Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие самоконтроля у младших школьников

Развитие самоконтроля у младших школьников

Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования реализацию заложенного в человеке личностного потенциала.

Каждый ребенок кроме тех качеств, которые он приобретает в семье и в школе, назову их социальными качествами, обладает и самобытными качествами, к примеру, способностями к выбору, познанию себя, саморазвитию.

Главными ценностями данных качеств является то, что ребенок сам определяет смыслы учения в его жизни, определяет как он должен построить свою учебную деятельность, чтобы накопить тот жизненный опыт, который пригодиться ему в дальнейшем.

В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Младший школьник, когда он приходит в школу и когда он становится участником учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития.

И кончено же важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты выявляются и оцениваются им самим по отношению к определенным его поступкам, целям.

Особое значение развитие самоконтроля у младших школьников приобретает в контексте личностно-ориентированного образования. Отсутствие у младших школьников умений контролировать учебную деятельность и находить способы предупреждения ошибок может привести к издержкам в их развитии.

Практика работы показывает крайне низкий уровень развития самоконтроля у подавляющего большинства школьников.

По моим наблюдениям среди учеников, оканчивающих начальную школу, приблизительно только 10 -15 % детей, обладающих самоконтролем в учебной деятельности. Причину данного явления я вижу в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать ее в силу недостаточности мотивации.

Актуальность и педагогическая значимость этой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы педагогической системы: «Развитие самоконтроля у младших школьников».

Данная тема тесно переплетается с методической темой нашей школы: «Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно – деятельностного как основной способ совершенствования качества образования – роста эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса».

Компетентным человеком в целом и младшего школьника в частности можно назвать человека способного брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Основная цель моей педагогической системы: снижение уровня контроля в учебной деятельности за учащимися со стороны взрослых (учителя и родителей) и повышение уровня самоконтроля учащихся.

Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка посредством развития навыков самоконтроля.

Для реализации цели на уроках использую принципы: технологии проблемного обучения; технологии С. Н. Лысенковой о перспективно – опережающем обучении с использованием опорных схем при комментированном управлении; методики обучения каллиграфическому письму В. А. Илюхиной; контрольно – ориентированные методы тестирования знаний и умений учащихся; игровых технологий; информационно – коммуникативных технологий.

Примеры использования принципов технологии проблемного обучения с целью формирования у учащихся самоконтроля

а) составление задач по пройденному материалу

Даю задание составить задачу для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

б) нахождение и исправление сознательно допущенных ошибок

Для усвоения таблицы умножения числа «2» использую слайд с изображением Незнайки. Он не просто ошиб­ся при решении примера, а переставил местами – цифры числа 14, которое является ответом. На это нацеливаю внимание детей. Учащиеся вни­мательно рассматривают слайд, глубже анализи­руют условие сюжета, ищут, и, конечно же находят ошибку.

Другой пример, использую слайд для составление примеров на деление на «3».

На слайде сорока держит конверт с чис­лом 10. Дети должны заметить ошибку: число 10 не делится на 3. Мною дается задание исправить ошибку, то есть назвать числа, которые делятся на 3. [1]

Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

При объяснении, сознательно допускаю ошибку. Ученикам, которые нашли ошибку, предлагаю давать убедительные объяснения и привести доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

в) задания с недостающими данными

На доске в беспорядке расположены картинки: дома, дыма, дерева, дупла, дороги, деда. Учитель читает начало каждого предложения, а дети выбирают из предложенных картинок и прикрепляют на магнит подходящий рисунок:

Тут наш (дом). Над домом (дым). У дома (дерево). В дереве (дупло). К дому ведет (дорога). У дома сидит (дед).

Цель этих заданий научить учащихся «схватывать» в процессе восприятия задания его структуру, обнаружить неполноту данных. Для верного выполнения задания требуется неоднократный анализ задания и самоконтроль конченого результата.

г) задания на определение закономерностей

Дети работают по учебнику. Читают хором столбики слов на странице учебника: вода, водолазы, подводный. Спрашиваю, а что общего в этих словах. Дети отвечают, что этих словах есть буква «д» и общая часть «– вод». Прошу вспомнить, как мы называли слова, которые имеют общую часть. Дети отвечают: родственными, однокоренными. Прошу придумать родственные слова с общей частью «– вод» с мягким согласным звуком [д']. Дети составляют: водичка, водяной.

Этим заданием побуждаю ребят определить закономерность в образовании слов и контролировать данную закономерность при дальнейшей работе.

Практика показала, что использование технологии проблемного обучения дает возможность надолго сохранять в памяти ребенка усвоенный материал, учит детей рассуждать, видеть проблему, наметить пути ее решения, развивает самоконтроль.

