Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект кружка компьютерной грамотности

Конспект кружка компьютерной грамотности

КОНСПЕКТ – ТЕЗИСЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

(ЗАНЯТИЕ №1)

Пособия: анкеты, HDD, Memory Ram, CP +Cooler, материнская плата, дискеты, мышь, клавиатура, образцы печати принтеров. Представление; организация занятий:

§ 32 учебных часа – 10 занятий; 1 занятие – 3,2 часа (2,5 астрономических часа с перерывом в 5 минут);

§ от теории к практике; научиться не просто работать, но грамотно;

§ изучение: аппаратная часть (1-1,5 занятия), программная – остальные.

§ вопросы – ответы если не сразу, то на следующем занятии.

Анкеты; вступление – возможности ПК:

набирать, красиво оформлять, распечатывать любые тексты, бланки, договоры;

вести любые бухучёты, архивы и т. д. ;

управлять различными ресурсами в банке, страховой компании и т. д. ;

создавать научные, инженерные расчёты;

проводить медицинскую диагностику;

рисовать картинки, мультфильмы;

записывать, обрабатывать, исполнять музыку;

смотреть, обрабатывать фильмы;

изучать науку, языки;

играть в игры и т. д.

ПК – особый тип ЭВМ (1981 г. ). Тип IBM – 80% мирового рынка, Apple corp. – 20%. В России – 95 – 5%. На курсах – изучение ПК типа IBM, или IBM-совместимые, т. к. большинство фирм – производителей техники и программного обеспечения приняли стандарты фирмы IBM. В расчёте на эти стандарты пишутся программы, игры, печатающие устройства и т. д. (дать значок Apple, схему корпуса).

АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ. ПК: переносной, настольный.

Минимум 4 составные части: системный блок, монитор, мышь, клавиатура.

Системный блок: башенный – Tower, настольный – Slim.

ВНУТРИ:1. Процессор – CP – устройство, производящее все вычисления на компьютере и наиболее влияющее на производительность ПК (что делает всю работу; каша из кастрюли в тарелку – скорость, частота накладывания). Степень производительности – тактовая (рабочая) частота, измеряется в МГц: от 60 (первые процессоры) до 3 500 МГц (3,5 ГГц – современные; не предел – идёт постоянная модернизация). Чем выше частота, тем выше скорость работы. От перегрева процессор защищает вентилятор (cooler); косвенная проверка нормальной работы ПК – наличие шума от работы вентилятора, при отсутствии шума – выключение ПК (показ CP ).

2. Оперативная память – ОЗУ – Memory, Ram – устройство, определяющее объём для единовременно обрабатываемой информации (подробно объяснить: где происходит вся работа; каша из кастрюли ложками в тарелки – ложка; размер, величина ложки – объём ОЗУ). Характеризуется объёмом, измеряется в МБ: 0,256 – 512MБ. Информацию сохранять на жёсткий диск, т. к. при выключении ПК вся оперативная память удаляется – зануляется (показ ОЗУ).

3. Жёсткий диск – ПЗУ – HDD – Hard Disk Drive – винчестер – устройство для хранения всех программ, данных; вне зависимости от вкл/выкл питания компьютера, при условии процедуры сохранения – отличие от ОЗУ (тарелка для каши; склад). Характеризуется объёмом, измеряется в МБ, ГБ. 10-240 МБ …–1ГБ-…–160ГБ (показ ПЗУ).

Эти 3 позиции являются ценообразующими стоимости ПК, системными требованиями – для корректной установки, нормальной работы программ.

Единицы измерения (записать): 1 байт – 1 текстовый символ, введённый с клавиатуры. 1КБ = 1024 Б.

Таблица соответствия – записать с пояснениями (маркировка фирмы IBM; Celeron – упрощённая версия Pentium, пример с обложки CD, характеристика процессора и памяти в пункте “Свойства” контекстного меню папки “Мой компьютер”).

СНАРУЖИ:1. Кнопки, индикаторы:

Питание – Power (иногда 1 – 0, ☼) – включение-отключение питания компьютера (зелёный индикатор),

Reset ( ) – перезагрузка операционной системы (жёлтый индикатор),

индикатор работы жёсткого диска – красный, символы на корпусе.

Включить компьютеры, проверить шум вентилятора, запустить программу – показать работу индикаторов.

