Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Информационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности младших школьников

Информационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности младших школьников Конец XX– начало XI века отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства.

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников.

Итак, информационные технологии и образование – эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

Именно поэтому, необходимо включать информационные технологии в процесс обучения.

За последние пять лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в десять раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер зачастую используется недостаточно.

Президент РФ Д. А. Медведев, выступая на заседании совета по развитию информационного общества, подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря далее о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев подчеркнул: «…нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям, в том числе и информационным…»[3].

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. Работа с интерактивной доской во многом определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т. д. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с древних времен.

Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами еще в древности ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д. [1]

В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные психологи как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Л. С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л. И. Божович, А. К. Марковой и другими исследователями.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития и др. [2]

Проблема безынициативности учащихся в учебном процессе является одним из серьёзных факторов, снижающих его эффективность. Явление достаточно распространённое и охватывает по статистике до 30 процентов детей.

Одна из тенденций современного общества – это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной активности и мотивации.

Очевидно, что за последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счет концентрации внимания на подаче зрительных образов. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Сознание детей способно воспринимать достаточно большой объем визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов и т. п. Мультимедийные средства, использующие образы и звук, способны ускорить восприятие ребенком информации. Поэтому неслучайно в школьной педагогике применяется все больше и больше разнообразных методов обучения и новейших технических устройств, которые позволяют проводить занятия интересно, увлекательно. Современные интерактивные инструменты – это способы вовлечь в обучение новый тип ученика, "продвинутого" и активно использующего различные устройства. Интерактивность при обучении как нельзя лучше удерживает внимание, способствует развитию мотивации к учебной деятельности.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип -принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Так любой опыт, показанный на уроке с применением материалов, может быть показан один, максимум два раза, а если учащийся не понял? В этом случае можно прибегнуть к использованию компьютера, который позволяет воспроизводить процесс множество раз, до тех пор, пока ученику не станут понятны все тонкости показанного, в самостоятельном режиме, с учетом индивидуального темпа восприятия информации [4].

Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы.

Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.

Как же влияют информационные технологии на мотивацию учения?

Мотивацию лучше всего можно определить, как стремление ученика участвовать в образовательном процессе. Хотя учащиеся могут одинаково стремиться к выполнению какой-либо задачи, источники их мотивации бывают различными. У одних мотивация внутренняя, через рефлексию и активное участие в уроках ведущая к познанию и самоутверждению. У других она внешняя – разного рода соблазны, желание получить поощрение или первым решить поставленную преподавателем задачу.

Электронные интерактивные доски подойдут обоим типам учащихся:

– Ученики с внутренней мотивацией стремятся выступить у электронной доски, для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений.

– Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с электронной доской вызывает стремление к активному участию в учебе.

Каких же результатов мы достигаем при использовании интерактивной доски? Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у детей сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение на уроке [5].

Не стоит забывать и о здоровье школьников. При перегрузке ученик или не выполняет поставленные перед ним задачи, или делает это с ущербом для собственного здоровья. Как отмечает В. Р. Кучма (директор института гигиены и охраны здоровья подростков и детей РФ, профессор), переутомление – явление, порождаемое принуждением к работе, использующее умственные и физические силы.

Использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть методически продуманы и научно обоснованы. При всех достоинствах информационных технологий важным является желание педагога расширить свои кругозор и фантазию.

Таким образом, при использовании интерактивной доски на уроке, мы задействуем различные органы чувств – участвует зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. Благодаря наглядности, интерактивности, «ответчивости» доски ученики вовлекаются в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, повышается эффективность запоминание, усвоение материала, мотивация к учебной деятельности.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]/ Л. И. Божович. – М. , 1976г.

2. Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности [Текст]/ И. И. Вартанова. – Вестник МГУ. Серия 14, Психология 2000, №4, с. 33-41.

3. Гатауллина, А. Д. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности [Текст] /А. Д. Гатауллина // Информатизация образования. Проблемы и поиски. -2007. – №1

4. Носенко Э. Л. Применение информационных технологий в образовании [Текст]/ Э. Л. Носенко // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1.

5. Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке [Текст]/А. Н. Тихонов // Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М. : ЭГРИ, 2007. – 222 с.