал о данной программе;

– разработаны подробные план – конспекты всех занятий по программе;

– разработан и оформлен дидактический материал;

– разработана методика проведения итоговой аттестации воспитанников;

– разработаны Положения по проведению различных конкурсов (совместно с ЦРТДЮ г. Моршанска)

В данной программе дидактический принцип наглядности имеет большое значение так, как

развивает зрительное восприятие детей. Оказывая воздействие на органы чувств, наглядность обеспечивает более полное формирование музыкальных образов и понятий, что ведёт к более прочному усвоению знаний.

Наглядность способствует развитию у детей эмоционально-оценочного отношения к музыке и полученным знаниям. Работая самостоятельно, дети убеждаются в достоверности того, о чём говорит педагог. Наглядность повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребёнка.

Использование наглядности при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является необходимым фактором, поскольку соответствует их уровню восприятия и мышления.

Наглядный методобучения используется для развития наблюдательности, повышения внимания, развития коммуникативной функции.

Словесный метод, используемый в предлагаемой программе, необходим для формирования теоретических и фактических знаний.

Практический метод предусмотрен программой для развития практических умений и навыков.

Репродуктивный метод направлен на формирование знаний и навыков.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Упражнения на постановку дыхания.

1. Я предлагаю детям положить свои ручки в районе рёбер, что позволит им почувствовать движение диафрагмы во время дыхания, сделать глубокий вдох, задержать некоторое время дыхание, и выдохнуть так тихо, беззвучно, чтобы не погас фитилёк свечки.

2. Первая часть упражнения аналогична, но выдох дети делают маленькими порциями воздуха.

3. Пение попевок на стоккато.

4.

К нам открытка в сад пришла,

Пишет нам сама Весна.

Утро доброе, ребята,

Я – волшебница Весна,

Я луга, и лес, и поле

Пробудила ото сна.

Вот и солнышко проснулось,

Стало лучше припекать,

Потянулось, улыбнулось,

Всех ребят зовёт гулять.

В гости вас к себе зову,

Чаем сладким угощу.

Далеко мой дом стоит,

Дорогие мои дети,

Чтоб добраться до него,

Мы на поезде поедем.

Скорее торопитесь,

В вагончики садитесь,

Время приближается,

Поезд отправляется.

Дети согнув руки в локтях делают круговые движения и чётко на выдохе произносят чух – чух – чух

2. Упражнения на развитие голоса, расширение диапазона.

Музыкальному руководителю следует помнить, что у каждого ребёнка есть звуки, которые ему удобнее петь так называемый примарные зоны. Поэтому надо соблюдать диапазон, если ребёнок поёт выше или ниже этих звуков, то у него теряется чистота интонирования. Расширять диапазон детей надо очень аккуратно и медленно. Для достижения чистоты интонирования я выполняю с детьми следующее упражнение:

1. "Пение попевок от разных ступеней" ( в разных тональностях)

У детей этого возраста уже можно выравнивать певческий голос по всему диапазону, округлять звучание гласных и вырабатывать чистый унисон, для этого я применяю упражнения на округление гласных. Например, упражнение на звук "Е" козочка "бе", овечка "ме" и подобные упражнения на другие гласные. Необходимо обращать, внимание детей на активность губ и чёткое произношение согласных.

3. Упражнение на выработку дикции и тембра голоса.

1. Проговаривание скороговорок.

2. Проговаривание с понижением следующего текста:

"Чтоб овладеть грудным регистром, полезно стать аквалангистом, я опускаюсь ниже, ниже, а дно морское ближе, ближе. И вот уж в царстве я подводном хоть опустился глубоко, но голосом грудным свободным распоряжаюсь я легко. Чтоб овладеть грудным регистром, полезно стать аквалангистом. "

4. Упражнение на развитие звуковысотного восприятия

1. Пение по лесенке вверх: И, Э, А, О, У, Ы

вниз: Ы, У, О, А, Э, И

2. Аналогично: "Белки щёлкали орехи" и "Щёлкали орехи белки"

А также полезны следующие упражнения:

1. Проведение невербального разговора.