Примеры использования принципов технологии С. Н. Лысенковой о перспективно – опережающем обучении с использованием опорных схем при комментированном управлении с целью формирования у учащихся самоконтроля

а) задание на опережение

В классе IV классе по русскому языку изучается тема «Глагольные словосочетания», но уже в III классе даю детям задания такого типа: определить падеж имен существительных в словосочетаниях, например, зашел за другом (Т. п. ,) отдыхали в деревне (П. п) и другие. Причем, эти задания даются часто, на 5-7 минут на уроке. И уже к середине ноября, к моменту изучения темы в IV классе, дети свободно ориентируются в этой теме, определяя падеж имен существительных и устанавливают связь слов в словосочетаниях.

б) комментирование выполнения заданий

Учиться комментировать начинаю с I класса.

Например, слово «утка» мы комментируем так: пишу «ут» – гласная «у», замочек «т», пишу «к»», гласная «а». В III и IV классах комментирование упрощается и становится короче: «уууткааа».

При отработке навыков записи многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых дети (читают число и комментируют): 406 740, знаков в числе 6, в числе 4 сотни второго класса. Записываем в таблицу классов и разрядов 400 000, десятков тысяч в числе нет, а единиц 6 тысяч второго класса. Записываем в таблицу 6 000. 7 сотен первого класса. Записываем 700. 4 десятка первого класса. Записываем 40.

Комментируя правильность написания, решая примеры или задачу, один из учеников рассуждает вслух и как бы ведет за собой весь класс. Такое комментирование не просто размышление вслух, оно выполняет функцию управления деятельностью всех учащихся, заставляет ученика, комментирующего решение, самому более осмысленно подходить к выполняемой работе и в тоже время способствует воспитанию самоконтроля и у учащихся, слушающих его.

в) составление опорных схемы, или просто схемы – выводов, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков

В моей педагогической копилке имеются схемы:

– «Фонетический разбор»,

– «Как определить спряжение глаголов ?»,

– «Окончание имен существительных»,

– «Как различить И. п. , Р. п. , В. п ?»,

– «Склонение имен существительных» и др. ,

Особенно много схем с ребятами составляем на уроках математики. Это и схемы решения простых и составных задач, и опоры для решения уравнений, и разнообразные алгоритмы. При изучении величин составляем таблицы, а для нахождения периметра и площади геометрических фигур – формулы. [2]

Опорные схемы позволяют учащимся контролировать процесс выполнения задания самим учеником, соседом по парте, не допускать ошибок.

Примеры использования с целью формирования у учащихся самоконтроля принципов методики обучения каллиграфическому письму В. А. Илюхиной

а) написание по образцу

Выясняю, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Обсуждаю, что даёт красиво выполненная работа самому себе.

Напоминаю детям, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом.

После выполнения предложенного задания ученики фиксируют на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата.

После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания.

Проверив работу, могу согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся.

б) работа с «волшебным прямоугольником»

Мною придуманы так называемые «волшебные прямоугольники». Суть работы с ними очень проста. Учащимся предлагается каллиграфический текст, узор, написание слова и т. д. и выдаются «прямоугольники» из белой бумаги размером в ширину стоки. Дети внимательно смотрят на предложенное каллиграфическое написание, а затем закрывают текст «прямоугольником» и по памяти пишут увиденное. После чего открывают «прямоугольник» и сравнивают своё написание с образцом, при этом ставят точки под теми элементами, которые у них совпали с предложенным образцом.

Кроме букв, практикую написание слов, предложений, а иногда несложных текстов под диктовку.

В III и IV классах содержание графических упражнений усложняю и обращаю внимание на письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет. [3]

В практику работы взяла за правило прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в I -II классах – у всех, в III – IV классах – выборочно, 2-3 раза в неделю.

в) отработка навыков каллиграфии посредством информационных технологий

С применением мультимедиа красочно и эффектнее показываю написание букв, соединений и слов. Ученики, двигая «мышь», имеют возможность самостоятельно многократно повторять действия, ориентируясь на собственные потребности и способности, контролировать себя.

В моей педагогической копилке имеются диски издательства «Просвещение», «Бука» в которых содержаться игры «Угадай букву» (узнать и дописать букву), «Найди графические ошибки», «Ищи правильную букву», «Восстанови слово», «Найди пару каждому элементу», «Поле чудес» (выбери соответствующую букву), при помощи которых ученики отрабатывают навыки каллиграфического письма контролируя себя на мультимедиа.