1. Дисководы для съёмных дисков:

FDD – Floppy Disk Drive – привод для считывания дискет. Дискеты:

5,25”(5,25 дюйма по диагонали) – устаревшая дискета размером 1,2 МБ – виден магнитный слой, большой размер, слабая механическая защита;

3,5”(3,5 дюйма) – 1,44 МБ; гибкий магнитный диск; лицевая, тыльная стороны, магнитный слой защищён металлической пластиной, корпус крепче, защита от записи – открытие обоих окошек (с дискеты можно, на неё – нет). Практика: несколько раз вставить дискету в дисковод – пластиной вперёд, лицевой стороной вверх до щелчка – выскочит кнопка возврата; не хватать руками магнитный слой, не вынимать при мигающем индикаторе – опущена магнитная головка, происходит считывание.

CD-ROM – привод для считывания – записи компакт-дисков (при считывании – индикатор). CD – только читающий, Recordable – записывающий, ReWritable – перезаписывающий.

Форматы компакт-дисков:

CD – компакт-диск без возможности записи;

CD-R – возможность записи 1 раз;

CD-RW – запись/удаление на соответствующий компакт-диск – 180-700МБ.

DVD привод для считывания – записи DVD–дисков. Форматы:

DVD, DVD-R, DVD-RW – 3-5ГБ.

Монитор, дисплей, экран.

1. Принцип работы – электронно-лучевая трубка; жидкокристаллический экран.

2. Размер в дюймах по диагонали видимой части экрана: 14”, 15”, 17”,/ 19”, 21”, 24”.

3. Цветность: а) монохромные MN (двухцветные);

б) цветные – 16 цветов – CGA (стандарт цветности),

256 цветов – EGA,

65 000 цветов – VGA,

16 000 000 цветов – SVGA – True Color (правдивый, истинный цвет) – показ: изменить стандарт цветности на картинке «Осень на реке».

4. Разрешение (кол-во точек на экране): 640*480, 800*600, 1024*768 – показ: изменить разрешение на том же примере.

Мышь.

Устройство указания, управления курсором на экране; вариант работы с клавишами (стрелками) управления курсором и клавишей «Enter». 2-3 (4,5) кнопки; колёсико – дополнительные функции в некоторых программах (просмотр текста в текстовой программе, просмотр содержимого окна в OS Windows). Беспроводные – «инфракрасная», «радиомышь». Приёмы работы:

Как держать кисть на мыши; проводом вперёд.

Кнопка указания – по настройке левая.

Система координат (x, y, вектор, светодиоды) – зарисовать, пояснить.

Устройство: шарик – мыть холодной водой, сушить; ролики – спичкой – показ.

Клавиатура (Keyboard).

Блоки – основной, вспомогательный, основная часть похожа на пишущую машинку, вспомогательная – на калькулятор.

Принцип работы – коротко, отрывисто – staccato; клавиши как бы горячие, пальцы отскакивают. Запустить «Блокнот», показать staccato.

Backspace – удаление до курсора с его перемещением – показ.

Enter – ввод команды в компьютер, ввод выделенного пункта меню; в текстовом редакторе – ввод новой строки – показ на примере выхода из сеанса MS-DOS; «Завершение работы. . . »; в «Блокноте». Практика: клавиатурно запустить «Блокнот» – приказ: уволить Сидорова с дальнейшим постепенным редактированием: поднять/опустить строку, добавить/убрать текст, цифры.

Shift, Ctrl, Alt – вспомогательные клавиши, действуют только в сочетании с другими, позволяют извлекать из основных клавиш дополнительные значения. С двух сторон – для удобства работы. Сочетание клавиш – двумя руками.

Shift – режим извлечения символов из верхнего регистра клавиатуры – “Блокнот”.

Windows – вызов меню кнопки «Пуск».

Context – вызов контекстного меню относительно выделенного объекта в OS Windows.

Caps Lock – переключение строчных букв в заглавные – с индикатором; отличие от Shift – действует только на буквы, без верхнего ряда клавиатуры со знаками препинания и цифрами – “Блокнот”.

Tab – перемещение между окнами (Norton Commander); смена позиций (Завершение работы…); красная строка в текстовых редакторах – невидимые символы “Блокнот”.

Escape – отмена, прерывание, выход из программы.

F1 – F12 – функциональные клавиши; в каждой программе – своя функция (Norton Commander, “Блокнот”).

Insert – вставка, специальное выделение.

Delete – в OS Windows удаление любого выделенного объекта, в текстовом редакторе – удаление после курсора без его перемещения “Блокнот”.

