Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Лабораторные работы на уроках русской литературы в 11 классе

Лабораторные работы на уроках русской литературы в 11 классе Правильно обучать учащихся – значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Именно по этой причине я решила обратиться к лабораторной форме занятий по русской литературе, т. к. она предполагает разнообразие методов и приемов обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности и включает в себя множество видов самостоятельной учебной работы учащихся.

Метод организации лабораторной работы на уроках русской литературы считаю для себя экспериментальным, так как вопрос ее методологии не освещен ни в публикациях, ни в интернете. Наблюдения показывают, что такая форма организации урока создает благоприятные условия для развития познавательной и практической активности учащихся.

Само слово «лаборатория» происходит от латинского слова «Labor»– труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные занятия интегрируют теоретико – методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно– исследовательского характера.

Основной целью моего обращения к форме лабораторной работы являлось стремление формировать у своих учеников навыки самостоятельной «добычи знаний», а также желание «разговорить» ребят (высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др. ). Этой цели сопутствуют основные задачи воспитания «внимательного читателя», умеющего связывать прочитанное с реальностью, получать из памятников литературы «жизненные уроки», исходя из которых ребята учились бы выбирать модель поведения по ситуации в настоящей жизни.

Алгоритм сценария лабораторной работы прост:

1. Подготовительный этап, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др. ) или установку ( информацию о предстоящей работе, поиск нужной дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т. д);

2. Постановка цели. Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или задание, которое выполняется поэтапно. Цель лабораторной работы можно озвучить устно или в письменном виде (если задания отпечатаны и выполняются письменно). Вопрос может носить частный или обобщающий характер. Иногда тему или вопрос лабораторной работы подсказывают учителю сами дети. Учитель по своему усмотрению выбирает наиболее интересный, актуальный вопрос (задание).

3. Самостоятельная лабораторная работа учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.

4. Обобщение результатов исследования, выводы ( самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный в начале лабораторной работы проблемный вопрос. Обязательна аргументация ответа.

В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной работе по своему заданию (задания необходимо распределять, работа ведется как при КСО).

Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учащимися учебно-научные и творческие задачи; обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных ребятам фактов, авторского художественного своеобразия творчества; поиск ответов на проблемные вопросы и др.

Требования к лабораторным работам просты: – тематика должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности; -цель проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; – работа для них должна быть интересной.

Лабораторная работа может включать в себя этапы исследования :

– наблюдение за языковым материалом и его изучение с разных сторон;

– выяснение непонятного, подлежащего исследованию;

– выяснение связей изучаемого материала с другими материалами;

– проведение лингвистического эксперимента;

– сравнение и сопоставление;

– «погружение» в материал и т. д.

Например, в 11 классе с помощью лабораторной работы по произведению А. Блока

«Двенадцать» ребята искали ответ на вопрос «Можно ли определить отношение Блока к революции через образ «двенадцати»?». По стихотворению М. Цветаевой «Бабушке» старались определить художественное своеобразие ранней лирики поэтессы. Тема лабораторного занятия по стихотворениям С. Есенина была продиктована одним из учащихся : «Городской щеголь или Деревенский хлопец?». Интересно прошли лингвистические эксперименты по стихотворениям С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и М. Цветаевой «Бабушке», интерпретация стихотворения А. Блока «На поле Куликовом»…

Предлагаю пример лабораторной работы по произведению И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в 11 классе, когда речь шла о композиции и художественных приемах:

Задача: проследить, как «работает» в произведении метод контраста.

1.

Подтвердите фразами из текста все доводы, необходимые для путешествия каждого члена описываемой семьи:

Господин из Сан-Франциско

Его жена

Их дочь

2. Опираясь на текст, распишите распорядок дня пассажиров на борту парохода «Атлантида»:

Утро

День

вечер

3. Приведите примеры описания внешности героев (подчеркните эмоционально окрашенные причастия):

Господин из Сан-Франциско

Его жена

Его дочь

4. Проследите за картинами природы в повествовании, выпишите в последовательности те фразы и словосочетания, которые несут определенную смысловую нагрузку (определите – какую):____________________________________________________

______________________________ .

5. Какие факты помогают понять всю фальшь описанной на пароходе жизни?_________________________________________

6. Найдите в тексте слова, характеризующие отношение господина из С-Ф к другим людям:_________________________________________

7. Найдите в тексте (в изображении внешности, поступков, взглядов героев) неожиданные, яркие метафоры:___________________________,эпитеты__________________________________________________________________, другие средства выразительности_____________________________________________________________

________________

8. Приведите примеры описания людей из «высшего» общества и простых людей: в чем разница? __________________________________________________________________

8. Какие темы вы можете выделить в рассказе? 1)_______________________________ 2)_______________________________________________

3)_______________________________________________

9. Какие контрасты, противопоставления вы увидели в тексте? Подтвердите примерами из текста:________________________________________________________________________________.

10. Рассказ построен по принципу ___________________________________ композиции.

Приведите примеры из текста, подтверждающие это:___________________________________________________________.

Какое впечатление произвел на вас рассказ Бунина? (Дайте развернутый ответ)__________________________________________________________.

Опрос среди учащихся на выявление в лабораторных занятиях положительной мотивации дал положительный результат, мониторинг показал повышение качества обучения по литературе и русскому языку, значительно возрос интерес к изучению русской литературы.

Таким образом, исходя из практического и экспериментального опыта, можно прийти к выводу, что лабораторные работы на уроках русской литературы должны обрести свою концепцию и иметь свое определенное самостоятельное место в методике преподавания русской литературы, так как заключают в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и могут применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе изучения нового материала.

Считаю, что лабораторные работы создают благоприятные условия для развития познавательной и практической активности учащихся , а также могут являться одним из эффективных методов подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Использованная литература:

1. Толковый словарь русского языка. С. П. , 2010;

2. Васильева Н. В «Новые активные формы в проведении уроков русского языка» (контрольная работа). Омск, 2007;

3. Гельдиева С. «Лингводидактическое исследование методики проведения лабораторных занятий по морфологии СРЯ» (диссертация). М. , 2002.