Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа дополнительного образования по музыке "Палитра детских голосов". Часть 3

Программа дополнительного образования по музыке "Палитра детских голосов". Часть 3

VIII. Основы нотной грамоты

(8 часов)

Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг. ). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажорная и минорная.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.

Музыкальный размер ; сложный размер .

Ноты в басовом ключе.

Паузы.

Записи песен.

Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.

Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.

Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.

Практические занятия:

1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;

2. Выучить название и написание всех длительностей;

3. Пение гаммы по нотам со словами и показом;

4. Пение песен по нотам;

5. Звучание интервалов и угадывание их на слух;

6. Запись ритмического рисунка;

7. Элементы контроля правильности пения по нотам;

8. Секреты устранения фальши.

IX. Движения вокалистов под музыку

(18 часов)

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

2. Элементы ритмической гимнастики;

3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

X. Вокально-хоровая работа

(12 часов)

Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;

2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;

3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;

4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист – осознание вокально-телесных ощущений;

5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр (программа В. Емельянова, стр. 172);

6. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса (программа В. Емельянова, стр. 143);

7. Упражнения с твердой и мягкой атакой.

8. Подготовка к выходу на сцену.

XI. Импровизация

(7 часов)

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практические занятия:

1. Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;

2. Элементы импровизации в детском исполнении.

XII. Собственная манера исполнения

(14 часов)

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.

Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

1. Выбор песни;

2. Заучивание текста;

3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Концертно-исполнительская деятельность

(36 часов)

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, городских мероприятий.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно – стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

– предварительный – диагностика способностей учащихся;

– текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

– итоговый – анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных. городских, окружных и российских мероприятий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКА

Модель выпускника вокальной студии «Мелодия»

Первый год обучения:

– наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);

– владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

– проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

– уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

– стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

– умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Второй год обучения:

– наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло);

– увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

– проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

– умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

– усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

– участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третий год обучения:

– проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы;

– умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

– импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

– исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

– услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

– умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

После 3-х лет обучения в вокальной студии каждый выпускник имеет право оставаться студийцем и продолжить концертно-исполнительскую работу со значительной подготовкой к выступлению.

По окончании курса обучения выпускникам студии вручается сертификат «Вокалист МОУ СОШ № 2», за наиболее высокие показатели и достижения присваивается звание «Метр вокала МОУ СОШ № 2».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы и формы реализации программы «Палитра детских голосов»

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

1. Программа «Палитра детских голосов»;

2. «Уроки пения», Журавленко Н. И. , учебное пособие для обучающихся -Минск: «Полиграфмаркет», 1998;

3. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы для учителя);

4. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

5. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

6. Компьютер;

7. Усиливающая аппаратура;

8. Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;

9. Актовый зал;

10. Мультимедийный проектор.

Успехи реализации программы возможны:

– если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

– если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

– если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

– если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся

1. Журавленко Н. И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.

Литература для учителя

(обязательная)

1. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1963.

2. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5– изд. , стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

Литература для учителя

(дополнительная)

1. Андрианова Н. З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М. : 1999.

2. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н. Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5– изд. , стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

4. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И. О. Исаева – М. : АСТ; Астрель, 2007.

1. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб. : Питер , 2007.

Метки: Методический кабинет