Мастер-класс для педагогов собирающихся работающих с ЛЕГО
Мастер-класс для педагогов собирающихся работающих с ЛЕГО
Обеспечение:
- конструкторы с заряженными аккумуляторами,
- компьютеры с установленной (!) средой программирования,
- проектор,
- видеоролики с соревнований, лагерей, уроков.
Программа:
- Начальные сведения о ЛЕГО-конструкторе:
- Немного о Датской фирме LEGO
- комплектация, программное обеспечение,
- необходимые условия для применения.
- Области использования ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности
- Начальная школа
- Уроки информатики
- Уроки технологии
- Помощники при работе с конструкторами
– технологические карты
– интерактивные уроки по программированию
– методические пособия для учителей
- «С чего начать?»
(Пример вводного занятия по ЛЕГО)
- Среда программирования РОБОЛАБ:
– знакомство со средой программирования, визуальное программирование.
– Возможности системы
– написание простейшего линейного алгоритма
– перенос и отладка программы
- Методическое аспекты работы учителя с ЛЕГО.
– «Рабочие тетради» – за и против.
– Базовые программы РОБОЛАБ.
– Пособие для учителя.
8. Примерные темы уроков
- Начальная школа
- Уроки информатики
- Уроки технологии
- Наиболее часто возникающие вопросы
- Обсуждение.
Мастер-класс для педагогов собирающихся работающих с ЛЕГО.
Памятка для тренера
Обеспечение:
- конструкторы с заряженными аккумуляторами,
- компьютеры с установленной (!) средой программирования,
- проектор,
видеоролики с соревнований, лагерей, уроков.
Программа:
1. Начальные сведения о ЛЕГО-конструкторе:
- Немного о Датской фирме LEGO
Что такое LEGO, знают, наверное, дети и родители во всем мире. В последние несколько лет наборы кубиков, из которых можно собрать домики, машинки, паровозики и много чего еще, появились и в российских магазинах. О LEGO-педагогике у нас известно меньше, хотя за рубежом это одна из самых распространенных педагогических систем с очень широким возрастным диапазоном – от полуторогодовалых малышей до старшеклассников. В России LEGO-педагогикой занимается Институт новых технологий образования (ИНТ) в сотрудничестве с датской образовательной компанией LEGO Dacta.
Датская фирма LEGO первая в мире выпустила игровые конструкторы, в основе которых были кубики, соединяющиеся при помощи выступающих цилиндрических кнопок. Эти наборы оказались универсальными развивающими игрушками, прочными, красивыми и долговечными.
В 1980 году в фирме LEGO был открыт образовательный отдел, который начал разработку новой педагогики и обучающих игрушек по математике, языкам, конструированию. В 1989 году образовалась дочерняя фирма LEGO Dacta. В ней работают педагоги Англии, Франции, США, Австралии, Голландии, Словакии, которыми создано более 80 специальных образовательных наборов и огромное количество методических материалов по их применению.
В основе образовательных наборов LEGO – те же кубики. К ним добавляются дополнительные детали. Главное – научить ребенка мыслить и строить свой мир.
Например, в начальной школе по русскому языку, тема урока – предложение. С ребятами договариваются, что каждый кубик будет слогом, из слогов-кубиков можно составить вагончик-слово, а из вагончиков – поезд-предложение. Впереди – паровоз-подлежащее, за ним сказуемое, а уж потом дополнительные члены предложения. В таких занятиях к слуховому восприятию материала подключается зрительное и осязательное, дети буквально "ощупывают" тему урока.
Играя в LEGO, ученики начальных классов (в основном 1 классники)– учатся различать цвета, размеры и форму предметов, определять их пространственное расположение, привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе. Когда детишки становятся постарше (2-4 классы), они переходят к работе с кубиками LEGO. Тут есть не только машинки, человечки и кирпичики, но и дороги, больницы, фермы и аквапарки, дикие и домашние животные, рабочие и служащие, пожарные и спасатели. Постепенное
знакомство с кубиками LEGO, от простых моделей к более сложным, дети увлечены и ждут с каждым разом чудо. И наконец, чудо появляется – простая модель машинки вдруг начинает двигаться. Привычные машинки, модели роботы, становятся для них управляемые. Здесь мы, с Вами и рассматриваем простейшие программы на языке программирования Роболаб, тем самым завлекаем детей в этот удивительный мир программирования.
- комплектация, программное обеспечение
RoboLab поставляется вместе с LEGO-конструктором ПервоРобот, в состав которого входит программируемый блок LEGO – микрокомпьютер RCX. Из блоков конструктора на основе RCX собирается модель, оснащенная моторами и сенсорами – датчиками обратной связи. В компьютерной среде RoboLab для созданной модели-робота конструируется программа, которая передается в блок RCX через инфракрасный порт. После чего компьютер RCX позволяет модели функционировать независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа.
Программируемый Лего-робот конструируется на основе управляющего блока RCX, в котором находится микрокомпьютер, имеющий микропроцессор и память.
К блоку RCX подключаются “органы чувств” роботов – датчики.
