Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа кружка "В мире географии". Ч. 1

Рабочая программа кружка "В мире географии". Ч. 1

Внутренняя экспертиза образовательной программы

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

1

Оформление титульного листа

+

2

Заполнение информационной карты программы

+

3

Пояснительная записка:

а) обоснование необходимости разработки программы

+

б) актуальность программы, ее новизна и отличие от аналогичных программ

+

в) преемственность и согласованность ее с программами общеобразовательных школ

+

г) цели и задачи курса для каждого года обучения

+

д) взаимосвязь целей и задач, реализация цели развития личности ребенка, потребность в саморазвитии

+

е) особенности набора детей, их возраст, особенности возрастные/психологические

+

ж) этапы, продолжительность реализации программы

+

з) ведущие теоретические идеи, подходы, технологии

+

и) ключевые определения, важнейшие понятия программы

+

к)общепедагогические принципы: научность, системность, доступность, связь теории с практикой

+

л) основные методы усвоения детьми материала, развивающие навыки их творческой деятельности

+

м) формы работы с детьми (экскурсии, походы, мероприятия)

+

н) прогнозируемые результаты (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей, и как это определяется)

+

о) формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции)

+

п) средства реализации программы

+

4

Учебно-тематический план

+

5

Содержание программы

+

6

Условия реализации программы:

а) перечень учебного, научно-тематического, дидактического обеспечения

+

б) материально – техническое оснащение программы, средства обучения

+

7

Механизм оценки получаемых результатов:

а) формы учета ЗУН

+

б) формы оценки качества результативность обучения

+

в) диагностические методики

8

Литература:

а) методическая литература для педагога

+

б) учебная, познавательная литература для детей (ФИО автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, место издания, издательство, год издания)

+

9

перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной творческой деятельности детей

+

Подпись директора:

Подпись заместителя директора по УВР:

Подпись педагога:

С. А. Тетюшкина

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Тип программы

Адаптированная

Образовательная область

Естествознание

Направление деятельности

Естественно – научная

Способ освоения содержания образования

Эвристическая, исследовательская

Уровень освоения содержания образования

Углубленный

Уровень реализации программы

Основное образование

Форма реализации программы

Групповая, индивидуальная

Продолжительность реализации программы

Одногодичная

Пояснительная записка

В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.

Изучение родного края – это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.

Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Новизнапрограммы – на данный момент она не имеет аналогов, т. к. сочетает в себе комплексный подход.

Программа рассчитана на обучение детей в течение года. В объединение набираются все желающие учащиеся от 11 до 12 лет независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Количество учащихся составляет от 12 до 20. Группа занимается 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут + 15-минутный перерыв). Программа предполагает групповую, индивидуальную форму обучения. Всего в году – 72 часа. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Цель:развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

Развивающие:

1. Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

Воспитательные:

1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Методы работы

– Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)

– Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах

– Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы

– Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение, вводный урок

1

1

2

План и карта:

Определение расстояний на карте

Определение азимута

Составление плана местности

2

2

1

4

1

1

1

2

1

3

3

Подготовка к олимпиаде

5

2

3

4

Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые

4

1

3

5

Климатические особенности города

метеорологические наблюдения

народные приметы

просмотр учебных фильмов

внутренние воды города: реки

озера окрестности

опасные природные явления

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Почвы, растительный и животный мир окрестностей города.

3

1

2

7

Возникновение и развитие города

3

1

2

8

Население города

6

3

3

9

Улицы и учебные заведения нашего города

4

2

2

10

Промышленные предприятия города

6

2

4

11

Знаменитые люди города

3

3

12

Исследовательская деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа)

20

7

13

13

Итоговое занятие

1

1

Итого

72

30

42

Содержание программы

1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «В мире географии». Инструктаж по технике безопасности

Тема 2. План и карта (9 часов)

Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.

Тема 3. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. (7 часов)

Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия в музей

Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.

Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки, участие в геологическом слете.

Тема 4. Климатические особенности и внутренние воды города. (3 часа)

Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки города Южноуральска, озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления.

Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над мини-проектом «Капелька»

Тема 5. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей города. (3 часа).

Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей Южного Урала

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», растительный и животный мир города.

Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.

Тема 6. Возникновение и развитие города. (5 часов)

Основные понятия: город, герб, флаг – символы власти.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

Содержание темы: Герб и флаг города Стерлитамака. Историческое прошлое города

Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия

Географическое положение города Стерлитамака в Стерлитамакском районе и Республике Башкортостан. Геологическая история. Природные условия города и его окрестностей.

Практические занятия: История происхождения названий улиц города, рек. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Тема 7. Население города. (2 часа)

Основные понятия: миграция, национальный состав.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История заселения. Численность населения г. Стерлитамака. Национальный состав города. Миграции населения.

Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.

Тема 8. Улицы и учебные заведения города. (6 часов)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения города. История развития образования в городе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».

Тема 9. Промышленные предприятия города. (3 часа)

Основные понятия: отраслевая структура, химическая, строительная, станкостроительная промышленность, промышленные предприятия.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: Развитие хозяйства города (от Соляной пристани до «промышленного гиганта»). Развитие города в конце 20 века. Промышленные предприятия Стерлитамака: ОАО «Сода», завод СК, Концерн «ИНМАШ» и др. Развитие транспорта в городе. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.

Практические занятия: Экскурсии на предприятия города, в троллейбусное депо. Составление картосхемы промышленных предприятий города. Создание презентации. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

Тема 10. Знаменитые люди города. (3 часа)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов

Содержание темы:Знаменитые люди города (труженики промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т. п. ), их вклад в развитие республики и страны.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.

Планирование исследовательской деятельности учащихся

Направления

Исследовательская деятельность

1

Геология

1. создание коллекции минералов и полезных ископаемых района.

2. экскурсии в музей «Стимул» и в краеведческий музей города.

3. создание презентации.

4

Улицы города

1. работа с различными источниками информации.

2. создание мини-проекта «Название улиц моего города».

5

Промышленные предприятия города

1. экскурсии на предприятия города.

2. изучение продукции, выпускаемой в городе.

3. создание презентации: «Предприятия города и их продукция».

6

Состояние природной среды города

1. создание туристического маршрута по окрестностям города.

2. Участие в акциях

7

Учебные заведения города

1. создание мини-проекта «История школы в лицах»

2. Создание мини– проекта «Символика городов Ч. О. »

8

Знаменитые люди города

1. работа с различными источниками информации.

2. посещение краеведческого музея.

3. создание презентации.

Метки: Методический кабинет