Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Элективный курс "Создание знимательных задач на компьютере"; 7 класс

Элективный курс "Создание знимательных задач на компьютере"; 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: в наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников, учащиеся испытывают затруднения, нехватку времени. И для инновационных уроков, с точки зрения включения занимательности, места не находится, поэтому постепенно угасает интерес к учению. Для решения этой проблемы считаю необходимым применять в учебном процессе задания в занимательной форме (ребусы, крос­сворды, сканворды, занимательные задачи) корректируя их количество и направленность, с учетом психологических и физиологических особенностей школьников. Решение таких задач связано с формированием определенной гибкости мышления, умению и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные учебные ситуации. Требует достаточно развитой культуры умственного труда.

Однако, очевидна тенденция использования элементов занимательности только с учащимися начальной школы. Хотя элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять и для школьников старшего звена. Данный элективный курс имеет главное направление: если в младших и средних классах при применении занимательных элементов учащиеся выступали объектами, на которые был направлен образовательный процесс, то теперь у них имеется реальная возможность выступить полноправными субъектами деятельности, когда они самостоятельно смогут разрабатывать занимательные материалы и апроби­ровать их на окружающих. Подобный навык пригодится ученикам в дальнейшем обучении, а выработать его предлагается на элективном курсе «Со­здание занимательных задач на компьютере».

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча­емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при со­здании занимательных материалов. При изучении курса обучаемые узнают, что понимается под тем или иным занимательным элементом, каким образом его создать и как оформить на компьютере.

Учителю из большого количества видов занимательных элементов необходимо выбрать те, которые вызвали бы наибольшую заинтересованность у учащихся. Материал следует выдавать небольшими порциями, детально прорабатывая его, иначе велика вероятность потери у обуча­емых интереса к курсу. Прикладные навыки отрабатываются учениками в ходе разработки и оформления занимательных заданий. Учитель, ведущий данный элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками. Самостоятельная работа учеников сводится к подбору занимательных материалов по различным темам и разработке заданий, которые они оформляют на занятиях курса или в домашних условиях (для тех учащихся, которые имеют компьютер дома).

Для создания и оформления материалов применяются текстовый процессор Word, графические редакторы Paint, программа составления кроссвордов Decalion электронные энциклопедии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Цель:

þ заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для создания задач в занимательной форме;

þ сформировать понятие безграничных возможностей разработки и создания занимательных материалов.

Задачи:

þ Формирование умений создания и оформления занимательных материалов с применением различных прикладных программных средств компьютера;

þ выработка знаний о занимательных элементах, специфике того или иного элемента;

þ формирование умений грамотно подавать занимательный материал окружающим;

þ демонстрация возможностей типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала;

þ овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми

в базовом курсе информатики;

Формы организации учебных занятий

Занятия курса проводятся в виде лекций и компьютерного практику­ма. В лекционной части учитель рассказывает о занимательных элементах и их специфике, подкрепляя рассказ примерами и разбором заданий, в которых присутствуют рассматриваемые занимательные элементы. Особое внимание уделяется способам создания и оформления занима­тельного материала на компьютере. Учитель, работая в тесном контакте с учителями, ведущими занятия по другим предметам, должен подбирать и предлагать к испол­нению задания из школьных дисциплин. Сами задания выполняются на практических занятиях. При изучении курса рассматривается работа с программой составления кроссвордов Decalion, которая не изучается в базовом курсе информатики.

Вступительное занятие курса обязательно начинается мотивацией важности курса. Курс ведется блоками; каждый из которых охватывает материал по одному из занимательных элементов. Блок начинается с лекции. Отводи­мое на нее время зависит от вида занимательного элемента, програм­мных средств, используемых для его создания и оформления. Фор­мирование соответствующих первичных умений оперирования програм­мным средством реализуется в рамках практических занятий. На практике отраба­тываются навыки создания и оформления занимательных материалов. Каждый блок завершается творческим заданием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные и оформленные заниматель­ные материалы.

Итогом курса является создание системы занимательных материалов по определенному разделу одной из школьных дисциплин. Ученикам, под­готовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам младших классов, проведя мини-урок. Данное предложение предварительно согласуется с учителем начальных классов.

Разработанные материалы могут найти применение на предметных КВН и вечерах, в кружковой и факультативной работе, где авторы будут доводить их до окружающих, выступая в роли ведущих или консультантов.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса

Учащиеся должны:

þ иметь представление о способах обработки различных видов ин­формации;

þ владеть навыками работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint;

þ знать роль программного обеспечения в работе компьютера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

В результате изучения курса «Со­здание занимательных задач на компьютере»:

учащиеся должны знать:

þ о понятии занимательности,

þ о элементах занимательности и их классификации,

þ видах занимательных задач,

þ правилах составления кроссвордов, ребусов.

учащиеся должны уметь:

þ создавать и оформлять занимательные материалы с применением различных прикладных программных средств компьютера;

þ грамотно подавать занимательный материал окружающим,

þ демонстрировать возможности типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала,

þ научиться составлять кроссворды в программе Decalion.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА

№ п/п

Тема занятия

Основные понятия

Количество часов

Теория

Прак тика

Всего

1

Занимательность: учение через увлечение.

Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация.

1

1

2

Ребусы. Создание и оформление ребусов

Создание и оформление ребусов.

Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и раз­гадывания ребусов.

1

1

3

Создание ребусов

Разработка ребусов – творческий процесс.

Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами гра­фических редакторов.

2

2

4

Создание и оформление занимательных задач.

Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средст­вами графических редакторов.

1

1

2

5

Кроссворды. Создание и оформление кроссвордов

Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления.

Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

1

1

2

6

Создание кроссвордов

Оформление кроссвордов средствами текстового процессора

2

2

7

Автоматизированные программы для составления кроссвордов

Автоматизация создания кроссвордов с помощью специализирован­ной программы Decalion

1

3

4

8

Выполнение проекта

Разработка занимательного материала по собственному выбору

2

2

9

Защита проекта

Апробация выполненной работы младшим школьникам

1

1

ИТОГО:

5

12

17

Элективный курс «Со­здание занимательных задач на компьютере» рассчитан на 17 часов: 5 часов – теоретических занятий, 10 практических работ, 2 часа выполнение проекта, 1 часов апробирование выполненного задания. Таким образом, 70% курса отводится на практические занятия. Курс рассчитан на учащихся, имеющих начальные навыки работы на компьютере.

В результате изучения данного курса повысится уровень познавательного интереса к изучаемому предмету и другим дисциплинам, инициативности и творчества в труде, развитие коммуникативной культуры.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учите­ля. М. : Просвещение, 1991.

2. Турин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб. : Кристалл, 2000.

3. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М. :. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

4. Зубрилин А. А. Викторины по информатике // Информатика

в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 2.

5. Зубрилин А. А. Занимательные задачи на уроках информати­

ки//Информатика в школе:. Приложение к журналу «Информатика

и образование». 2004. № 5.

6. Зубрилин А. А. Игровой компонент в обучении информати­ке // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу

«Информатика и образование». 2001. № 3.

7. Зубрилин А. А. Игровой компонент на уроках информатики // Ин­форматика и образование. 2001. №8—10.

8. Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникаци­онных технологий // Информатика и образование. 2002. №11.

9. Зубрилин А: А. Решение кроссвордов как способ проверки

знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.

10. Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике,и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

11. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Метки: Методический кабинет