Home, End – перемещение в начало/конец строки – “Блокнот”.

Page p, Page Down – перелистывание на страницу вверх/вниз (пролистывание документа, просмотр содержимого окна в OS Windows) – Конспект – тезисы, папка «Мои документы».

­

¬

¯

®

– клавиши управления курсором.

Print Screen – в DOS печать того, что на экране, в Windows – копирование в буфер промежуточного хранения.

Pause /Break (пауза) – только в DOS – приостановка работы компьютера до нажатия любой клавиши.

Дополнительный правый блок – клавиши с двойным значением; при включении клавиши Num Lock – запирание клавиатуры в цифровой режим – с индикатором; при отключении – дублирование соседних двух блоков серых клавиш; Enter – работает постоянно.

Компьютерная периферия:

внутри: снаружи:

звуковая, сетевая платы, звуковые колонки, модем (устройство для

видео захват, факс-модем; соединения с Интернетом через телефонные провода), сканер (устройство для перевода бумажных документов в электронные), принтер (устройство для перевода документов из электронного вида в бумажный):

– матричные – через красящую ленту много иголочек по бумаге – громко, медленно, среднее качество – показ;

– струйные – через сопла впрыск чернил на бумагу – от влаги размазываются – показ.

– лазерные – под воздействием температуры чернила прикипают – показ.

(ЗАНЯТИЕ №2)

ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ; ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.

Повтор – завершение аппаратной части, переход к программной; проверить наличие и количество Games.

Операционная система – программа, которая при загрузке первой устанавливается на компьютер и решает основные, базовые задачи. На ранних компьютерах – DOS (Microsoft), на более современных – Windows (Microsoft). Программная среда, без которой остальные программы работать не смогут (рыбки без воды).

Файл (file) – поименованный (значит, есть имя и расширение) участок (занимает определённое место) однородной информации (отвечающей за что-то одно – цвет, звук, текст, графика и т. д. ) на диске (FDD, HDD, CD). Всегда имеет размер (пояснить каждое слово определения).

Каталог, папка, директория – место для хранения файлов по какому либо признаку; не имеет размера в отличие от файла (папка с образцами печати принтеров в конторе; зачем нужен каталог – документы, сваленные в кучу, или разложенные по полочкам).

Корневой каталог – тот, в котором находятся все остальные (пример в DOS – диск С: и в Windows – Рабочий стол). Вложенность каталогов – сколько угодно много (люди в конторе, на первом этаже, в МЦ – нарисовать схему, как в левом окне Проводника; адрес каждого конкретного человека).

Дисковая

Операционная

Система – мышь не нужна – не трогать мышку.

Названия файлов в DOS: имя (1-8) . расширение (1-3) символов (букв или цифр) английского алфавита. Исключения: «,», «. », «?», «*», «\», «/», «+», «=». Расширение это то, за что отвечает файл (тест, звук, и т. д. – профессия файла). С помощью трёх символов расширения OS понимает, какой файл ей нужно открыть.

У каталогов расширения не приняты – это не документ, не программа, не картинка.

Расширения файлов (типы) – наглядное пособие (расширения файлов как профессия, род деятельности каждого человека).

Правило: двух одноимённых файлов в одном месте быть не может.

Практика: клавиатурно запустить сеанс MS-DOS через меню кнопки “Пуск”.

Диски – буквы латинского алфавита.

На ранних компьютерах стояли два дисковода: для дискеты с операционной системой, для рабочей, переносной дискеты (на которой работали и хранили информацию). Их обозначения:

A: – первая дискета,

B: – вторая. С появлением ПЗУ необходимость в В: отпала; ПЗУ обозначили

C: – HDD. С появлением CD-ROM появилась маркировка

D: – CD.

Размер HDD увеличивался, появилась необходимость иметь 2 OS, которые недостаточно мощные, появилась опасность сбоев с потерей большого объёма разноплановой информации; стали производить логическое программное деление жёсткого диска на 2,3 и т. д. условно независимых части с соответствующей маркировкой – D, E, F. Последней буквой всегда обозначается CD.

Три команды для работы в DOS.

1 – Как сменить диск? «A:», «C:».

2 – Как посмотреть содержимое диска или папки? «dirEnter».

3 – Как сменить каталог? (change directory – сменить директорию):

а) как зайти в каталог? «cd – пробел – имя каталогаEnter»;

б) как выйти из каталога? «cd – . . – Enter».

