Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ФГОС второго поколения – ориентир построения развивающего образовательного процесса в начальной школе

ФГОС второго поколения – ориентир построения развивающего образовательного процесса в начальной школе В концепции модернизации российского образования заложен принцип равных возможностей детей к получению качественного образования – одаренные ли это дети, дети с ограниченными возможностями или просто… дети. Одним из направлений реализации этого принципа является формирование новых моделей содержания образования. Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства обеспечивающего академическую мобильность учащихся. В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Появление новых вызовов времени требует модернизации образования в целом, школьного образования в частности.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования, как системообразующий компонент конструкции. В ходе обучения ребёнок должен, прежде всего, приобрести практический опыт, опирающийся на комплексно осваиваемые умения и знания. И начинать следует уже с начальной школы.

Одним из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования являются требования к кадровому обеспечению. Учитель начальных классов должен обладать компетентностями, обусловленными:

1) Требованиями к структуре основных образовательных программ.

2) Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ.

3) Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

Для эффективной педагогической работы в условиях реализации ФГОС второго поколения учитель начальных классов должен освоить позиции:

– учителя-профессионала, который демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого;

– воспитателя, который создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей;

– педагогической поддержки, суть которой заключается в оказании адресной помощи ребенку: не избавлять от проблемной ситуации, а помогать ее преодолевать.

В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и ранее учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которая может быть эффективно использована, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Следуя ФГОС второго поколения, обучающиеся с первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по заявлению) родителей. Дети, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются трехразовым горячим питанием в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3-4 часа. Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5 – 3 часа.

В каникулярное время должна продолжаться работа группы продленного дня для той части обучающихся, которая в этом нуждается.

Внеурочная деятельность должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе и позволять реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать».

Модель «новой» начальной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Вместе с тем новые стандарты должны создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования, так и его организации.

Результатом реализации запланированных изменений должна стать модернизированная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения:

1. соответствующая ФГОС нового поколения;

2. обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калашникова Н. Г. Стандарты второго поколения: отвечаем на вопросы оппонентов // Начальное образование. 2009, № 2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Вестник образования. 2009, № 1.

3. Федосова Н. А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения / Н. А. Федосова // Управление начальной школой . 2010, № 10.