2. Упражнение на развитие динамического слуха:

Наша Таня громко плачет (проговаривают громко)

Уронила в речку мячик (проговаривают тихо) и. т. д.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АУТОТРЕНИНГИ.

1. «ПРОИЗНЕСИ СВОЁ ИМЯ ЛАСКОВО»

«Этюд» И. Берковича (№1)

Чтобы детям было легче представить нужное чувство можно прочитать стихи: Имя ласковое мне мама подарила,

Словно солнышко, оно вокруг всё озарило.

2. »УТРО» (Релаксация с последующей активизацией жизнедеятельности).

«Утро» Э. Григ

После ночного отдыха каждый человек просыпается с хорошим, бодрым настроением. Хочется верить, что ночь, которая закончилась, унесла с собой всё самое тревожное, плохое, что было вчера. И вот наступает утро. Мы ещё не видим его, наши глаза закрыты, но мы чувствуем, как поднимается солнышко, как начинают светлеть верхушки деревьев. Просыпаются цветы, они поднимают вверх свои закрытые головки с сомкнутыми лепестками и начинают медленно раскрываться. Детям снова предлагается вспомнить и продемонстрировать спокойное выражение лица – мышцы расслаблены, словно человек находится в полудрёме, дыхание ровное ,глубокое. Дети расслабляются, осанка становится мягкой, голова опущена, руки свободно опущены.

Но, тем не менее, всё вокруг находится в ожидании восхода солнца. Окружающий нас мир природы постепенно светлеет, кажется, что вот-вот первые солнечные лучи хлынут на землю, и всё сразу оживёт, задышит, зашевелится.

Вслушайтесь внимательно в звучащую музыку.

Своими звуками оркестр нарисует тот самый миг, когда из-за линии горизонта поднимется солнце. В этот самый миг волшебная мелодия станет яркой, горячей, словно мы попали под поток солнечного света. Тогда я вас прошу открыть глаза и потянуться – солнце сразу передаст людям свою энергию, человек становится бодрым, жизнерадостным. Осталось, только улыбнуться навстречу солнцу. (Дети открывают глаза и улыбаются). Вместе с изменением настроения музыки меняется не только выражение вашего лица, ваш характер спокойный меняется на бодрый, осанка выпрямляется, подтягиваются, распрямляются плечи, поднимается подбородок.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

3. «ПЕРВЫЕ СНЕЖИНКИ»

«Бусинки» С. Майкапара

Педагог просит представить картину первого снегопада. Когда вокруг тихо начинает падать снег. Каждая снежинка парит в воздухе, и все вместе они превращаются в волшебную пелену, которая окутывает дом, деревья реку, сад.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

Инна землю тихо

Падает ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Дети могут вытянуть руки вперёд, стараясь представить холодное приятное прикосновение снежинок, которые тают на теплой ладошке. Каким при этом будет выражение лица?

Можно использовать любые другие тренинги по выбору педагога,

также полезны упражнения на развитие мимики, мышц лица (невербальные) например:

1. Изобразить удивление

2. Изобразить гнев

3. Изобразить радость

4. Изобразить безразличие и т. д.

Список литературы для педагога

1. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Просвещение, 1982г.

2. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва «ВАКО» 2006

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной педагогики. М. 1968.

4. Добровольская Н. Н. , Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М. 1972.

5. Михайлова М. А. «Игры и упражнения для музыкального

развития ребёнка» Ярославль Академия развития 2008г.

Малинина Е. М. Вокальное развитие детей. М. – Л. ,1967.

6. Орлова Т. М. С. И. Бекина «Учите детей петь» Москва «Просвещение» 1988г.

7. Огороднов Д. Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой» Свердловск 1981г.

8. Самигулина В. М. «Музыка. 1 класс» Волгоград. Учитель 2005

9. Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Прометей, 1992г

Метки: Методический кабинет