Образовательная программа обучения игре на фортепиано. Часть 2
Образовательная программа обучения игре на фортепиано. Часть 2
Второй год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Музыкально-теоретические дисциплины. Введение. Ноты 1,2 и малой октавы. Скрипичный ключ. Басовый ключ. Метр и ритм. Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Пунктирный ритм. Тоника, субдоминанта, доминанта. Аккомпанемент. Legato и staccato. Динамические оттенки.
|
1 4 6 6 6 9 9 9
6 9 9 |
– 4 6 6 6 9 9 9
9 9 18 |
1 8 12 12 12 18 18 18
15 18 27 |
Тест Тест Тест Опрос Опрос Опрос Диктант
Тест Тест Игра |
2. | Обучение игре на инструменте. Способы игры legato и staccato, игра Pи F, игра двумя руками. Подбор по слуху. Игра по нотам. Чтение с листа. Аккомпанирование собственному пению. |
9 | 60 | 69 |
Игра по слуху, игра по нотам, чтение с листа |
3. | Музыкально-образовательные беседы. «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки». Фортепиано в творчестве русских композиторов. |
3 3 |
– – |
3 3 |
Угадай-ка Викторина
|
216 |
Содержание программы
Тема | Теория | Практика |
Введение. | Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. | |
Ноты 1,2 и малой октавы.
|
Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения. | Определение на слух звучания музыкальных инструментов. |
Скрипичный ключ.
|
Ноты 1, 2,3 октавы. | Нахождение нот скрипичного ключа в нотах и на фортепиано. Свободное владение нотами. |
Басовый ключ.
|
Ноты малой, большой октавы. | Нахождение нот басового ключа в нотах и на фортепиано. Свободное владение нотами. |
Метр и ритм.
|
Знакомство с понятиями метра и ритма. Их различие. | Задания на комплектование тактов нужным количеством нот. |
Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.
|
Знакомство с размером. | Дирижирование музыкальных произведений. Жанровые особенности. Игра произведений в различных размерах. |
Пунктирный ритм.
|
Определение пунктирного ритма. Его особенности и роль в жанре марша. | Игра произведений с пунктирным ритмом. Запись пунктирного ритма. |
Тоника, субдоминанта, доминанта.
|
Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение. | Нахождение T, S, D в каждой тональности. Игра аккордов. |
Аккомпанемент.
|
Что такое аккомпанемент, его значение и разновидности. | Игра мелодии с аккордовым аккомпанементом. Пение под собственный аккомпанемент. |
Legato и staccato.
|
Определение терминов. | Игра различными способами. Уметь определять на слух legato и staccato.
|
Динамические оттенки. инструменты.
|
Знать динамические оттенки, их значение в создании музыкального образа. | Игра Fи P. Создание произведений различной динамики. |
Способы игры legato и staccato, игра Pи F, игра двумя руками. Подбор по слуху. Игра по нотам. Чтение с листа. Аккомпанирование собственному пению. |
Закрепление основных понятий. | Работа над чтением с листа и слуховым подбором. Работа по аккомпанементу. |
«М. П. Мусоргский «Картинки с выставки».
|
История жизни Мусоргского. «Могучая кучка», цикл пьес в память художника. | |
Фортепиано в творчестве русских композиторов. | Беседа о композиторах, писавших для фортепиано. Их отзывы об этом инструменте. |
К концу второго года обучения обучающиеся :
должны:
– самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение произведений,
– выразительно исполнять песни, исходя из их содержания и характера;
– исполнять аккомпанемент двумя руками с мелодией и без для собственного исполнения и исполнения другого ребенка;
– определять двухдольность и трехдольность;
– находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;
– различать звучание мажора и минора.
– узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
– иметь любимые произведения;
– знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
– иметь представление о классической музыке;
– положительно относиться к музыке русского народа;
– узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
– иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;
– знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
– свободно читать с листа несложные произведения двумя руками;
– аккомпанировать себе и другим;
– знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;
– знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;
– выразительно исполнять выученные произведения, иметь среди них любимые.
Третий год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | Всего | |||
1. | Музыкально-теоретические дисциплины. Введение. Средства музыкальной выразительности. Темп, ритм, регистр. Октавы. Буквенное обозначение нот. Синтезатор, его возможности. Современная музыка. Тембры музыкальных инструментов. Ритм, его жанровые особенности. Фонограмма . |
1 10
6 6 9
9
9 6
9
9 |
– 10
6 6 9
9
9 9
9
18 |
1 20
12 12 18
18
18 15
18
27 |
Игра, викторина тест Тест Тест
Опрос
Угадай-ка Тест
Тест
практика |
2. | Обучение игре на инструменте. Аккорды в буквенном обозначении. Игра мелодии с аккомпанементом. Присоединение ритмического аккомпанемента. Записи мелодии с наложениями. |
9 | 60 | 69 |
Игра по слуху, игра по нотам, чтение с листа |
3. | Музыкально-образовательные беседы. Современная музыка – что это? Возможности синтезатора. |
3
3 |
–
– |
3
3 |
Тест
Опрос
|
216 |
Содержание программы
Тема | Теория | Практика |
Введение. | Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. | |
Средства музыкальной выразительности.
