Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образовательная программа обучения игре на фортепиано. Часть 1

Образовательная программа обучения игре на фортепиано. Часть 1

Пояснительная записка

Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент: инструмент– оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом.

Инструмент, обладающий своим собственным неповторимым тембром. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.

Хотим обратить Ваше внимание на то, что владение фортепиано необходимо любому музыканту увеличивая его возможности, будь то вокалист, композитор, дирижер.

Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие интеллектуальных возможностей человека, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы нам в повседневной жизни.

Уникальные данные, полученные при исследовании интеллектуальных возможностей пианистов разных возрастных категорий, показали общие для них качества:

– аналитическое мышление;

– быстрое и легкое освоение материала и хорошая координация – развиваются в результате того, что при игре на фортепиано двумямя руками одновременно работают оба полушария головного мозга, что не характерно для других видов деятельности человека. Благодаря этому развиваются творческие способности, гибкость и вариативность мышления.

Особого внимания заслуживает способность пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения, что развивает перспективное мышление, целостное видение.

Также известна прямая зависимость развития речи ребенка от развитости пальцевой моторики.

Эти факты были уже давно замечены учеными других стран, благодаря чему игра на фортепиано преподается во всех развитых странах как предмет, способствующий интенсивному развитию интеллекта наряду с математикой и другими точными науками.

Изучение музыкальной грамоты, знакомство с творчеством известных композиторов, свободное владение инструментом.

Рассчитана программа на детей школьного возраста, любителей инструментальной музыки, а также позволяет подготовиться к поступлению в музыкальную школу.

Главное отличие данной методики от других заключается в том, что с первых занятий исполняется музыка по слуху, а затем изучаются правописание отдельных нот и теоретические вопросы. Вся программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает из своего практического опыта, что мы считаем наиболее продуктивным и целесообразным, что способствует его быстрому и полноценному развитию.

Для более эффективного развития музыкальных способностей предлагается комплексный подход к обучению, то есть к владению фортепиано, что необходимо любому музыканту, может быть добавлен вокал. Изучение этих дисциплин вместе дает более качественный результат, чем изучение каждой в отдельности.

Пение помогает проанализировать мелодическую сторону музыки, развивает слух и предслышание (внутренний слух) у музыканта. Вы сможете петь под собственный аккомпанемент, свободно подбирать по слуху.

Разделы программы:

– подбор по слуху, пение;

– изучение теоретического материала;

– музыкальная грамота;

– игра на фортепиано по нотам;

– слушание произведения фортепианной классической музыки;

– исполнение на синтезаторе.

Программа рассчитана на 3-хлетний срок обучения.

Первый и второй год направлен на изучение музыкальной грамоты, подбор знакомых музыкальных отрывков по слуху, постановка пальцев для игры на фортепиано. Так же дети знакомятся с произведениями композиторов – классиков.

Третий год обучения знакомит детей с возможностями современной музыки. Дети изучают синтезатор как уникальный музыкальный инструмент со множеством возможностей. Учатся написанию простых фонограмм для собственного исполнения музыкальных номеров.

Цель программы:

в процессе коллективных музыкально-игровых занятий способствовать становлению творческой личности и развитию у детей базовых качеств познавательной и коммуникативной деятельности.

Обучение игре на фортепиано ведется в форме групповых занятий. Широта общего музыкального образования обеспечивается комплексом теоретических занятий, которые включают в себя хоровое пение, основы теории и техники игры на инструменте, сольфеджио, музыкальную литературу. При этом отличительной особенностью программы является разнообразие репертуара, что обеспечивает дифференциацию обучения и позволяет, тем самым, создать дополнительные возможности для детей со средними и даже слабыми музыкальными данными.

