Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа элективного курса "Мое село – начало пути"

Программа элективного курса "Мое село – начало пути"

Пояснительная записка

«Главная цель воспитания

должна заключаться в

развитии самодеятельности,

благодаря которой человек

может впоследствии стать

распорядителем своей судьбы,

продолжателем своей судьбы,

продолжателем образования своей

жизни».

А. Дистервег

Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. В содержании образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:

опыта познавательной деятельности или знаний;

опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;

нестандартные решения;

социального опыта и ценностных ориентаций.

В сложившихся условиях большое значение приобретает целенаправленная работа школы по созданию условий для осознания личностных смыслов и ценностей существования личности.

Эти условия может реализовать курс «Мое село – начало пути»

Поэтому главной целью курса является ориентирование учащихся в выборе профиля через углубленное изучение систематизированного, целостного представления о Малой Родине (село, поселок, межселенная территория)

Курс «Мое село – начало пути» обеспечивает:

Создание образных представлений о взаимодействии природы и общества;

Выявление оценки явлений социальной и экономической жизни общества;

В процессе изучения ближайшего окружения (села) способствовать формированию учащихся грамотного поведения в природе и обществе, как социального и личностно-значимого компонента образования человека;

Развивать умения оценивать различные источники информации;

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся, расширяет базовый курс по географии, является предметно-ориентированным и дает возможность познакомить учащихся с интересными вопросами, подходами в изучении родного села. Данный курс является междисциплинарным, т. к. содержит круг вопросов историко-географического характера.

Средством воспитания и образования служит участие учащихся в индивидуальной и групповой исследовательской – поисковой деятельности, освоение проектного способа преобразования своей жизни и окружающего сообщества – малой Родины, поэтому программа предусматривает значительно количество практических работ исследовательского характера, что позволит развить у учащихся познавательные коммуникативные умения и навыки.

Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве. Выбор методических приёмов обусловлен осознанием необходимости мотивационно – целевого управления процессом познания: малая дискуссионная группа, работа с документом, беседа, интервью, практическая работа, экскурсии.

Итогом курса является включение учащихся в разнообразные учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполнение ряда мини-исследовательских проектов, предполагает личный вклад каждого учащегося в разработку и реализацию 1-2 общественно – значимых полезных для села дела. Таким образом, содержание курса раскрывает широкие возможности для самоопределения учащихся в будущем, нацеливает на жизнь в своем родном селе, сельской территории.

Курс предназначен для предпрофильной подготовки 9 класса, реализует компонент регионального образования, может быть рекомендован для изучения учащимися социально-экономического, гуманитарного профилей.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п. п.

Наименование тем

курса

Всего

часов

Лекции

Практические

работы

Семи-нары

Формы

контроля

1.

Введение

3

1

2

1

План села

2.

Тема 1

Истоки села, население.

6

1

4

2

Диаграммы,

схема – «Родословная семьи»,

картосхема

«Откуда мы»

3

Тема 2.

Хозяйство села

4

2

1

Защита мини-проекта,

Проверка

практ. работы

4.

Тема 3

Социально-культурное

развитие села

3

2

-

Защита-мини проекта, 1-2 общественно-полезных дела

5.

Итоговое занятие

1

1

Презентация

Статьи, стендовой экспозиции

Итого

17

2

10

5

СОДЕРЖАНИЕ (17 ч. )

Введение (3 ч. )

Введение в предмет, задачи: вызвать интерес к способам работы и изучаемому кругу вопросов.

Социально-географический портрет села. Особенности социально-экономического развития села, его место в экономике Комсомольского муниципального района Хабаровского края». Маршрутная съемка села.

Тема 1. Истоки села, население (6 ч. )

Летопись села, истоки. Изучить историко-географические особенности развития села. Содержание лекции должно отражать следующие вопросы :

Страницы исторического развития?

Почему наше село так называется?

Когда село празднует свой год рождения?

Кто были первыми поселенцами?

Родословная моей семьи, родословная села. Проведение мини-переписи населения. История происхождения улиц села.

Тема 2. Хозяйство села (4 ч. )

Знакомство с экономикой села и разнообразными видами деятельности людей в сельской местности, основными предприятиями. Показать чем живет село сегодня. Экскурсия на предприятия села, предприятия села, где работают родители учащихся (по выбору учителя). Изучение местного предприятия.

Тема 4. Социально-культурное развитие села (3 ч. )

Развитие сельского поселения – непрерывный процесс, все в селе взаимосвязано, имеет свои корни, причины и следствия, Узнать о них можно, если внимательно изучать географические, исторические, экономические источники – продукты деятельности человека и человечества во времени и пространстве. Рассмотреть традиции разных поколений, представить и реализовать свой вклад в историю современности.

