Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа объединения "УШУ", возраст обучающихся 5-15 лет

Рабочая программа объединения "УШУ", возраст обучающихся 5-15 лет

I.

Пояснительная записка

УШУ – древнее воинское искусство. Это система самозащиты, а также физического и духовного развития человека, основанная на восточной философии и мировоззрении. Смысл ушу кроется в расшифровке иероглифов, обозначающих это слово. Первый из них, иероглиф «у», дословно можно перевести как «остановить оружие», «воспрепятствовать его применению». Второй – «шу» – переводится как «техника», «искусство».

Ушу невозможно определить однозначно. Это и система единоборств, и великолепная оздоровительная и профилактическая гимнастика, и способ познания окружающего мира и своей роли в нем. Ушу отражает в себе, как в зеркале, всю многогранность, продуманность и неоднозначность китайской культуры, истории и философии.

Сейчас это древнее, некогда тайное искусство становится все более доступным для людей, превращаясь из боевого единоборства в массовый вид спорта и физической культуры. За последние десять лет ушу интенсивно развивается во всем мире.

Современное УШУ, как и большинство восточных единоборств, взращивает в занимающихся такие качества, как целеустремлённость, дисциплинированность, терпение, справедливость, самокритичность, уважение к окружающим, мужество, трудолюбие, честность. Воспитание этих качеств становится всё более необходимым в современной жизни, как и всестороннее развитие физических возможностей организма.

Ушу гармонично сочетает не только поэтапное физическое развитие, но и формирование философского мировоззрения, направленного на мирное разрешение любого конфликта, развитие духовной зрелости и чистоты, психологической стойкости, воображения, пластики. Многообразие видов и стилей ушу делает его бесконечно интересным для изучения. Красота и зрелищность выступлений спортсменов, демонстрирующих комплексы кулачной техники, упражнений с мечом, палкой, копьем и многочисленными традиционными видами китайского оружия делает ушу неизменным хитом всевозможных показательных выступлений.

С точки зрения оздоровления организма, УШУ является прекрасным средством укрепления физического и психического здоровья. Доказано, что занятия УШУ развивают координацию, прекрасно влияют на дыхательную систему, исправляют и улучшают осанку, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

В наше время дети реже бывают на свежем воздухе, проводя большую часть времени дома за компьютером, играя в электронные игры или просматривая все без исключения телепередачи. Результаты исследований подтверждают, что из инертных детей обычно вырастают рыхлые взрослые, подверженные серьезным заболеваниям, связанным с малой подвижностью. В школьные годы ребятам необходимо выработать привычку к спортивным занятиям. В более зрелом возрасте она поможет им сохранить здоровье.

По мнению многих родителей, главное в воспитании ребенка – учеба, а посещение кружков и секций отнимает у ребенка драгоценное время. Однако это мнение ошибочно. Исследования и опыт показывают, что занятия детей спортом положительно влияют на успеваемость в школе.

Хорошая физическая форма способствует сохранению хорошего

здоровья и самочувствия. Регулярные занятия спортом не только улучшают самочувствие ребенка и его внешний вид, но и предупреждают недомогания, а впоследствии развитие хронических заболеваний, болезней сердца, гипертонии, закупорки артерий, ожирения, желчекаменной болезни, диабета, остеопороза, инсульта.

Спортивное ушу – это сложнокоординационный вид спорта, оказывающий разностороннее влияние на организм ребенка.

Регулярные занятия ушу рекомендованы всем, а особенно детям с нарушениями осанки, заболеваниями суставов и опорно-двигательного аппарата, детям с ослабленной иммунной системой, часто болеющим простудными заболеваниями и заболеваниями, связанными с не-благоприятной экологической обстановкой. Занятия ушу развивают силу, гибкость, ловкость, координацию движений, быстроту реакции, чувство равновесия, выносливость, концентрацию внимания, имеют большее оздоровительное значение и положительное психофизическое воздействие, а кроме того дают необходимые навыки самообороны. Регулярное участие в соревнованиях позволяет провести внутреннюю переоценку своих способностей и выработать целый ряд полезных в жизни качеств, таких как целеустремленность, выносливость, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию и т. п.

Данная программа имеет физкультурно-оздоровительную направлен-ность. Занятия по программе осуществляются в рамках национального проекта «Образование» и общедворцовской комплексной программы «Здоровье». Сохранение физического и психического здоровья учащихся – один из основных принципов обучения в объединении «УШУ».

Программа направлена на развитие в учащихся самостоятельности, внимательности, воспитание стремления к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни. УШУ способствует развитию таких качеств как ловкость, сила, выносливость, гибкость, скорость и быстрота реакции, развивает координацию.