Результаты применения методики:

– в рамках недели русского языка в начальных классах конкурса «Мистер каллиграфии» учащиеся класса регулярно занимают 1 место. Только в 2012 году 9 учеников класса стали обладателями этого звания.

Примеры использования принципов игровой технологии с целью формирования у учащихся самоконтроля

а) игра «Сделай так же»

Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу;

б) елочку из треугольников;

в) узор из геометрических фигур;

г) композицию;

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.

Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец: 5 – красный, 4 – синий, 3 – желтый, 2 – коричневый, 1 – черный.

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

б) игра «Лесенка»

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами.

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан.

Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

в) игра «Число-контролер»

Ученики получают карточки с примерами.

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10 или иному числу в зависимости от количества примеров.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

г) игра «Спрячь букву от буквоежки»

Перед началом игры даю задание. За несчастной буквой «а» охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что «а» – самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы «а».

Наступила ранняя весна.

Предлагаю задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставлять точки вместо буквы «ы».

Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

д) Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

Перед началом игры выдаю детям поле из букв, которые размешены в разном порядке и нацеливаю детей на задание, говоря, что настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела (показываю картинку) тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если вы будете четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы вы сможете прочесть полученное слово. Запомните: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

К примеру: Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Другой вариант игры.

Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

Направо, направо, направо, вверх, остановка.

Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

д) игра «Можешь ли ты делать два дела сразу?»

Предлагаю детям текст стихотворения, рассказа к примеру С. Маршак «Сказка об умном мышонке» и даю задании читай стихотворение про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Правила чтения меняю:

1. называть вслух каждое 3 слово;

2. произносить вслух последнее слово в предложении;

3. произносить вслух все имена собственные;

4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, вырабатывают навык счета в уме, самоконтроль.

Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся, формируют навыки самоконтроля.

Примеры применения с целью формирования у учащихся самоконтроля принципов контрольно – ориентированных методов тестирования знаний и умений учащихся

а) тесты с выбором ответа

Указывается 3 – 4 ответа для выбора из них правильного.

Так, на уроке внеклассного чтения по теме И. Соколов –Микитов «Пролетело жаркое лето» учащимся предлагаю вопрос «По опушке леса росли» и следующие варианты ответов: а) грузди, б) опята, в) подосиновики и т. д. На уроке «Мир вокруг нас. 2 класс» А. А. Плешаков по теме «Что нас окружает ?» я задаю детям вопрос «Что не включает бережное отношение к себе ?» и предлагаю варианты ответов: а) правильное питание, б) закаливание, в) курение; «Что не относится к природе ?» и предлагаю посредством мультимедиа выбрать из картинок а) бабочка, б) дом, в) дерево правильный ответ и т. д.

б) тесты на установление истинности (ложности) утверждения

В нем предполагается лишь два ответа: «да», «нет», « затрудняюсь».

Например, на уроке математике по теме «Разрядные слагаемые» детям дается задание «На партах у вас лежат тестовые задания. Если вы согласны с утверждением или высказыванием и хотите сказать «да» то рисуете ○, если «нет» то , если не знаете, то пропускаете клетку. Задания: В числе 506 – 5 сотен 6 десятков; Число 873 больше, чем число 837; В числе 249 – 2 единицы 1 разряда, 4 единицы 2 разряда и 9 единиц 3 разряда; В каждом числе: 920, 290, 209 по 9 сотен; Если к 3 сотням прибавить 2 десятка, то получили число 302; 40 + 400+ 4 получится 444; 599 меньше 600 на 1; В записи чисел 423, 324, 234, 432 использованы одинаковые числа; Число 988 больше чем число 900 на 88; Если число 132 уменьшить на 2 десятка получиться 102. Сравните ответы с имеющимся на доске у себя. Ответы на доске: ,○,,,,○,○,○,○,.

Ф

в) тесты на заполнение пропусков в истинном утверждении

Так, на уроке «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова по теме «Части речи» раздел «Имя прилагательное» предлагаю детям посредством мультимедиа продолжить правило: «Род и число имени прилагательного изменяются в соответствии с родом и числом …. . », или предлагаю им продолжить фразу « Правописание родовых окончаний имён прилагательных проверяется по …. » и. т. д. [4]

Итак, посредством контрольно – ориентированного метод тестирования стараюсь развивать у детей самоконтроль, взаимоконтроль.

Если запланировала сама проконтролировать и проверить работы, то собираю бланки у учеников, выставляю баллы за каждое задание, анализирую работы и делаю выводы, что дети знают хорошо, а над чем ещё нужно поработать.

При взаимоконтроле и взаимопроверке ребята обмениваются бланками, ставят плюсы и минусы в зависимости от правильности выбора ответа (правильные ответы предлагаются мною). Считаю баллы, каждый плюс соответствует 1 баллу. Снова обмениваются бланками, поясняя, что товарищ сделал правильно, а что нет.