Выход из программы: «exit Enter».

Практика: используя эти команды запустить программу – игру.

Выход из программы; действия при «зависании» компьютера.

1) подсказка на экране: русский – «выход», английский – exit, quit, leave, by, abort;

2) намекающая картинка (дверь, окно, лестница, и т. д. );

3) Esc (отмена, выход, прерывание) – Да, Yes, O’key;

4) F10, F1;

5) Q, Alt + Q, Ctrl + Q; Если ничего не помогает, нет реакции на мышь и

6) Ctrl + Z, Ctrl + C, Alt + X; клавиатуру – компьютер «завис». Его надо

7) Ctrl + Esc, Alt + Esc, Shift + Esc. перезагрузить. Перезагрузка:

1. Мягкая клавиатурная – Ctrl + Alt + Del.

2. Жёсткая аппаратная, без прерывания тока – Reset.

3. С прерыванием тока – Power.

(ЗАНЯТИЕ №3).

Файловые менеджеры – команды-оболочки над DOS: NC, VC, Far manager.

Интерфейс – то, как программа выглядит на экране (дружественный, недружественный).

NORTON COMMANDER.

«Выпадающее» меню, панель управления (функциональные клавиши F1 – F10, мышь), командная строка DOS, частичная ориентация на мышь, заглавные – поддиректории, прописные – файлы.

2 окна – принцип действия 2-хкассетного магнитофона.

Переход между окнами – клавиша «Tab», мышь.

«Заголовки» панелей – точный адрес (панель – содержимое адресата).

Строка состояния = статусная строка (примеры с «отражением» и выделением группы файлов). Три команды DOS в NC:

1. Выбор диска – а) через верхнее меню;

б) сочетание клавиш Alt+F1(F2);

в) курсором на стрелку рядом с именем диска;

г) через командную строку.

2. dir – не нужна, видно всё сразу.

3. cd – «зайти» и «выйти» из каталога (. . – метка открытого каталога).

Практика: найти и определить файлы с разными расширениями, запустить программу (игру).

Выделение группы файлов: с клавишей Insert; с правой кнопкой мыши.

По маске (маска – шаблон для выделения группы файлов): серый «+», серый «-».

Панель управления:

F1: Help (помощь) – краткое описание NC на английском языке (справочная информация о файловом менеджере);

F2: Menu (меню) – настраиваемое меню пользователя (выход – Esc);

F3: View (просмотр) – просмотр содержимого файла (два режима);

F4: Edit (редактирование) – правка в небольшом файле (30-60 КБ);

F5: Copy (копирование);

F6: RenMov (переименование, перемещение);

F7: MkDir (создание директории);

F8: Delete (удалить – выделенное);

F9: PullDn (строка меню);

F10: Quit (выход) – завершение работы.

Пункт меню «Файл» – повторение операций функциональных клавиш (Help, Copy, Move, Edit, View, Delete), File Attributes (атрибуты файла – только чтение, скрытый).

В «падающем» меню подробно – Левая и Правая (?).

Справка (помощь) – F1 или пункт меню «File» – «Help».

Копирование (условия): 1. То, что копируется, должно быть выделено.

2. Место, куда копируется, должно быть открыто.

Переключение клавиатуры с “Rus” на “En”: а) Ctrl + Shift;

б) мышкой в Панели задач.

Практика:1. На диске С: создать свой каталог, в нём подкаталоги “Doc”, ”Games”, “Pic”.

2. Скопировать заданную игру из C:\Games\ в C:\(Name)\Games.

3. В C:\(Name)\Doc создать текстовый файл (Shift+F4 – встроенный текстовый редактор) – с расширением txt ,скопировать его на дискету, обменяться с соседом, скопировать в свой каталог его файл, прочитать и отредактировать (показать разницу F3 и F4). Пример: подчинённый и начальник («Утверждаю»).

Почему нельзя работать на дискете:

2. медленное считывание,

3. ненадёжное сохранение при попадании на сбойные участки – потеря данных.

Измерение длины файлов:

1. Выделить нужные файлы.

2. Прочитать объем в информационной строке окна (самой нижней, над двойной рамкой).

Сколько свободного места на диске и \ или дискете (уместятся ли копируемые \ перемещаемые файлы на дискету):

1. Выбрать в окне NC дискету (А).

2. Перейти в это окно («Tab»).

3. Набрать комбинацию Ctrl +L (выход – ещё раз Ctrl +L).