Итоговое занятие (1 ч. )

Группы учащихся представляют результаты исследовательской деятельности по курсу «Мое село – пути начало». Обмен мнениями.

Практические работы:

Практическая работа №1 (2 ч. ) Маршрутная съемка села.

Практическая работа №2 (1 ч. ) Учащимся предлагается выполнить на выбор одну практическую работу « Родословная моей семьи » или « Родословная села» (проект).

Практическая работа № 3 (1 ч. ) «Происхождение названий улиц села»

Выяснить происхождение названий основных улиц села,

Создать видео ролик, или фотомонтаж или стендовую экспозицию « Улицы села».

Практическая работа №4 (3 ч. ) «Население села».

Использовать доступные формы учета населения провести мини-перепись населения села. Проведение мини – переписи населения. Представить полученные результаты в формате программы MicrosoftExcel .

Практическая работа №5 (2 ч. ) «Изучение местного предприятия»

Экскурсия (2ч. )

на предприятия села, предприятия села, где работают родители учащихся (по выбору учителя).

Практическая работа №6 «Традиции разных поколений» (1 ч. )

Практическая работа №7 «Мой вклад в развитие села» (1ч. )

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Существенные признаки понятий: экономико-географическое положение территории, воспроизводство, естественный прирост, половозрастной, национальный состав населения, трудовые ресурсы и занятость населения , специализация территории;

Национальные традиции и обычаи, культурно-исторические осо­бенности народов. Религии, трудовые навыки своей местности;

Главные черты хозяйства сельского поселения, историко-географические особенности развития села, ведения хозяйства формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения в обществе.

Учащиеся должны уметь:

Выдвигать гипотезы – версии названий улиц села, подтверждать или опровергать их на основе собранных фактов;

Согласовывать правила ведения учебной дискуссии, участвовать в дискуссии;

проводить маршрутную съемку местности;

Развивать простейшие навыки интервьюирования, проводить интервью, обрабатывать данные;

Работы в текстовом редакторе Word: набирать текст объёмом до 70 слов, редактировать его, сканировать фотографии и размещать их в тексте;

Уметь ставить задачи, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать вклад своего участия в экскурсиях, дискуссиях, на уроке в групповой работе, на основе анализа своих затруднений в способах работы и интересующих вопросов;

Подготовить материал для газеты.

Методические рекомендации

Введение (3 ч. )

Вводная лекция (1 ч. )

Цель: Введение в предмет, задачи: вызвать интерес к способам работы и изучаемому кругу вопросов.

Социально-географический портрет нашего села.

Особенности социально-экономического развития села, его место в экономике Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Практическая работа №1 «Составление плана села» (маршрутная съемка местности) (2 ч. )

(1ч. – полевой период, 1 ч. – камеральный период)

Цель: провести маршрутную съемку местности.

Методические рекомендации:

В рамках данного курса, учитывая его краткосрочный характер, целесообразно проведение вводного (организационного занятия), на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами деятельности, требованиями.

Для реализации программы данного курса целесообразно познакомить учащихся на первом занятии с общей социально-географической характеристикой села, показать своеобразие географии, экономики. Предусмотрена 2-х часовая практическая работа по составлению плана села.

Тема 1. Истоки села, население (6 ч. )

Изучение этой темы построено через изучение вопросов историко-географического содержания, показать учащимся, что развитие сельского поселения – непрерывный процесс, все в селе взаимосвязано, имеет свои корни, причины и следствия, Узнать о них можно, если внимательно изучать географические, исторические, экономические источники – продукты деятельности человека и человечества во времени и пространстве.

Лекция: (1ч. ) «Летопись села, истоки»

Содержание лекции должно отражать следующие вопросы :

– Почему наше село так называется?

– Когда село празднует свой год рождения?

– Кто были первыми поселенцами?

Практическая работа №2. Учащимся предлагается выполнить на выбор одну практическую работу « Родословная моей семьи » или « Родословная села» Собрать и оформить исторические источники по истории села , семьи.

Цель: Развитие простейших навыков интервьюирования, умения обобщать и систематизировать полученные данные, формулировать выводы по результатам исследования.

Семинар (1ч. )Народонаселение села.

Определить особенности структуры населения села, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений анализировать данные статистической информации.

