Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образовательная программа обучения игре на фортепиано. Часть 2

Образовательная программа обучения игре на фортепиано. Часть 2

Второй год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Ноты 1,2 и малой октавы.

Скрипичный ключ.

Басовый ключ.

Метр и ритм.

Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

Пунктирный ритм.

Тоника, субдоминанта, доминанта.

Аккомпанемент.

Legato и staccato.

Динамические оттенки.

1

4

6

6

6

9

9

9

6

9

9

4

6

6

6

9

9

9

9

9

18

1

8

12

12

12

18

18

18

15

18

27

Тест

Тест

Тест

Опрос

Опрос

Опрос

Диктант

Тест

Тест

Игра

2.

Обучение игре на инструменте.

Способы игры legato и staccato, игра Pи F, игра двумя руками.

Подбор по слуху.

Игра по нотам.

Чтение с листа.

Аккомпанирование собственному пению.

9

60

69

Игра по слуху, игра по нотам, чтение с листа

3.

Музыкально-образовательные беседы.

«М. П. Мусоргский «Картинки с выставки».

Фортепиано в творчестве русских композиторов.

3

3

3

3

Угадай-ка

Викторина

216

Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Ноты 1,2 и малой октавы.

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

Скрипичный ключ.

Ноты 1, 2,3 октавы.

Нахождение нот скрипичного ключа в нотах и на фортепиано. Свободное владение нотами.

Басовый ключ.

Ноты малой, большой октавы.

Нахождение нот басового ключа в нотах и на фортепиано. Свободное владение нотами.

Метр и ритм.

Знакомство с понятиями метра и ритма. Их различие.

Задания на комплектование тактов нужным количеством нот.

Размер: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

Знакомство с размером.

Дирижирование музыкальных произведений. Жанровые особенности. Игра произведений в различных размерах.

Пунктирный ритм.

Определение пунктирного ритма. Его особенности и роль в жанре марша.

Игра произведений с пунктирным ритмом. Запись пунктирного ритма.

Тоника, субдоминанта, доминанта.

Понятия тоники, субдоминанты и доминанты. Их значение.

Нахождение T, S, D в каждой тональности. Игра аккордов.

Аккомпанемент.

Что такое аккомпанемент, его значение и разновидности.

Игра мелодии с аккордовым аккомпанементом. Пение под собственный аккомпанемент.

Legato и staccato.

Определение терминов.

Игра различными способами. Уметь определять на слух legato и staccato.

Динамические оттенки.

инструменты.

Знать динамические оттенки, их значение в создании музыкального образа.

Игра Fи P. Создание произведений различной динамики.

Способы игры legato и staccato, игра Pи F, игра двумя руками.

Подбор по слуху.

Игра по нотам.

Чтение с листа.

Аккомпанирование собственному пению.

Закрепление основных понятий.

Работа над чтением с листа и слуховым подбором. Работа по аккомпанементу.

«М. П. Мусоргский «Картинки с выставки».

История жизни Мусоргского. «Могучая кучка», цикл пьес в память художника.

Фортепиано в творчестве русских композиторов.

Беседа о композиторах, писавших для фортепиано. Их отзывы об этом инструменте.

К концу второго года обучения обучающиеся :

должны:

– самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение произведений,

– выразительно исполнять песни, исходя из их содержания и характера;

– исполнять аккомпанемент двумя руками с мелодией и без для собственного исполнения и исполнения другого ребенка;

– определять двухдольность и трехдольность;

– находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;

– различать звучание мажора и минора.

– узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

– иметь любимые произведения;

– знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

– иметь представление о классической музыке;

– положительно относиться к музыке русского народа;

– узнавать на слух народные песни; знать и любить их;

– иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

– знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;

Уметь:

– свободно читать с листа несложные произведения двумя руками;

– аккомпанировать себе и другим;

– знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;

– знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;

– выразительно исполнять выученные произведения, иметь среди них любимые.

Третий год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

Всего

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Средства музыкальной выразительности.

Темп, ритм, регистр.

Октавы.

Буквенное обозначение нот.

Синтезатор, его возможности.

Современная музыка.

Тембры музыкальных инструментов.

Ритм, его жанровые особенности.

Фонограмма .

1

10

6

6

9

9

9

6

9

9

10

6

6

9

9

9

9

9

18

1

20

12

12

18

18

18

15

18

27

Игра, викторина тест

Тест

Тест

Опрос

Угадай-ка

Тест

Тест

практика

2.

Обучение игре на инструменте.

Аккорды в буквенном обозначении.

Игра мелодии с аккомпанементом.

Присоединение ритмического аккомпанемента.

Записи мелодии с наложениями.

9

60

69

Игра по слуху, игра по нотам, чтение с листа

3.

Музыкально-образовательные беседы.

Современная музыка – что это?

Возможности синтезатора.

3

3

3

3

Тест

Опрос

216

Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Средства музыкальной выразительности.

Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация.

Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

Темп, ритм, регистр.

Определение темпа, ритма, регистра. Их взаимодействие в создании музыкального образа.

Слушание фортепианных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности.

Октавы.

Названия октав. Их расположение на фортепиано и в нотной записи.

Игра песен в разных октавах. Запись музыки нотами в нужной октаве.

Буквенное обозначение нот.

Буквенное обозначение каждой ноты.

Исполнение мелодий с аккордами, обозначенными буквами. Запись буквами исполненные аккорды.

Синтезатор, его возможности.

История появления синтезатора. Его возможности.

Слушание произведений композиторов , писавших для синтезатора.

Современная музыка.

Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века.

Слушание произведений композиторов XX и XXI века. Определение специфики.

Тембры музыкальных инструментов.

Определение тембра. Прокофьев «Петя и волк».

Слушание музыки Прокофьева, определение звучания музыкальных инструментов.

Ритм, его жанровые особенности.

Определение ритма. Ритмические особенности вальса, марша, польки и других жанров.

Определение на слух жанра музыки, дирижирование .

Фонограмма .

Определение фонограммы. Особенности синтетической музыки.

Написание несложных фонограмм путем наложения мелодии, ритма и эффектов. Пение под фонограмму. .

Аккорды в буквенном обозначении.

Игра мелодии с аккомпанементом.

Присоединение ритмического аккомпанемента.

Записи мелодии с наложениями.

Закрепление основных понятий.

Игра разными способами. Наложение различных ритмов на мелодию. Создание аккомпанемента. Пение под собственный аккомпанемент.

Современная музыка – что это?

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке.

Возможности синтезатора.

История возникновения синтезатора. Его особенности возможности.

К концу третьего года обучения обучающиеся :

должны:

– знать буквенные названия тональностей;

– свободно ориентироваться в нотном тексте;

– знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

– уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

– уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

– разбираться в строении музыкальных произведений;

– определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

– определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;

– знать творчество известных композиторов;

– знать возможности синтезатора;

Уметь:

– исполнять музыкальные произведения на синтезаторе, используя его возможности;

– аккомпанировать себе и другим на синтезаторе;

– писать несложные фонограммы и исполнять под них песни;

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Тема

Дидактический материал

Техническое оснащение

Введение.

Таблицы

Средства музыкальной выразительности

Таблицы, картинки

Магнитофон, CD-диски

Темп, ритм, регистр

Таблицы

Магнитофон, CD-диски

Октавы.

Таблицы, немая клавиатура

Магнитофон, CD-диски

Буквенное обозначение нот.

Таблицы

Магнитофон, CD-диски

Синтезатор и его возможности.

Магнитофон, CD-диски, синтезатор

Современная музыка.

Карточки современных инструментов, фото исполнителей

Магнитофон, CD-диски

Тембры музыкальных инструментов.

Карточки музыкальных инструментов

Магнитофон, CD-диски

Ритм, его жанровые особенности.

Ритмические рисунки

Магнитофон, CD-диски

Фонограмма.

Магнитофон, CD-диски, синтезатор

Аккорды в буквенном обозначении.

Игра мелодии с аккомпанементом.

Присоединение ритмического аккомпанемента.

Записи мелодии с наложениями.

Карточки с буквенными обозначениями нот

Магнитофон, CD-диски, синтезатор

Современная музыка – что это?

Фотографии, таблицы

Магнитофон, CD-диски

Возможности синтезатора.

таблицы

Магнитофон, CD-диски, синтезатор

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Наглядный материал:

– Таблицы;

– Портреты композиторов;

– Нотный стан;

– Музыкальные произведения в CD записи;

– Фортепиано;

– Синтезатор.

Работа с родителями:

– Консультации для родителей;

– Концерты, игровые праздники;

– Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

– Оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

– Показ;

– Объяснение;

– Инструктаж;

– Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

– Самостоятельная работа;

– Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

– Поощрение;

– Контроль;

– Самоконтроль;

– Оценка;

– Самооценка;

– Вручение подарка;

– Одобрение словом;

Методы поощрения:

– Благодарность;

– Благодарственное письмо родителям;

– Устное одобрение

Список литературы педагога

1. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн. : Кн. 1 : Начальная школа. – М. : 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).

2. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн. : Кн. 2 : Средняя школа. – М. : 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).

3. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М. :ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя– музыканта. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с. : ноты. – (Б-ка учителя музыки).

5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. , ил.

6. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. – 608 с. : нот.

7. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

8. Разумовская О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

9. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений / под общей редакцией А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368с.

10. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. – М. : Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с. : ил.

11. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.

12. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.

Список литературы для обучающихся

1. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М. :ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. , ил.

3. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

4. Разумовская О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. –М. : Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

5. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. – М. : Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с. : ил.

6. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.

7. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М. : «Современная музыка», 2004г. – 128с.

Метки: Методический кабинет