Free – сколько свободного места. Пример.

☻(ЗАНЯТИЕ №4)

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS.

Программа фирмы Microsoft, наиболее распространённая операционная система.

Условно две разновидности:

– для домашнего применения – 3. 1 – 3. 11, 95, 98, МЕ (пользовательские), XP;

– для профессионального применения – NT (New Technology), 2000, XP.

Достоинства:

1. Графический интерфейс (текстовый – в DOS). Впервые – Mackintosh.

2. Многозадачный режим (пример).

3. Ориентация на мышь.

4. Послабления в названии файлов (до256 символов, русский текст, файлы с расширением . «exe» называются «Приложение»).

5. Совместимость форматов данных (рисунок, таблица – в Word).

6. Наличие единых средств: драйверов, шрифтов, справочной подсистемы, программ управления принтерами.

7. Новые мощные программы, игры (пишутся для Windows 98).

8. Более гибкая и умелая работа с памятью, нежели в DOS.

9. Возможность совместной работы DOS-программ и программ для Windows.

10. Стандартизация пользовательского интерфейса – стандартное управление Windows-программами, что резко облегчает переход на новые программы и сокращает сроки обучения.

Недостатки:

1. Требования к аппаратной части (Windows 98):

Ø 120 – 295 MB для системы на жёстком диске;

Ø 16 MB оперативной памяти минимум.

2. Неустойчивость в работе (склонность к зависанию) – не касается линии Win NT.

ЭКРАННЫЙ ИНТЕРФЕЙС – РАБОЧИЙ СТОЛ.

Папка в OS Windows – folder.

3 обязательных элемента – системные папки, т. е. принадлежат OS:

1. Мой компьютер – общее содержание (доступ) того, что есть на компьютере.

2. Мои документы – общее содержание каких-либо документов, рисунков, музыки, и т. д.

3. Корзина – папка с удалёнными объектами (предварительное \ окончательное удаление-восстановление);

всплывающие подсказки – показ; дружественный интерфейс; сравнение с физическим рабочим столом.

Возможность выносить на Рабочий стол папки любых программ.

Ярлыки к программам – значок в нижнем левом углу, намекающая картинка, соответствующая подпись. Не сама программа, а ссылка на неё для быстрейшего доступа \ открытия \ запуска данной программы, в которой указан путь (адрес) к программе. Запуск – двойной щелчок левой кнопкой мыши.

Возможность создавать на Рабочем столе ярлыки к любым программам.

Контекстное (контекстно-зависимое) меню – вызывается правой кнопкой мыши и содержит команды, актуальные для указанного объекта в данный момент времени. В OS Windows контекстное меню имеется у любого объекта. Совет: не знаешь, что или как делать – вызывай контекстное меню.

Практика: создать ярлык к указанной игре через контекстное меню Рабочего стола с выбором намекающей картинки – показ.

Панель задач – серая полоса внизу экрана (всплывающие подсказки) – 4 области:

1. Системный лоток (область часов) – программы, которые работают резидентно, то есть постоянно при включённом компьютере (переключатель раскладки клавиатуры, настройка экрана, адресная книга, «Спайдер» – отлов вирусов, уровень громкости, – если есть звуковая карта – признак наличия карты).

2. Центральная часть – отражает все запущенные программы:

– контролировать количество запущенных программ – не перегружать ОЗУ;

– переход между окнами – запущенными программами – показ.

3. Панель быстрого запуска – значки наиболее часто употребляемых программ – возможность самим добавлять / удалять нужные ярлыки – показ.

4. Кнопка «Пуск» с главным меню Windows.

Меню кнопки «Пуск» (соответствующая поддиректория на жёстком диске):

– щелчок мышкой по кнопке;

– клавиатурная комбинация «Ctrl+Esc»;

– клавиша «Windows» на клавиатуре – показ.

Команды (программы):

Просто слово – команда (программа) выполняется (загружается) сразу, немедленно.

… – после названия в команде – признак появления диалогового окна.

Диалоговое окно – программа вступает с пользователем в диалог, даёт возможность управления, настройки определённых параметров работы – через выбор (интерфейс):

– выключателей,

– переключателей,

– кнопок,

– строк из выпадающих списков,

– вводимой с клавиатуры требуемой информации.

стрелка ► – есть вложенное или выпадающее меню – показ.

Завершение работы…– выключение или перезагрузка ПК – показ.

Завершение сеанса…– завершение сеанса работы пользователя без перезагрузки ПК – смена пользователя – показ.

