Программа элективного курса "В удивительном мире камня", 9 класс
Программа элективного курса "В удивительном мире камня", 9 класс
В удивительном мире камня
Программа элективного курса по минералогии для учащихся 9 классов в
рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка
Программа курса « В удивительном мире камня» предназначена для учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы.
Содержание элективного курса предполагает ознакомление учащихся с основами минералогии, геммологи, литотерапии, криатотерапии.
Программа охватывает широкий спектр явлений минералогии в истории человечества, прикладном искусстве, архитектуре, криатотерапии. Через изучение минерала идёт изучение произведений искусства, автора-творца, представляются социо-культурные доминанты эпохи, основные художественные идеи. Это позволяет сформировать у учащихся представления о культуре разных народов и эпох. Способствует эмоциональному реагированию на культурно-эстетические достижения народов России и других стран. Таким образом, идёт накопление у учащихся художественных ценностей, знаний по минералогии и вырабатывание своей собственной оценки. Через познание формируется новое мировоззрение и мировосприятие.
На теоретических занятиях, экскурсиях большое внимание уделяется изучению шедевров мировой культуры и Санкт-Петербургу, его архитектурному, скульптурному убранству, а также прикладному искусству, скульптурам-шедеврам, хранящимся в музеях города.
Содержание элективного курса предполагает работу с разными источниками информации, это посещение музеев, работа с коллекциями, экскурсии, изучение научно популярной и художественной литературы, а также самостоятельную работу, представленную в докладах, сообщениях, рефератах, индивидуальных творческих работах, презентациях.
Целью настоящей программы является личностное развитие учащихся, а также обогащение эстетического восприятия через изучение произведений искусства. Формирование Этико-эстетической культуры, приобретение знаний, умений и навыков по работе с минералами. Одновременно это может служить целям профориентации учащихся в выборе будущей профессии.
Для реализации поставленной цели могут быть определены следующие задачи:
- Дать учащимся представление о целях и структуре науки минералогии и геммологи.
- Познакомить со сведениями о камнях, их ценности, виде, медицинских, мистических, магических свойствах.
- Сформировать систему эстетических знаний (влияние архитектурных форм, скульптур на психо-эмоциональное состояние человека, на формирование эстетических вкусов)
- Изучение Санкт-Петербурга, как музея природного камня.
- Изучение мегалитических сооружений, архитектурных шедевров мирового значения.
- Развитие личностных качеств учащихся необходимых для исследовательской работы, таких как работа с литературой, анализ и обобщение собранного материала.
Основными формами обучения являются лекции, доклады, сообщеия, диспуты, презентации, а также экскурсии. В процессе аудиторных занятий предусматривается просмотр видеофильмов, мультимедийных фильмов, работа с коллекциями минералов, практические занятия.
Настоящая программа ориентирована на опорные знания учащихся в области географии, химии, истории, истории и культуре Санкт-Петербурга по общеобразовательным программам базового обучения.
При освоении элективного курса «В удивительном мире камня» учащиеся получают широкие возможности для самореализации, получают навыки работы со специальной литературой, минералами, развивают художественно-Эстетический вкус, формируя новое Мировоззрение.
Итоговой зачётной работой является курсовая работа отражающая знания по минералогии, истории и культуре Санкт-Петербурга и МХК.
Методические материалы: Видеомагнитофон, ДVД, компьютер, иллюстративный материал, коллекция минералов.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Форма контроля |
1. Введение | 1 | 1 | ----- | ------ |
2. Исторические сведения о камнях и минералах ,понятие о литотерапии, креатотерапии | 2 |
1 |
1 |
Сообщения, презентации |
3. Камни-самоцветы России | 3 | 2 | 1 | доклады, сообщения, презентации |
4. Древнее искусство взаимодействия с камнями | 3 |
2 |
1 |
рефераты |
5. Легенды о камнях и минералах | 1 |
1 |
----- |
доклады |
6. Ювелирные камни в прошлом и настоящем | 1 |
1 |
----- |
презентации |
7. Азбука камней самоцветов | 8 |
6 |
2 |
сообщения, тесты, презентации |
8. От мегалитов до дворцов | 2 | 2 | ----- | презентации |
9. «Здесь будет город заложён». От каменного налога до гранитных набережных. | 3 |
3 |
----- |
рисунки, творческие работы,презентации |
10. Шедевры Санкт-Петербурга. Город оделся в гранит (каменное убранство парков, фасадов, дворцов, убранство интерьеров) |
8 |
6 |
2 |
Доклады, творческие работы, презентации, стихотворения |
11. Современная архитектура и использование в ней камня (убранство вестибюлей метро, интерьеров музее, театров) | 1 |
1 |
----- |
Сообщения, тесты, презентации, защита курсовых |
Программа элективного курса
- Введение.