При самоконтроле и самопроверке ученики проверяют свои работы: также ставят плюсы, минусы, считают баллы, делают вывод: что я знаю хорошо, а что недостаточно.

Таким образом, тестовые задания позволяют организовать разные виды объективного оценивания достижений учащихся, которые способствуют выработке у учащихся навыков самоконтроля.

Примеры применения принципов информационно – коммуникативных технологий с целью формирования у учащихся самоконтроля

Практику работы по внедрению информационных и коммуникационных технологий осуществляю по следующим направлениям: создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых образовательных программ.

Это стало возможным, благодаря оборудованию нашего кабинета компьютерной техникой и мульимедийной установки.

а) работа с электронными детскими энциклопедиями

В моей методической копилке имеются CD – диски: «Универсальное мультимедийное пособие учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 3 класс», «Универсальное мультимедийное пособие учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 4 класс», «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 1 класс», «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс», «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс», «Природоведение. Незаменимое пособие для любознательных школьников» и др. ,

В данных пособиях очень много заданий, которые способствуют развитию навыков самоконтроля. К примеру, задание «Проверь себя», «Найди ошибку», «Прав или не прав», «Можешь или не можешь» и другие.

б) создание мультимедийных презентаций

Для подготовки презентаций пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал, анимацию, музыку.

Очень эффективными являются тесты, разработанные в программе Power Point, к примеру «Кто такие птицы ?», «Что это за листья ?», «Что растет на клумбе» др. , С помощью данных тестовых презентаций у детей формируются навыки самоконтроля, взаимоконтроля. [5]

в) мультимедийные демонстрации слайдов

На уроках математики с помощью слайдов осуществляю демонстрацию примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, а также организую математические разминки и самоконтроль и взаимоконтроль.

Для повышения эффективности работы со старыми русскими словами, которые зачастую встречаются с хрестоматийных произведениях, к примеру слова «хомут», «Баба – Яга», «домовой» и др. , разработаны демонстрационные листы, где дано лексическое значение слова, словоформы, картинки, а также познавательные сведения, подборка элементов фольклора и устного народного творчества. [6]

Прочитав текст и встретив в нем, к примеру слово «терем», прошу ребят письменно порассуждать о смысле этого слова. Затем показываю посредством мультимедиа картинку и верную трактовку данного понятия. Прошу учеников сверить свои рассуждения с выводами, которые они видят и проконтролировать себя в правильном ли направлении шли их рассуждения.

Данная работа позволяет расширить словарный запас ребенка, кругозор, знакомит с фольклором, носит познавательный характер, а также повышает мотивацию, вырабатывает навыки самоконтроля.

г) мультимедийные демонстрации репродукций

Использование интернет – ресурсов позволяет мне представить вниманию учащихся ряд репродукций в крупном формате, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. С их помощью также формирую у учащихся навыки самоконтроля.

Так, на уроке русского языка по теме: «Развитие речи. Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (учебный комплект «Русский язык» Л. М. Зеленинина, Т. Е. Хохлова. 4 класс) на этапе урока «Обсуждение содержание картины» с использованием интернет ресурса представила вниманию учеников данную картину. Затем в образной форме рассказала, что «… рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы». Затем проводится лексико– орфографическая подготовка и этап написания сочинения.

На следующем уроке, проводится урок работы над ошибками. Я вновь показываю ребятам данную репродукцию и зачитываю отрывки из сочинений.

Прошу ученика, отрывок, из сочинения которого зачитала, еще раз рассматривая репродукцию проконтролировать, а удалось ли ему описать увиденное, в полном объеме, что не удалось и в чем причина. Если возникает необходимость, то к рассуждению привлекаю других ребят.

Таким образом, посредством образного восприятия мне удалось сделать акцент на выработке навыка само и взаимоконтроля.

В целом создание и применение информационно – коммуникативных технологий способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.

Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников, способствует развитию самоконтроля.

В заключении хотелось бы заметить, что самоконтроль это умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения на основе природных задатков и имеющихся психологических особенностей младших школьников.

Развитие самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности не происходит автоматически, без создания соответствующих педагогических условий, целенаправленного их влияния на эффективность формирования данных умений. Такими условиями, по моему мнению, являются: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


[1]http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,75719)

[2] http://www. proshkolu. ru/user/kapustyanscky/file/2507422).

[3]http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,70279/).

[4]http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,70411).

[5]http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,70671,(см. http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,70669,http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,70668).

[6]http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,70267)