Выполнить – однократный запуск указанной программы (2 способа) – показ на примере игры «Ветка».

Справка – обращение к справочной системе Windows – показ.

Найти – средство для поиска файлов и папок на ПЗУ ПК – показ на примере игры «Ветка».

Настройка – управление различными параметрами работы системы, устройств – показ на примере настройки мыши.

Документы – в алфавитном порядке список 15-ти последних открывавшихся файлов – показ; пример с проницательным начальником, способ очистки списка через пункт «Свойства» контекстного меню Панели задач.

Избранное – для быстрого перехода к занесённым в список разделам Интернета.

Программы – все установленные в данной OS программы (ярлыки);

Автозагрузка – возможность настройки;

Стандартные – предустановленные (установленные вместе с OS) программы – игры, развлечения; служебные – для обслуживания OS; ряд простейших программ: Блокнот, Paint, Калькулятор и т. д. – запуск одним щелчком – показ.

Возможность настройки меню – добавить/удалить ту или иную программу.

Убрать главное меню – щелчок левой кнопкой мыши на свободном месте, клавишей «Alt» или «Esc» – показ.

Окна OS Windows. Каждая программа – в своём окне.

Состояние окна:

o на часть экрана (можно перемещать по экрану и менять размер);

o развёрнуто во весь экран (перемещать нельзя);

o свёрнуто (на экране нет, значок-кнопка на панели задач как бы выключена) – показ.

Перемещение окна – мышкой (нажав и не отпуская) за строку заголовка, изменение размера – за вертикальные/горизонтальные границы; пропорционально – за нижний правый уголок окна.

Практика: открыть две указанные программы, разместить рядом во весь экран, свернуть-развернуть, изменить размер и т. д. – обратить внимание на изменение вида курсора.

Структура окна OS Windows.

– Строка заголовка – логотип и название программы; кнопки управления окном:

1. свернуть – убрать с экрана, кнопка на панели задач неактивна;

2. развернуть-восстановить;

3. закрыть.

Двойной щелчок по строке заголовка – также развёртывание-восстановление окна.

– Строка меню – перечень всех возможных для данной программы (в окне) команд в «выпадающих» списках – меню.

– Панель инструментов – строка кнопок – команд (наиболее употребляемых) и служебных окон со списками – всплывающие подсказки.

– Адресная строка – имя текущей папки и полный путь к ней – чаще контролировать местонахождение.

– Собственно окно – рабочая область.

– Строка состояния – количество объектов, размер объекта.

– Полосы прокрутки (вертикальный, горизонтальный лифт) с кнопками-стрелками и движком – для просмотра объекта – левой кнопкой мышки по стрелкам (медленно), за движок или по полосе прокрутки – быстро (колесо прокрутки на мыши).

Переход между окнами:

§ щёлкнув мышкой на любом месте нужного окна – показ;

§ щёлкнув мышкой на значке нужного объекта в панели задач – показ;

§ клавиатурной комбинацией Alt +Tab – показ.

Практика: переход между тремя окнами, одно окно развёрнуто на весь экран.

(ЗАНЯТИЕ №5)

ПРОВОДНИК.

Эксплорер (в англоязычном написании), Проводник – штатный файловый менеджер Windows (основная программа для работы с файлами и папками в OS Windows), из категории файловых менеджеров (NC, VC, Far manager) – так же, как NC в DOS. Находится в меню кнопки «Пуск», в выпадающем списке из строки «Программы».

Интерфейс:

– строка заголовка с логотипом программы и кнопками управления окном,

– строка меню,

– панель инструментов,

– адресная строка,

– 2 окна,

– статусная строка.

Левое окно: только папки (файлов нет) – дерево каталогов.

Слева от значка в квадратике «+» или «-» – подкаталоги (вложенность каталогов) – одинарный щелчок мыши.

Правое окно: рабочее – содержимое выделенного в левом окне объекта – двойной щелчок мыши – запуск программ, сортировка файлов, выделение (файлы с расширением exe. называются «Приложение»); активное место указано в адресной строке.

Создание папок:

q через пункт меню «Файл» – команда «Создать» с подкомандой «Папку»;

q через контекстное меню – команда «Создать» с подкомандой «Папку».

Практика: на диске С: создать каталог со своим именем – одним способом, и с вложенными в него подкаталогами “Doc”, ”Games”, “Pic”– вторым способом.