Численность населения села ;

Воспроизводство;

Половозрастной, национальный состав населения ;

Трудовые ресурсы и занятость населения ;

Практическая работа №3 (1 ч. ) «Происхождение названий улиц села»

Выяснить происхождение названий основных улиц села,

Создать видео ролик, или фотомонтаж, стендовую экспозицию « Улицы села».

Цель:Выяснить происхождение названий основных улиц села.

Семинар (1 ч):Обсуждение полученных материалов, защита видео ролика или стендовой презентации по теме « Улицы села»

Вопросы для обсуждения:

– Названия, каких улиц подтверждает, что судьба села и страны – единое целое ?

– Какие улицы говорят о природе нашего села?

Практическая работа №4 (3ч. ) «Проведение мини– переписи населения»

Цель: Определить особенности структуры населения села, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений сбора данных и анализа статистической информации.

Развитие простейших навыков интервьюирования, умения обобщать и систематизировать полученные данные, формулировать выводы по результатам исследования.

Способствовать обучению школьников умению работать в группе. Научиться обобщать полученные результаты путем построения диаграммы через формат программы MicrosoftExcel. формулировать выводы.

Семинар (1ч. )Народонаселение села.

Цель: На основе полученных исследований определить особенности структуры населения села, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений анализировать данные статистической информации.

Способствовать обучению школьников умению работать в группе, интересно преподнести материал.

Численность населения села ;

Воспроизводство;

Половозрастной, национальный состав населения ;

Трудовые ресурсы и занятость населения ;

(Обсуждение полученных результатов исследований)

На основе полученных исследований определить особенности структуры населения села, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений анализировать данные статистической информации.

Способствовать обучению школьников умению работать в группе, интересно преподнести материал.

Методические рекомендации:

Изучение темы 1 организовано через одну тематическую лекцию, двух часовой семинар и ряд пр. работ соответствующих теме. В содержании учебной лекции учащимся раскрывается основные вопросы темы «Летопись села, истоки», а именно – почему наше село так называется? Когда село празднует свой год рождения? Кто были первыми поселенцами? Лекция

Позволяет изучить историко-географические особенности развития села. Перед лекцией целесообразно провести экскурсию в музей села, школы,

важно отметить, что при подготовки необходимо использовать фактический исторический материал, что позволит сделать лекцию более наглядной. Для проведения практикума в этой теме (мини-переписи населения) целесообразно разделить учащихся на группы по два человека в каждой, каждая группа составляет свой индивидуальный переписной лист с вопросами, например, сколько лет живет в селе, с какого года? Ваш возраст ? Пол ? и т. п.

Практическая работа № 4 проводится в два этапа, первый – непосредственный опрос жителей села (не менее 50 жителей) и второй – камеральный обработка полученных результатов их систематизация, построение графиков, схем, диаграмм с использованием программы MicrosoftExcel, обобщение материала, формулирование выводов.

В тематике данной темы предусмотрено исследование, направленное на изучение вопроса «Происхождение названий улиц села» практическая работа №3, данная работа представляется учащимися на обсуждение в виде видео ролика или фотомонтажа, стендовой экспозиции «Улицы села» на семинарском занятии.

Семинар, на который отводится один тематический час, является логическим продолжением практикума, носит результативный характер, учащиеся демонстрируют полученные результаты исследований по практикуму (мини-презентации, графики, диаграммы), выводы по теме: «Истоки села, население».

Тема 2. Хозяйство села (4 ч. )

Познакомить с разнообразными видами деятельности людей в сельской местности, основными предприятиями.

Показать чем живет село сегодня.

Экскурсия

Практическая работа № 5 «Изучение местного предприятия»

Цель: Составить комплексную экономико-географическую характеристику местного предприятия.

Экскурсии на предприятия села, предприятия села, где работают родители учащихся (по выбору учителя или учащихся), знакомство с профессиями жителями села.

Семинар (1ч. ): Хозяйство села, специализация, проблемы развития.

Обсуждение полученных материалов по практической работе №5.

Методические рекомендации:

Человек часть природы, он реагирует на её вызовы деятельностью, которая в основе своей имеет поиск человеком своей ниши. Деятельность человека обусловлена природным окружением, и своей целью имеет изменение этого окружения. Эта деятельность – средство единения человека и природы, человека с человеком, в содержании этой темы определен основополагающий акцент на весомую долю практических исследований и

выход на конкретный краеведческий историко-географический материал. Перед экскурсией на предприятие проводится беседа на уяснение ряда вопросов:

1. Какие предприятия развиты в нашей местности;

2. Где работают ваши родители, родственники;

3. Как изменилось производство за годы перестройки в вашей местности;

4. Какие предприятия закрылись, какие продолжают функционировать;

При подготовке к экскурсии учащиеся записывают основные вопросы для изучения:

1. Где расположено предприятие? В чем особенности ЭГП предприятия?