|
Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация. | Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения. |
Темп, ритм, регистр.
|
Определение темпа, ритма, регистра. Их взаимодействие в создании музыкального образа. | Слушание фортепианных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности. |
Октавы.
|
Названия октав. Их расположение на фортепиано и в нотной записи. | Игра песен в разных октавах. Запись музыки нотами в нужной октаве. |
Буквенное обозначение нот.
|
Буквенное обозначение каждой ноты. | Исполнение мелодий с аккордами, обозначенными буквами. Запись буквами исполненные аккорды. |
Синтезатор, его возможности.
|
История появления синтезатора. Его возможности. | Слушание произведений композиторов , писавших для синтезатора. |
Современная музыка.
|
Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века. | Слушание произведений композиторов XX и XXI века. Определение специфики. |
Тембры музыкальных инструментов.
|
Определение тембра. Прокофьев «Петя и волк». | Слушание музыки Прокофьева, определение звучания музыкальных инструментов. |
Ритм, его жанровые особенности.
|
Определение ритма. Ритмические особенности вальса, марша, польки и других жанров. | Определение на слух жанра музыки, дирижирование . |
Фонограмма . | Определение фонограммы. Особенности синтетической музыки. | Написание несложных фонограмм путем наложения мелодии, ритма и эффектов. Пение под фонограмму. . |
Аккорды в буквенном обозначении. Игра мелодии с аккомпанементом. Присоединение ритмического аккомпанемента. Записи мелодии с наложениями. |
Закрепление основных понятий. | Игра разными способами. Наложение различных ритмов на мелодию. Создание аккомпанемента. Пение под собственный аккомпанемент. |
Современная музыка – что это?
|
Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке. | |
Возможности синтезатора. | История возникновения синтезатора. Его особенности возможности. |
К концу третьего года обучения обучающиеся :
должны:
– знать буквенные названия тональностей;
– свободно ориентироваться в нотном тексте;
– знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
– уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
– уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
– разбираться в строении музыкальных произведений;
– определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
– определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
– знать творчество известных композиторов;
– знать возможности синтезатора;
Уметь:
– исполнять музыкальные произведения на синтезаторе, используя его возможности;
– аккомпанировать себе и другим на синтезаторе;
– писать несложные фонограммы и исполнять под них песни;
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Тема | Дидактический материал | Техническое оснащение |
Введение. | Таблицы | |
Средства музыкальной выразительности | Таблицы, картинки | Магнитофон, CD-диски |
Темп, ритм, регистр
|
Таблицы
|
Магнитофон, CD-диски |
Октавы.
|
Таблицы, немая клавиатура
|
Магнитофон, CD-диски |
Буквенное обозначение нот.
|
Таблицы
|
Магнитофон, CD-диски |
Синтезатор и его возможности.
|
Магнитофон, CD-диски, синтезатор | |
Современная музыка.
|
Карточки современных инструментов, фото исполнителей | Магнитофон, CD-диски |
Тембры музыкальных инструментов.
|
Карточки музыкальных инструментов | Магнитофон, CD-диски |
Ритм, его жанровые особенности.
|
Ритмические рисунки | Магнитофон, CD-диски |
Фонограмма. | Магнитофон, CD-диски, синтезатор | |
Аккорды в буквенном обозначении. Игра мелодии с аккомпанементом. Присоединение ритмического аккомпанемента. Записи мелодии с наложениями. |
Карточки с буквенными обозначениями нот | Магнитофон, CD-диски, синтезатор |
Современная музыка – что это?
|
Фотографии, таблицы | Магнитофон, CD-диски |
Возможности синтезатора. | таблицы | Магнитофон, CD-диски, синтезатор
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Наглядный материал:
– Таблицы;
– Портреты композиторов;
– Нотный стан;
– Музыкальные произведения в CD записи;
– Фортепиано;
– Синтезатор.
Работа с родителями:
– Консультации для родителей;
– Концерты, игровые праздники;
– Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
– Оформление стенда.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
– Показ;
– Объяснение;
– Инструктаж;
– Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
– Самостоятельная работа;
– Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
– Поощрение;
– Контроль;
– Самоконтроль;
– Оценка;
– Самооценка;
– Вручение подарка;
– Одобрение словом;
Методы поощрения:
– Благодарность;
– Благодарственное письмо родителям;
– Устное одобрение
Список литературы педагога
1. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн. : Кн. 1 : Начальная школа. – М. : 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
2. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн. : Кн. 2 : Средняя школа. – М. : 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
3. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М. :ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя– музыканта. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с. : ноты. – (Б-ка учителя музыки).
5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. , ил.
6. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. – 608 с. : нот.
7. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
8. Разумовская О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
9. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений / под общей редакцией А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368с.
10. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. – М. : Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с. : ил.
11. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.
12. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Список литературы для обучающихся
1. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М. :ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. , ил.
3. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
4. Разумовская О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
5. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. – М. : Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с. : ил.
6. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.
7. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Метки: Методический кабинет