Использование проектного метода на уроках литературы
Использование проектного метода на уроках литературы
Проектно-исследовательская деятельность
учащихся
– способствует истинному обучению, так как она личностно ориентирована;
– характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
– позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.
Задача учителя словесника активизация художественно – эстетических потребностей детей, приобщение их к искусству слова, формирование комплекса ключевых компетентностей и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку и непосредственно на уроке, который требует большой предварительной подготовки учителя, направляющего деятельность учащихся, помогающего провести необходимую коррекцию и рефлексию. Все учащиеся на таком уроке мотивированы на получение знаний, так как сами формулируют для себя цель и заинтересованы в получении результата.
Дидактическая цель такого урока:
1 . самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
2. научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3. приобретение коммуникативных умений, работая в группах;
4. повышение мотивации учащихся к учебному процессу.
В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Такая форма урока способствует формированию комплекса ключевых компетентностей. Ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника: коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской, что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
В зависимости от возраста учащихся методика проведения проектных работ различна. В 5-6 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся. В 7-8 классах работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. В 9-11 классах проектная работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.
Примерная тематика проектных работ:
– 5-ый класс. Художественные особенности русской народной сказки.
– 6-ой класс. На чем держится мир? (на примере рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»).
– 7 класс. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
– 8 класс. Общее и различное в характере Гринева и Швабрина.
– 9 класс. Особенности поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Урок-исследование «Чичиков в гостях у Манилова».
– 10 класс. Роль художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов». «Мысль народная» в «Войне и мире»
– 11 класс. «Вечные» темы в романе Е. И. Замятина «Мы» (борьба добра и зла, свободы и несвободы). Советская действительность в романах И. Ильфа и Е. Петрова. «Храни себя, храни…»: Особенности лирики Н. Рубцова.
Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва. : Аркти, 2003.
2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва. Академия, 2000
3. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе. -2004. №12.
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва: Аркти, 2007.
5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. Москва: Аркти, 2003.