2. Что производит предприятие?

3. Какова структура предприятия?

4. Особенности технологических процессов на предприятии?

5. Производственные связи предприятия и производимая продукция?

Изучение местного предприятия позволит познакомить учащихся с разнообразными видами деятельности людей в сельской местности, основными градообразующими предприятиями. Показать чем живет село сегодня.

Тема 3. Социально-культурное развитие села (3 ч. )

Практическая работа №6 «Традиции разных поколений» (1 ч. )

Познакомит с традициями разных поколений в семье, селе.

Цель : Выяснить какие традиции чтят жители села, в вашей семье, и их истоки.

Практическая работа № 7 «Мой вклад в историю современности» (2 ч. )

Разработать и реализовать 1-2 общественно-полезных дела.

Цель: Разработать и реализовать конкретное социально-общественное

дело.

Методические рекомендации:

Данная тема является логическим завершением курса «Мое село – начало пути» Центральная образовательная идея этой темы заключается в том, что жизнь отдельного человека связана с развитием своего народа, страны, села. Жизнь каждого человека ценна, так как она оказывает влияние и на окружающих людей, так и человечество в целом. Учащимся предлагается

выполнить ряд заданий практикума, рассказать о своей семье, её традициях, представить материал в различной форме, как мини-сочинение на тему: «Моя семья в традициях культуры», фото или видео материал.

Одним из законов человеческого бытия является – память. О человеке судят по его поступкам, деятельности, поэтому в курсе предусмотрена реальная практическая деятельность по разработке и реализации конкретного социально-общественного дела каждым учащимся, либо группой. Итоговое семинарское занятие целесообразно организовать в форме беседы, обсуждения мини – проектов, обобщить результаты изучения курса, подготовить материал для местной газеты, материал для стендовой экспозиции музея школы, села.

Тема. Итоговое занятие (1 ч. )

Группы учащихся представляют результаты деятельности по курсу «Мое село – пути начало». ( статья, презентация стендовой экспозиции). Обмен мнениями, обсуждение полученных результатов.

Литература для учителя:

1. Административные районы Хабаровского края, Под ред. В. В Тигунцова, Г. Г Дроздовой, Комсомольск-на Амуре КГПИ,1995г.

2. Бородина Е. А. Территориальное развитие Хабаровского края, Комсомольск-на-Амуре, КГПУ-2002г.

3. Бородина ЕА. Имя на карте Хабаровского края , – Комсомольск –на-Амуре, 2001г.

4. Нечаев А. П. «Вопросы географии Приамурья» Хабаровский педагогический институт. Хабаровск, 1970 г.

5. Обзор социально-экономического положения Хабаровского края в разрезе городских округов и муниципальных районов №1-4 за 2005г. Издание Правительства Хабаровского края.

6. Рыбаковский Л. Л. Население Дальнего Востока за 150 лет.

Завалишин А. Ю. История Дальнего Востока . Россия в Новое время (середина 17-20 вв) Учебное пособие для 8-9 классов средней школы– Хабаровск, 1999г.

7. Энциклопедия Хабаровского края– Хабаровск , 1995г. Приамурское географическое общество.

Литература для ученика:

1. Атлас Хабаровского края. Под редакцией А. Н. Махинов, В. Н. Гнатишин, С. В. Савина. Роскартография, 2000г.

2. Атлас. Хабаровский край. Под редакцией И. Д. Пензин, В. Н. Гнатишин. Роскартография, 1995 г.

3. Атлас. Люби и знай свой край. Под редакцией Е. А. Бородина,В. Ф. Анейчик, Е. П. Никишина. Роскартография, 1993 г.

4. Бородина ЕА. Имя на карте Хабаровского края , – Комсомольск –на-Амуре, 2001г.

5. Обзор социально-экономического положения Хабаровского края в разрезе городских округов и муниципальных районов №1-4 за 2005г. Издание Правительства Хабаровского края.

6. Махинов А. Н. , Паневина Г. Н.

Физическая география Хабаровского края: Учебное пособие для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости»,2003г.

7. Паневина Г. Н. , Махинов А. Н.

Мой край. Учебное пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений Хабаровского края. – Хабаровск, Издательский дом «Частная коллекция», 2000г.

8. Энциклопедия Хабаровского края– Хабаровск , 1995г. Приамурское географическое общество.

Метки: Методический кабинет