Занятия УШУ способствуют обогащению двигательного опыта, совершенствованию многофункциональных свойств детского организма, развитию двигательных способностей. При занятиях УШУ соблюдается соответствие развития гибкости и силы.

Игровые задания и игровой образ связанные с необходимостью своевременно и быстро реагировать на разные сигналы, способствует развитию быстроты двигательной реакции, а также подталкивает детей к выполнению подражательных движений, что непосредственно влияет на развитие воображения и мышления.

Таким образом, дети получают опыт творческой деятельности на основе движений своего тела.

Помимо развития физических способностей, в программу входит изучение философии и традиций Востока, проведение лекций и семинаров по истории, философии, культуре Китая, изучение китайского языка, и встреча с мастерами и титулованными спортсменами данного вида единоборств. Без этого невозможно полное комплексное и всесторонне изучение данного вида восточных единоборств.

Благодаря этому, программу можно считать в своём роде уникальной, т. к. она позволяет всесторонне развить личность посредством освоения различных аспектов Восточной культуры, как спортивного, так и философского.

Группы в объединении разделены по возрасту (5-9 лет, 10-15 лет).

Для каждой возрастной группы используется отдельная методика, исходя из возможностей и особенностей возраста ребенка.

УШУ дает возможность гармоничного телесного развития и функциональную подготовку для дальнейших занятий любыми практиками или видами спорта.

Цель программы: внедрение здоровьесберегающих технологий как средства формирования нравственной культуры личности.

Задачи:

Образовательные:

– обучить основным приемам УШУ;

– изучить основы философии УШУ и традиции Востока.

Воспитательные:

– воспитать стремление к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни;

– сформировать у воспитанников силу воли, уверенность в себе, честность, открытость, толерантность;

– воспитать умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

Развивающие:

– развить физические навыки и умения воспитанников;

– развить у воспитанников умение адекватно оценивать свои поступки;

– развить коммуникативные навыки;

– развить у воспитанников стремление к трудолюбию, исполнительности, дисциплинированности.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны овладеть основами восточных единоборств, могут претендовать на получение разряда (ЦЗИ).

В результате развиваются ориентация в пространстве и времени, согласованность и координированность индивидуальных и коллективных действий, точность и ритмичность движений, волевые черты характера, дисциплинированность.

II. Учебно-тематический план

1-й год обучения

Тема занятий

Общее

кол-во часов

В том числе

теор.

практ.

1

История, основы философии Китая

6

6

-

2

Подвижные игры

9

3

6

3

Растяжка

44

10

34

4

Махи ногами

20

3

17

5

Базовая техника

44

7

37

6

Равновесие

5

1

4

7

Общая физическая подготовка

16

2

14

Итого часов:

144

29

115

2-й год обучения

Тема занятий

Общее

кол-во часов

В том числе

теор.

практ.

1

Изучение основных постулатов УШУ

7

7

-

2

Подвижные игры

9

3

6

3

Растяжка

40

10

30

4

Махи ногами

20

3

17

5

Базовая техника

40

8

32

6

Равновесие

5

1

4

7

Акробатика

7

2

5

8

Общая физическая подготовка

16

2

14

Итого часов:

144

31

113

3-й год обучения

Тема занятий

Общее кол-во часов

В том числе

теор.

Практ.

1

Подвижные игры

9

1

8

2

Растяжка

33

3

30

3

Махи ногами

20

2

18

4

Базовая техника

47

7

40

5

Равновесие

5

1

4

6

Акробатика

7

2

5

7

Прыжковая техника

7

2

5

8

Общая физическая подготовка

16

1

15

Итого часов:

144

19

125

III. Содержание программы

1-й год обучения

1. История, основы философии Китая

Изучение истории и культуры древнего Китая. Основы философии древнего Китая.

2. Подвижные игры.

Подвижные игры используются в качестве разминки. Включаются в программу занятий для подготовки организма к высокому темпу работы, а также создания благоприятной обстановки на уроке. В качестве игр для воспитанников первого года обучения могут использоваться следующие: «Обезьянки», «Сети», «Салки», а также игры на концентрацию внимания: «Запрещенное движение», «День и ночь» и т. д.

3. Растяжка.

Упражнения на растяжку являются необходимым элементом каждой тренировки. Они готовят мышцы к чрезмерным нагрузкам и снижают риск получения травмы. Выполняются такие упражнения, как продольный и поперечный шпагат, прямое и боковое давление на ногу, складка, «бабочка».

4. Махи ногами.

Махи ногами увеличивают подвижность в тазобедренном суставе, развивают и укрепляют мышцы ног, брюшного пресса, спины. В процессе обучения воспитанники знакомятся со следующими видами упражнений: прямой мах, мах наружу, мах внутрь, мах назад, боковой мах.

5. Базовая техника.