Команда «Переименовать» – те же два способа (объект должен быть выделен).

Копирование / перемещение – пояснить образно, например с карандашами.

v «Drag-and-drop» – «тяни и бросай» – перетаскивание значков выделенных объектов, удерживая нажатой левую кнопку мыши, на значок нужной папки – он выделяется;

– перетаскивание объектов на другой диск вызывает их копирование, а в пределах одного диска – перемещение – записать;

– удерживаемая нажатой клавиша «Ctrl» всегда даёт копирование (курсор мыши с «+»), клавиша «Shift» – всегда перемещение;

– если место, куда нужно копировать – каталог, нужно дождаться его открытия – показ – всегда контролировать форму курсора.

v С помощью буфера обмена – виртуальная промежуточная папка (clipboard – доска для вырезок), которая хранится в ОЗУ ПК и служит временным местом хранения копируемых или перемещаемых объектов:

– вырезать / вставить – перемещение,

– копировать / вставить – копирование (даже не открывая второго окна).

v С помощью команд пункта меню «Правка» (объект выделен).

v С помощью команд контекстного меню (правая кнопка мыши, клавиатура).

v С помощью соответствующих кнопок на панели инструментов.

v С помощью клавиатурных комбинаций:

– Ctrl + C – копирование объекта в буфер обмена;

– Ctrl + X – вырезание (копирование в буфер с одновременным удалением);

– Ctrl + V – вставка из буфера обмена.

Практика: скопировать способом «drag-and-drop» одну игру из папки «Games» на диске С: в папку «Games» директории со своим именем; другую игру через буфер обмена. Переместить одну игру способом «drag-and-drop» из папки «Games» на диске С: в папку «Games» директории со своим именем, вернуть на прежнее место через буфер обмена.

Удаление.

– Способ «drag-and-drop» – переместив объект на значок «Корзины» на Рабочем столе, или в левом окне Проводника – показ.

– С помощью клавиши «Delete» – показ.

– С помощью кнопки «Удалить» на панели инструментов – показ.

– С помощью команды «Удалить» в пункте меню «Файл» – показ.

– С помощью команды «Удалить» в контекстном меню – показ.

Практика: любым способом удалить одну игру из папки «Games» в директории со своим именем.

Сохранение.

В пункте меню «Файл» команда «Сохранить» – 1-й раз для сохранения в виде файла, затем – для фиксации текущих, вносимых изменений; ввести имя файла (расширение автоматически). Куда – через строку меню (можно только один раз).

Команда «Сохранить как…»для именования, смены места хранения файла.

Аварийное сохранение – для забывчивых.

Практика: в программе «Блокнот» создать текстовый файл «Договор» (шаблон) и сохранить его в поддиректорию «Doc» директории со своим именем, изменить текст и сохранить как «Договор. ГАЗ» там же.

Способы открытия файла:

1. С помощью той программы, в которой создавался объект (через пункт меню «Файл») – практика.

2. С помощью программы «Проводник» или с помощью системной папки «Мой компьютер» – практика.

3. Через кнопку на Рабочем столе – «Пуск», строка «Документы» – список из последних 15-ти открывавшихся файлов – практика.

Выделение группы файлов:

– 1 объект – 1 щелчок левой кнопкой мыши;

– группа вразбивку – с нажатой клавишей «Ctrl»;

– группа объектов подряд – щелчок по первому и при нажатой клавише «Shift» по последнему; растянуть мышью прямоугольную рамку вокруг нужных объектов, начиная с пустого пространства;

– выделить все объекты – соответствующая команда в пункте меню «Правка» или клавиатурная комбинация «Ctrl +A»;

– выделение всех, не выделенных ранее файлов с одновременным снятием выделения уже выделенных файлов – команда «Обратить выделение» в пункте меню «Правка».

– снятие выделения с группы объектов – щелчок левой кнопкой мыши в пустом пространстве или по другому объекту; снятие выделения только с одного – с нажатой клавишей «Ctrl».

Определение количества свободного/занятого места на диске/дискете, также типа, размера или объёма, местонахождения, имени в DOS, времени создания, атрибутики объекта.

oЧерез команду «Свойства» пункта меню «Файл».

oЧерез команду «Свойства» контекстного меню.

oЧерез кнопку «Свойства» на панели инструментов.

(ЗАНЯТИЕ №6)

Другие программы из состава OS Windows (предустановленные).

Все программы из комплекта Windows находятся в папке Windows.