Задачи программы:

– развитие слуховых, интонационных данных и музыкальной памяти учащихся;

– приобретение таких навыков, как умение услышать в музыке богатство и многообразие средств музыкальной выразительности;

– уметь правильно и интонационно точно воспроизводить голосом мелодию;

– читать с листа одноголосную мелодию или один из голосов несложного двухголосного произведения;

– уметь записать или повторить голосом, сольфеджируя, прослушанную одноголосную мелодию;

– уметь подбирать по слуху различные мелодии и аккомпанемент к ним;

– форми­рование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству;

– понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

– развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов му­зыки;

– владение основами музыкальной грамоты: нотная грамота, метроритмическое воспитание;

– формирование ладового слуха.

Первый год обучения

Учебно-тематический план занятий

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Нотный стан.

Ключи: скрипичный и басовый.

Ноты на нотном стане и расположение на фортепиано.

Размер.

Лад: мажор – минор.

Темп: быстро – медленно.

Динамика: громко – тихо.

Жанры: песня, танец, марш.

2

4

4

4

4

6

2

6

4

-

2

2

2

2

10

8

12

8

2

6

6

6

6

16

10

18

12

Диктант

Диктант

Диктант

Игра под диктовку

Опрос

Игра

Игра

Игра

Угадай-ка

2.

Обучение игре на инструменте.

Общие сведения.

Посадка, постановка рук.

Обозначение пальцев.

Упражнения на координацию рук и пальцев.

Ноты и их расположение на фортепиано.

8

30

38

Игра по слуху, игра по нотам, чтение с листа

3.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Возникновение нотной записи.

Фортепиано – инструмент-оркестр.

Жанровое разнообразие музыки.

Композиторы классики – детям.

Петр Ильич Чайковский «Детский альбом».

С. С. Прокофьев «Детская музыка».

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Тест

Опрос

Тест

Угадай-ка

Фильм

Опрос

144

Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Нотный стан.

Определение нотного стана, расположение нот. Такт. Тактовая черта.

Уметь рисовать нотный стан, тактовую черту. Написание нот в такте.

Ключи: скрипичный и басовый.

Ключ соль. Ключ фа. Их особенности.

Рисование скрипичного и басового ключей. Уметь различать ноты каждого ключа.

Ноты на нотном стане и расположение на фортепиано.

Знать названия нот, их расположение на нотном стане и фортепиано.

Учиться быстро и точно определять ноты на фортепиано и нотном стане.

Размер.

Определение размера. Двудольность и трехдольность.

Определение на слух двудольности и трехдольности, уметь дирижировать, знать жанровую принадлежность.

Лад: мажор-минор.

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.

Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.

Темп:

быстро – медленно.

Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.

Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.

Динамика:

громко – тихо.

Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры.

Жанры:

песня, танец, марш.

Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра.

Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра.

Общие сведения.

Посадка, постановка рук.

Обозначение пальцев.

Упражнения на координацию рук и пальцев.

Ноты и их расположение на фортепиано.

Определение музыкального слуха, памяти. Обозначение пальцев в нотах. Правильная посадка и позиция рук.

Уметь владеть пальцами, верно ими артикулировать, определять образ музыкального произведения. Читать ноты и правильно находить их на инструменте.

Возникновение нотной записи.

Нотная запись в Древней Греции. Современная нотная запись. Их различия.

Фортепиано – инструмент-оркестр.

Возможности фортепиано как музыкального инструмента. История появления. Композиторы, писавшие только для фортепиано.

Композиторы классики – детям.

Беседа о русских и зарубежных композиторах, их произведения, написанные для слушания и исполнения детьми .

Петр Ильич Чайковский «Детский альбом».

Знакомство с биографией П. И. Чайковского. особенности строения «Детского альбома». Жизнь ребенка XIX века.

С. С. Прокофьев «Детская музыка».

Знакомство с творчеством С. С. Прокофьева на примере его «Детской музыки».

К концу первого года обучения обучающиеся

Должны знать и определять на слух:

– музыку разного эмоционального содержания;

– музыкальные жанры (песня, танец, марш);

– одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

– средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,

мелодию, ритм;

– знать названия нот и находить их на нотном стане и фортепиано.

Уметь:

– верно подбирать на слух знакомые произведения;

– записать нотами музыкальное произведение, сыгранное педагогом.

Метки: Методический кабинет