Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"; 1 класс. Ч. 2
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"; 1 класс. Ч. 2
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью контрольных работ. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. (Приложение № 1). Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений (Приложение № 2).
Материально-техническое обеспечение курса
I. Технические средства обучения:
1)Компьютер;
2) Проектор;
3) Принтер;
4) Сканер.
II. Программные средства:
1)Операционная система Windows XP;
Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч. ). М. : «Баласс», 2011 г.
2. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. М. :«Баласс», 2011 г.
3. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А. Г. Асмолова. М. : «Просвещение», 2011 г. щ
4. Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Догиновой. М. : «Просвещение», 2011 г.
5. Интернет портал PROШколу. ru http://www. proshkolu. ru/
6. http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&;subject=19 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Приложение № 1
Методики и критерии оценки планируемых результатов
Метапредметные планируемые результаты
– Познавательные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Сравнение понятий».
Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей.
2. Методика «Выделение существенных признаков».
Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
3. Тест «Исключение лишнего» (Марцинковская Т. Д. )
Цель: исследовать способность к классификации и анализу.
4. Методика «Простые аналогии».
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. 5. Методика «Схематизация».
Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
6. Методика «Таинственное письмо» (Венгер Л. А. ).
Цель: диагностика познавательной активности и умения декодировать информацию.
Критерии оценки познавательных универсальных учебных действий
1. Умение анализировать объекты с целью выделения признаков.
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | Высокий (повышенный) | 3 балла | |
средний (базовый) | Обучающийся осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется выделить признаки объекта | 1 балл |
2. Умение выбрать основание для сравнения объектов
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | Высокий (повышенный) | Обучающийся осуществляет сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии. | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | ||
низкий | Обучающийся затрудняется сравнить объекты по предложенному основанию | 1 балл |
3. Умение выбрать основание для классификации объектов
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение выбрать основание для классификации объектов | Высокий (повышенный) | Обучающийся осуществляет классификацию, самостоятельно выбирая критерии. | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся проводит классификацию по заданным критериям | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется классифицировать объекты по предложенному основанию | 1 балл |
4. Умение доказать свою точку зрения
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение доказать свою точку зрения | Высокий (повышенный) | Обучающийся строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется в подборе аргументов для обоснования своей точки зрения | 1 балл |
5. Умение определять последовательность событий
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение определять последовательность событий | Высокий (повышенный) | Обучающийся устанавливает последовательность событий, выявляет недостающие элементы | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся устанавливает последовательность событий | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется установить последовательность событий | 1 балл |
6. Умение определять последовательность действий
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение определять последовательность действий | Высокий (повышенный) | Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет инструкцию (алгоритм) к выполненному действию | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет простейшую инструкцию из двух-трех шагов | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется определить последовательность выполнения действий, не может составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов | 1 балл |
7. Умение использовать знаково-символические средства
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение использовать знаково-символические средства | Высокий (повышенный) | Обучающийся могут создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется при использовании знаково-символические средств для решения задач | 1 балл |
8. Умение кодировать и декодировать информацию
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение кодировать и декодировать информацию | Высокий (повышенный) | Обучающийся может закодировать и декодировать свою информацию | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся может закодировать и декодировать предложенную информацию | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется закодировать и декодировать предложенную информацию | 1 балл |
9. Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | Высокий (повышенный) | Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и может самостоятельно представить информацию в неявном виде. | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется в понимании информации, которая представлена в нееявном виде (не выделяет общий признак группы элементов, не характеризует явление по его описанию). | 1 балл |
– Регулятивные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Выкладывание узора из кубиков».
Цель: выявление развития регулятивных действий.
2. Методика «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая).
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
3. Методика «Сокращение алфавита» Г. А. Цукермен.
Цель: выявление предметной организации ребенка, помогающая или мешающая ему принимать учебную задачу.
4. Методика изучения уровня внимания (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабылицкая).
Цель: Изучить уровень внимания и самоконтроля школьников.
Критерии оценки регулятивных универсальных учебных действий
1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи | Высокий (повышенный) | Обучающийся в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи |
2 балла | |
низкий | Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи при поддержке взрослого | 1 балл |
2. Умение контролировать свои действия
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение контролировать свои действия | Высокий (повышенный) | Обучающийся осуществляет контроль на уровне произвольного внимания | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся осуществляет контроль при наличии эталона | 2 балла | |
низкий | Обучающийся осуществляет контроль только при помощи взрослого | 1 балл |
3. Умения планировать свои действия
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умения планировать свои действия | Высокий (повышенный) | Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | 2 балла | |
низкий | Обучающийся осуществляет планирование только при помощи взрослого | 1 балл |
4. Умения оценивать свои действия
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умения оценивать свои действия | Высокий (повышенный) | Обучающийся адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | 2 балла | |
низкий | Обучающийся осуществляет оценку действий при поддержке взрослого | 1 балл |
– Коммуникативные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
Цель: выявление уровня сформированности действия по передачи информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Критерии оценки коммуникативных универсальных учебных действий
1. Умение объяснить свой выбор
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение объяснить свой выбор | Высокий (повышенный) | Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора, ответить на поставленные вопросы | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется в построении понятных для партнера высказываний при объяснении своего выбора | 1 балл |
2. Умение задавать вопросы
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Умение задавать вопросы | Высокий (повышенный) | Обучающийся может сформулировать вопрос, необходимый для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | 3 балла |
средний (базовый) | Обучающийся формулирует вопрос | 2 балла | |
низкий | Обучающийся затрудняется при формулировки вопросов | 1 балл |
Личностные планируемые результаты
Для определения уровня сформированности личностных результатов были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера).
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Критерии сформированности личностных планируемых результатов
1. Внутренняя позиция школьника
Критерий | Уровни усвоения | Качественные показатели | Количественные показатели |
Внутренняя позиция школьника | Высокий (повышенный) | У обучающегося сформирована внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний | 3 балла |
средний (базовый) | У обучающегося сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | 2 балла | |
низкий | У обучающегося только формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | 1 балл |
Метки: Методический кабинет