Калькулятор.

Блокнот – удобное средство для работы с короткими файлами, разные способы выделения текста, работа с буфером обмена.

Текстовый редактор Word Pad – нет ограничения на объём, возможность форматирования текста, ориентация на печать – показ.

Дисковые утилиты Windows: Scan Disc – программа для проверки структуры данных, каталогов, таблиц размещения данных, поиска потерянных участков (кластеров), и по возможности устранения ошибок. Проверяет поверхность диска на наличие сбойных участков. После некорректного завершения/начала работы OS в начале следующего сеанса Scan Disc работает автоматически – практика.

Defrag – программа для сбора воедино раскиданных по всему диску частей данных, из которых состоит каждый файл – ускорение обращения к диску, повышение общей производительности компьютера – в зависимости от объёма работы 1-2 раза в месяц – практика.

PAINT.

Графический редактор Paint. Интерфейс – одно окно – где строка заголовка с логотипом программы и кнопками управления окном,

§ строка меню,

§ панель инструментов с окном дополнительных настроек,

§ рабочее поле, узелки – точки управления размером поля,

§ палитра,

§ строка состояния с координатами курсора.

Инструменты:

Карандаш – соответствующий курсор, линия толщиной в 1 пиксель, точная вертикаль/горизонталь с нажатой клавишей «Shift»;

Кисточка – курсор крестообразный, 12 вариантов формы и размера, обе кнопки мыши;

Распылитель (аэрограф) – курсор в форме баллончика, 3 варианта размера и густоты капель;

Заливка – весь рисунок или замкнутый контур – показ.

Отмена операции:

1. Не отпустив кнопку мыши – клавиша «Esc».

2. Не отпустив кнопку мыши – щелчок другой кнопкой.

3. Отмена 3 последних операций – клавиатурная комбинация «Ctrl +Z» или команда «Отменить» в пункте меню «Правка».

4. Ластик – курсор в форме пустого квадратика выбранного размера, левой кнопкой – замена вторым цветом (стирание), правой – замена только первого цвета.

5. Выбор цветов (пипетка) – прямо с рисунка 2 цвета левой/правой кнопками – стереть/перекрасить фрагмент цвета – показ.

Чертёжные инструменты:

Линейка – фиксация прямой между двумя точками.

Кривая – фиксация прямой между двумя точками с двойной деформацией.

Прямоугольники, эллипс – рисование с угла по вертикали и горизонтали.

Многоугольник – любая форма и количество углов – показ

Масштаб – просмотр с увеличением в 2, 4 и 8 раз.

Надпись – любое редактирование, текст на цветном или прозрачном фоне.

Ножницы – выделение прямоугольных и произвольных частей рисунка, перемещение.

ПРАКТИКА: в графическом редакторе Paint создать графический файл «Домик в деревне» с использованием всех инструментов и сохранить его в виде файла в поддиректорию «Рисунки» (Pic) директории со своим именем.

Использование рисунка в качестве фона для Рабочего стола.

Контекстное меню Рабочего стола – правой кнопкой мыши на самом Рабочем столе или через значок «Экран» на Панели задач – команда «Свойства» – выбор фона через кнопку «Обзор»; обзор возможностей «Заставка», «Оформление», «Эффекты», «Настройка».

Программы, устанавливаемые вручную (за отдельные деньги).

Антивирусные программы – Нортон Антивирус, Доктор Веб – программа для выявления, уничтожения компьютерных вирусов, проверки дисков, дискет, CD, защиты от заражения из Интернета, лечения заражённых файлов и удаления неизлечимых. Вирус – программа, направленная на разрушение файловой системы компьютера. Устанавливать наиболее свежие, обновлённые версии программы, обновляться через Интернет – практика: краткое знакомство с интерфейсом; проверить дискеты на наличие вирусов.

Архиваторы – программы для сжатия размера файла с экономией места на диске, или отправки по электронной почте – WinRar, WinZip. Сжатие от 1,5 до 10 раз в зависимости от характеристики файла. Самораскрывающиеся архивы – для случаев с отсутствием архиватора.

Практика: краткое знакомство с интерфейсом; создать самораспаковывающийся архив “Games” с сохранением в папку «Games» директории со своим именем; распаковать архив. Нарезать на тома для размещения на дискете.

(ЗАНЯТИЕ №7,8)

ТЕСТОВЫЙ РЕДАКТОР MICROSOFT WORD.

Метки: Методический кабинет