Для передвижения роботы используют два мотора.
- необходимые условия для применения.
Один конструктор рассчитана на 2-3 человека. При большем количестве теряется «изюминка» занятий – я сам.
Вариант для решения данной проблемы – разделит детей на конструкторов и программистов. Сегодня одни собирают – другие строят, завтра наоборот.
2. Области использования ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности
- Начальная школа
Дети лучше всего учатся в игре. Умный конструктор наглядное пособие при изучении предметов в начальной школе.
С помощью Лего-конструктора, оснащенного микропроцессорами, педагоги с ребятами собирают роботов и составляют программу его движения. Умные машины, собранные детьми умеют танцевать, играть и преодолевать препятствия.
При изучении информатики и знакомстве с компьютерными информационными технологиями в начальной школе неизбежно возникают проблемы, обусловленные определенными возрастными особенностями детей 7–10 лет:
– недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, потребностью в предметных формах деятельности (в частности, согласно теории Ж. Пиаже, ребенок в 7–8 лет находится на стадии “конкретных операций”, а на стадию “формальных операций” переходит только годам к 14);
– существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации, что усугубляется еще и слабыми навыками чтения-письма у большинства учащихся;
– разрывом между целостной картиной окружающего мира, воспринимаемой ребенком, и множеством принципиально различных компьютерных технологий для обработки информации разных видов.
Учитывая эти особенности, прихожу к выводу, что для эффективных занятий информатикой в начальной школе необходимо использовать среду, дающие возможность:
– совместить в едином компьютерном мире созданные ребенком информационные объекты разных видов: текстовые, графические, звуковые;
– использовать преимущественно образно-визуальные, а не текстовые средства для управления компьютерной средой и для программирования исполнителей;
– перенести абстрактные построения, выполненные с помощью компьютера, в предметный мир, объекты которого ребенок сможет буквально потрогать руками.
Знакомство с устройством персонального компьютера дополняется проводимыми в курсе аналогиями с устройством Лего-роботов, которые оснащены собственным “системным блоком” – модулем RCX с процессором и памятью, а также специфическими устройствами ввода – датчиками, и вывода – моторами, лампочкой, звуковым устройством. В результате понятие “компьютер” приобретает у ребенка обобщающий характер, приходит понимание того, что компьютеры сейчас окружают нас в повседневной жизни, выполняя очень разные функции
– Уроки информатики
знакомить учащихся с основами алгоритмизации и программирования, обучая планировать поведение робота, конструировать программы для робота в компьютерной среде RoboLab и тестировать поведение робота, работающего по программе, переданной в блок RCX через инфракрасный порт.
На занятиях дети только программируют различное поведение уже собранных роботов, оснащенных двумя моторами и датчиками касания и освещенности. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на проблемах обработки информации программируемыми исполнителями, решаемых в информатике
– Уроки технологии
на уроках технологии развивать у учащихся конструкторские способности, за счет создания на основе блока RCX различных моделей роботов;
3. Помощники при работе с конструкторами
– технологические карты
– интерактивные уроки по программированию
– методические пособия для учителей
4. «С чего начать?»
(Пример вводного занятия по ЛЕГО)
Урок 1
На уроке:
– Lego-разминка из 4 деталей.
– Модель «вентилятор» или вертолет(по выбору ученика)
– Микропроцессор RCX-1
Правила Lego-разминки
Разминка-игра проходит в паре. Два участника получают одинаковые детали.
Первый участник, отвернувшись придумывает порядок скрепления деталей – строит что-нибудь.
После построения он, не поворачиваясь, рассказывает другому участнику где стоит какая деталь.
Исход игры (одинаковые или нет получились модельки) зависит от того, как сумеет первый участник объяснить месторасположение деталей.
Практика – постройте модель вентилятора или вертолета. Для этого возьмите Микропроцессор RCX-1, двигатель, присоедините провод одним концом к порту А микропроцессора, а другим к черным кнопкам двигателя. Добавьте детали, которые обеспечат схожесть вашей модели с реальным объектом, модель которого вы строите.
5. Среда программирования РОБОЛАБ:
– знакомство со средой программирования, визуальное программирование.
– Возможности системы
– написание простейшего линейного алгоритма: крути мотор А в одну сторону 2 сек, остановка, крути мотор А в другую сторону 2 сек. , остановка. (Для учителей информатики можно посмотреть циклическую структуру, когда вентилятор работает без остановки, то в одну то в другую сторону)
– перенос и отладка программы, поиск возможных неисправностей (На что обратить внимание, конструкторские, программные и методические моменты)
6. Методическое аспекты работы учителя с ЛЕГО.
– «Рабочие тетради» – за и против.
– Базовые программы РОБОЛАБ.
– Пособие для учителя.
7. Примерные темы уроков
- Начальная школа
- Уроки информатики
- Уроки технологии
8. Наиболее часто возникающие вопросы:
– Как предотвратить потерю деталей?
– Аккумуляторы или батарейки?
– . . .
Метки: Методический кабинет