Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль групповой и проектной деятельности в успешной адаптации первоклассников

Роль групповой и проектной деятельности в успешной адаптации первоклассников

Младший школьный возраст – период развития самосознания. Личность ребёнка самоопределяется. Он стремится сформировать свою собственную точку зрения на факты, явления, поступки. Начинает складываться самооценка. Она формируется на основе развития самосознания ребенка, его взаимодействия и совместной деятельности с учителем, родителями, одноклассниками, особенно, если те являются для него авторитетом. Интересная учебная и творческая деятельность, позитивный опыт совместного труда и отдыха, положительное влияние среды становятся тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. На этом этапе развития младшего школьника очень важно создать комфортные условия для раскрытия всех способностей, талантов, возможностей ребенка, организовать личностно ориентированный учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Показателем успешного протекания процесса адаптации ребенка к школе, его мягкого и безболезненного вхождения в новую для себя роль ученика является его удовлетворенность положением в классном коллективе, его благоприятно складывающиеся взаимоотношения с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Эмоциональная сфера в этом возрасте перестраивается на мотивацию достижения успеха в учебе, мотивацию престижности, мотивацию избегания неудач, компенсаторную мотивацию. Отношения со сверстниками очень важны для первоклассника. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. В межличностных взаимоотношениях формируется самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия, чувство гнева, стыда и недовольства. Появляются специфические переживания – стремление оправдать ожидания. Успешность адаптации каждого ребенка в школьной среде в большой мере определяется выбором форм и методов организации процесса обучения, характером взаимодействия всех участников образовательного процесса между собой, а также с семьей 1-классника. Каждый из нас знает, какое разнообразие степени готовности ребенка к школе можно наблюдать в 1 классе: по уровню личностного развития, по развитию коммуникативных навыков, по уровню интеллектуального развития, и, конечно же, по здоровью физическому и психическому. Неоценимое значение в такой ситуации приобретают групповые, парные, проектные формы как во время урока, так и во внеурочной деятельности. Они позволяют «слабеньким» незаметно подтягиваться к среднему уровню, полноценно участвовать в работе, опираясь на более сильных. У них формируется уверенность в себе, повышается самооценка, открывающая перспективу успешности в учебе и в жизни. Особое внимание нужно уделять организации учебного сотрудничества на уроках, как важнейшей части социальной адаптации. С первого дня нужно организовывать парную работу на уроке для успешной адаптации ребенка в новой среде. Так, работая в «микро-коллективе», дети осваивают технологию групповой работы на уроках, осознают значение сплоченности в момент выполнения заданий. В первые 2 недели очень помог специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова), но эти рекомендации нужно приспосабливать к особенностям своих детей, к своим особенностям. Изменять и творчески применять. В этот первый адаптационный период заменяется классно – урочная система обучения на организацию деятельности детей в краткосрочных проектах, блоках – модулях продолжительностью от 12 до 35 минут. Задания каждого блока – модуля должны быть многофункциональными для решения задач предметного, метапредметного и личностного содержания. Учителю важно помнить о необходимости содержательной взаимосвязи всех блоков – модулей, о последовательности и смысловых переходах от одного этапа обучения к другому. Главной целью в первые недели адаптации для учителя должно быть установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Формируется самооценка. Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Первоклассников нужно целенаправленно учить объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения, для социальных игр. Лишь после этого можно давать детям общую для группы тему для обсуждения и выполнения задания. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют, например, сочинение одной на двоих загадки, парное чтение, выполнение вдвоём творческого задания на уроках искусства, жонглирование мячами, работа с Лего, совместное рисование или письмо на одном листе бумаги, инсценировка и многое другое. Групповая форма работы позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в спорах и отстаивании своего мнения, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса. Роль учителя при организации групповой работы сводится к координаторским функциям: Он организует самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся, объясняет цели предстоящей работы; Он помогает самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать полученную информацию, делать выводы и аргументировать их, решать возникающие проблемы, используя добытые факты. Технология групповой работы состоит из следующих этапов: · выявление познавательной задачи (проблемной ситуации); · поиск или раздача дидактического материала; · планирование работы в группе; · индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов; · обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения); · сообщение о результатах работы группы; · общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи. Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп друг другу, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Так, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники могут перейти и к содержательному контролю (выявлять причины ошибок, разъяснять их характер). Мы, например, постоянно используем шкалу оценки и самооценки, а к началу 2 класса доросли до коллективной формулировки «Правил успеха», которыми пользуемся на каждом занятии. Вначале формирование групп проходит по месту посадки, потом – по симпатиям, а со временем и по определенному заданному признаку. Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс учения. В социальных, дидактических, проектных играх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Групповая работа на уроках очень нравится детям. Но учителя поначалу могут испытывать трудности, может смущать излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др. , что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Не надо рассматривать групповую форму только как способ просто разнообразить формы организации учебной деятельности на уроке. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Применение групповых и проектных методов работы должно быть целенаправленно спланированным, осознанным и прочувствованным учителем. Я уверена, что, когда это позволяет опыт учителя, нужно больше верить себе, своему педагогическому чутью, своим творческим способностям, чем методическим разработкам уроков, рассчитанным на виртуального ученика. Я, например, старалась помнить об этом при ежедневной подготовке к урокам: анализировала учебный материал урока, принимала для себя решение, на каком виде работы, этапе урока можно применить групповой или парный метод работы, создать мини-проект. Для понимания нового ребенок должен услышать, увидеть и потрогать, поэтому наряду с групповыми мини-проектами нужна наглядность, практические занятия. Помогали электронные приложения к учебникам системы «Школа России» (хотя нам они показались слабоватыми), мы работаем в системе Телешкола – большое подспорье, сами создаем мультимедийную медиатеку. И, конечно, интерактивные методы организации учебного процесса требуют большой и продуманной подготовки раздаточного материала, необходимых принадлежностей, оборудования, схемы посадки детей. В противном случае, данные методы не принесут пользы, потому что не будет чёткой организации и дисциплины. Нужно использовать различную расстановку столов для организации динамики на уроках, избегать статичности. Я очень люблю интерактивные формы организации учебного процесса, за последние 6 лет разработала много уроков для разных классов, опубликованных в журналах «Учитель», «1001 идея нестандартного занятия с детьми», на порталах «Педсовет», «Завуч. инфо», «Я – учитель» , но 1 класс по новым ФГОС в прошлом году и мне дался тяжело, потребовал напряжения всех своих сил, способностей и знаний. С необходимостью обновления форм и средств обучения в 1 классе с введением ФГОС 2 поколения пришла необходимость обновления и форм взаимодействия с родителями. Нужно было зажечь их новыми идеями и сделать союзниками и помощниками. Мне повезло, и подавляющее большинство родителей восприняли новые формы организации учебного процесса, стремились сами осваивать информационные технологии параллельно с детьми. Приходилось учить их с азов. Если почитать наш форум общения в рабочем пространстве, то станет хорошо понятно, каким тяжелым общим трудом достигался успех. Наши результаты… Предметные – можно увидеть в рабочем пространстве нашего класса на сайте началка – семинфо. ру (пройдите по ссылкам внизу). Мы щедро делимся своими наработками со всеми желающими. Я же довольна своими воспитанниками: они активные, работоспособные, задорные, веселые, почти не ссорятся и уже научились адекватно оценивать поступки и успехи свои и товарищей. С исследовательским проектом «Моя родословная» мой ученик Миша З. стал в 1 классе победителем 5 Всероссийской конференции учащихся под эгидой ЮНЕСКО «Россия – моё Отечество», 2 ученика стали участниками Городского этапа конкурса проектных работ «Ступени». Чтобы не занимать драгоценное место в сборнике, я рекомендую читателям проследовать по данной ссылке,чтобы ознакомиться с огромным количеством исследовательских проектов, выполненных моими учениками за прошедшие полтора года школьной жизни: http://sch2025. mskzapad. ru/collective/pedagogical_collective/personalpages/uchitelya_nachal_nyh_klassov/karpovich_tat_yana_anatol_evna/news/vnimanie_konkurs_moi_pervye_shagi_v_nauku/. Здесь Вы найдете проекты на разные темы, но все объединяет творческий подход, исследовательский компонент и трудолюбие. Во 2 классе на школьном Дне Науки в конкурсе исследовательских проектов мои ученики заняли 4 первых места, 4 вторых и 1 третье, т. е. обогнали 3-4-классников во всех номинациях. Мои второклашки стали победителями конкурса Школьной Академии наук за 2012-2013 уч. год и получили переходящий приз БРОНЗОВАЯ СОВА – 2013. Четверо из них приняты в ШАН, им вручены свидетельства и мантии. Я вижу в этом наглядный результат использования интерактивных методов и проектных форм работы в учебном процессе. ССЫЛКИ 1. http://nachalka. seminfo. ru/course/view. php?id=11484 2. http://nachalka. seminfo. ru/course/view. php?id=3847 3. Видео-приложение: http://sch2025. mskzapad. ru/collective/pedagogical_collective/personalpages/uchitelya_nachal_nyh_klassov/karpovich_tat_yana_anatol_evna/video-photo/ 4. http://sch2025. mskzapad. ru/collective/pedagogical_collective/personalpages/uchitelya_nachal_nyh_klassov/karpovich_tat_yana_anatol_evna/news/vnimanie_konkurs_moi_pervye_shagi_v_nauku/.