Изучению базовой техники упражнений отводится основное время на тренировке. В процессе первого года обучения происходит отработка базовых движений УШУ: удары руками (прямой и в сторону), позиции (мабу, гунбу). Изучение связок движений.

6. Равновесие.

Умение держать равновесие – одно из важных умений и навыков. Упражнения, рекомендуемые для развития равновесия: ласточка, стойка на одной ноге.

7. Общая физическая подготовка.

В раздел входят упражнения на развитие силы, такие как: отжимания, приседания, пресс, «пистолетик», «складка».

2-й год обучения

1. Изучение основных постулатов УШУ

Изучение истории возникновения и развития УШУ.

2. Подвижные игры.

Для воспитанников второго года обучения в качестве разминки могут использоваться такие подвижные игры, как «Два мороза», «Горелки», «Чехарда». Игры на развитие внимания: «Класс, смирно!», «Смена номеров», «Шишки, желуди, орехи».

3. Растяжка.

Выполняются такие упражнения, как продольный и поперечный шпагат, прямое и боковое давление на ногу, складка, «бабочка». Для воспитанников второго года обучения может быть введена парная растяжка.

4. Махи ногами.

Для воспитанников второго года обучения особое внимание следует уделить технике выполнения махов (прямой мах, мах наружу, мах внутрь, мах назад, боковой мах).

5. Базовая техника.

Отработка базовых движений УШУ: удары руками (прямой и в сторону), позиции (мабу, гунбу, пубу). Изучение связок движений. Отработка первой основной базы упражнений.

6. Равновесие.

Упражнения: ласточка, стойка на одной ноге, переднее удержание ноги.

7. Общая физическая подготовка.

В раздел входят упражнения на развитие силы. Отжимания, приседания, выпрыгивания, пресс, «пистолетик», «лодочка», «складка».

8. Акробатика.

Акробатические упражнения прекрасно развивают координацию и ловкость. На втором году обучения воспитанники должны овладеть такими навыками, как группировка, перекаты, кувырок вперёд и назад, мостик.

3-й год обучения

1. Подвижные игры.

На третьем году обучения используются эстафеты, прыжковые игры и игры, развивающие ловкость и командный дух: «Прыгуны», «Челнок», «Знамя», «Туда – обратно» и т. д.

2. Растяжка.

Выполняются такие упражнения, как продольный и поперечный шпагат, прямое и боковое давление на ногу, складка, «бабочка», парная растяжка.

3. Махи ногами.

Прямой мах, мах наружу, мах внутрь, мах назад, боковой мах.

4. Базовая техника.

Отработка базовых движений УШУ: удары руками (прямой и в сторону), позиции (мабу, гунбу, пубу, джентитуй, лихетуй). Отработка основных баз упражнений.

5. Равновесие.

Упражнения: ласточка, стойка на одной ноге, переднее удержание ноги.

6. Акробатика.

Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд и назад. Мостик. Колесо. Сальто. Свечка.

7. Прыжковая техника.

Основные элементы прыжковой техники. Прыжковые игры.

8. Общая физическая подготовка.

В раздел входят упражнения на развитие силы. Отжимания, приседания, выпрыгивания, пресс, «пистолетик», «лодочка», «складка».

IV. Методическое обеспечение программы

Занятия делятся на несколько частей: занятия цигун, разминка, выполнение специальных упражнений на дыхание и развитие внутренней силы, упражнения на гибкость и координацию, изучение традиционных форм.

Во главу образовательного процесса поставлен индивидуальный подход к каждому ребенку, при этом главной задачей обучения является не только достижение высоких спортивных результатов, но, в первую очередь, воспитание у детей правильного отношения к здоровому образу жизни и их привлечение к осознанным систематическим занятиям спортом, направленным на разностороннее развитие личности.

Занятия проводятся в форме тренировки. Используются традиционные: словесные, наглядно-образные, практические методы обучения.

В качестве проверки результативности работы несколько раз в год проводятся аттестационные и квалификационные экзамены, а также соревнования различного уровня. Принять участие в них могут все занимающиеся, желающие проверить уровень своих навыков и достижений за определённый срок времени. По итогам аттестации ученику присваивается определённый уровень мастерства (ЦЗИ).

V. Список использованной литературы

1. Вон Кью-Кит. Тай-цзи цюань: Полное руководство по теории и практике. М. : «Бао-цзы», 2006.

2. Джонс Д. Традиционные боевые искусства Японии. Путеводитель по системам и школам обучения. М. : «Ремос», 2003.

3. Ли Б. Дао кунг-фу. М. : «Мйян», 2003.

4. Телески М. Анатомия для исцеления и боевых искусств. М. : «Посвещение», 2004.

5. Яоцзя Чэнь. Входные ворота ушу. М. : «Йен», 2005.

Метки: Методический кабинет