- Исторические сведения о камнях и минералах (понятие о литотерапии).
- Камни-самоцветы России
– Месторождения и добыча самоцветов в России.
– Из истории применения самоцветов.
- Древнее искусство взаимодействия с камнями
– Камень в руках человека каменного века (искусство палеолита, мезолита, неолита).
– От мегалитических сооружений до храмов Египта, Древней Греции, Рима.
- Легенды о камнях и минералах.
- Ювелирные камни в прошлом и настоящем.
- Азбука камней самоцветов
– Применение самоцветов в древности и использование их в наши дни.
Практическое использование кристаллов кварца в технике, на производстве.
– Алмазы, сапфиры, изумруды.
– Рубины, топазы, опалы.
– Дымчатый кварц, обсидиан, горный хрусталь.
– Янтарь, жемчуг, гранаты
– Лазурит, малахит, нефрит, яшма.
8. От мегалитов до дворцов.
– Мегалитические сооружения каменного века.
– Пирамиды Египта, Мезоамерики.
– Дворцы и культовые сооружения мирового значения, созданные из камня.
9. «Здесь будет город заложён»
– Указ Петра1 о каменном налоге, строительство стольного града.
– Что такое декоративный камень, места добычи для строительства города.
– Первые дворцы, набережные, скульптура Летнего сада.
10. Шедевры Санкт-Петербурга.
– Каменное убранство дворцов и их интерьеров. Зимний дворец, Таврический
дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец.
– Михайловский замок, Аничков дворец, Юсуповский дворец.
– Каменное убранство храмов и их интерьеров.
– Храм Воскресения Христова, Казанский собор, Исаакиевский собор.
– Памятники и скульптура в городском пространстве.
– Александровская колонна, памятник Николаю 1, Памятник Петру1,
Екатерине 2, учёным, архитекторам, композиторам, путешественникам.
11. Современная архитектура и использование в ней камня.
Природный камень в оформлении современных зданий и станций метрополитена.
Планируемые экскурсии
– Минералогический музей
– Эрмитаж
– Исаакиевский собор
– Мраморный дворец
– Летний сад
– Музей горного института
– Кабинет минералогии. (Ул. Л. Чайкиной 24)
Литература
В помощь обучающимся.
- Атлас Ленинградской области 2004г.
- Энциклопедия Аванта+, Геология М. : 2000г.
- Э. И. Гоникман Одежда и камни которые лечат М. : Центр народной медицины «Сантана» 1997.
- Нейл Куртис Породы и минералы М. : «Тимошка» 1998.
- Ю. О. Липовский «Найди свой камень» М. : «Дельта» АСТ 1997.
- Ю. О. Липовский Вечные хранители здоровья М. :-СПб. : «Диля» 2001.
- Ю. О. Липовский Словарь справочник лечебных камней М. : СПб. : «Диля»2003.
- М. И. Пыляев Драгоценные камни. Их свойства, местонахождения и применение
СПб. : СЗКЭО «Кристалл» М. : «Оникс»2008.
- Е. А. Миллер Обереги предков М. : РОСТ-книга 2000.
- О. А. Рысьев О. В. Кайдалова Литотерапия СПб. : ТЕССА 2002.
- Джаспер Стоун Всё о лечебных и магических минералах С. Пб. : СЗКЭО «Кристалл» М. : «ОНИКС» 2007.
- Р. Ф. Саймз и сотрудники музея естественной истории Лондон Камни и минералы Словакия «Неография» 1999.
- Б. И. Сребродольский Загадки минералогии М. : «Наука» 1987.
- Г. Хертцка Лечебные драгоценные камни СПб. : Комплект 1997.
- А. Е. Ферсман Занимательная минералогия Л. : Детская лит-ра 1975.
Метки: Методический кабинет