Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Театральная технология в учебно-воспитательном процессе младших школьников

Театральная технология в учебно-воспитательном процессе младших школьников

Качество образования – это раскрытие способностей и возможностей ребёнка для его социализации в местном сообществе. Учителя используют новые педагогические технологии, способные помочь ребёнку реализоваться. В период адаптации первоклассника к школе у многих возникают срывы, страхи, заторможенность или развязность, суетливость. У многих школьников часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты основные психические функции. При анализе данных проблем, стала очевидна актуальность применения театральной технологии в учебно-воспитательном процессе. Актуальность объясняется объективно существующей совокупностью обстоятельств: -Динамичное развитие общества требует формирования ярко – индивидуального ребенка, позволяющему стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. -Психологи и социологи отмечают произошедшие в последнее десятилетие существенные изменения в личностном развитии детей. Им свойственна прагматичность мыслей и действий, они более раскрепощенные независимые, а эти перемены требуют новых подходов и технологий во взаимодействии учителя и ученика. -Ориентация в педагогической деятельности, посредством театральной технологии способна поддерживать процессы самопознания и самоизменения личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Использование мною театральной технологии на уроках и во внеурочное время позволяет приобщить детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, людей, культурного наследия, природы, расширяет и обогащает. Ребенок учится быть терпимым к различным точкам зрения, уважать чужое мнение в общении с окружающими людьми, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение. Занятия театральным искусством также помогают снять многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьным условиям, раскрепостить. Дети учатся общению в процессе театрализованной деятельности, обретают веру в свои силы и возможности,. Театральная деятельность в школе это эффективный фактор воспитания и развития личности младшего школьника с учетом всех его особенностей, которые влияют не только на становление чувственно-эмоциональных и нравственно-интеллектуальных сторон личности, но и способствуют более высокой эффективности овладения рядом учебных предметов. Теоретическая и практическая значимость заключается в научном обосновании положения о театральной технологии в школе, как эффективном факторе воспитания личности школьника, способствуя качественным изменениям познавательных процессов, более высокой эффективности овладения учебными предметами и влияния на социальное и индивидуальное развитие ребенка , становление нравственно-интеллектуальных и чувственно-эмоциональных сторон личности. Сущность и содержание темы Театральная игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения, изучаемый материал превращается в увлекательные спектакли, представления, ролевые игры, а для ребёнка важен не только результат, но и сам процесс постижения материала. Знания, умения, навыки для образовательного результата необходимы, но не достаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания, навыки и умения для разрешения конкретной ситуации и проблемы. Основные задачи и цели, решаемые внедрением театральной технологии. Научить детей учиться, получать знания; Научить работать, использовать любой трудовой деятельности, т. е. научить работать; Научить жить самостоятельно и в совместной жизни. В системе моей работы выделяю следующие направления: -синтез учебной и воспитательной работы, для расширения и углубления учебного материала; -создание комфортных условий для детей младшего школьного возраста, чтобы они смогли раскрыть свои природные способности и личностные качества . В качестве педагогических условий, определяющих эффективность театральной технологии в учебно-воспитательной работе, выделяю следующие: 1) создание необходимой благоприятной среды и общего эстетического пространства, которые способствуют эмоциональному, интеллектуальному и нравственному развитию каждого учащегося и воспитывают художественно-творческую личность средствами собственной театральной деятельности; 2) взаимосвязь содержания урочной и внеурочной работы с младшими школьниками по развитию их художественно-творческих способностей средствами театрализованной деятельности, включающей в себя эффективные формы и методы педагогического воздействия с целью заинтересованности каждым учащимся процессом обучения различным предметам; 3) теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения предметов, должны стать для каждого учащегося осознанной ценностью, и быть применимы на практике, т. е. в собственной театральной деятельности; 4) учебные программы, методические разработки, сценарии внеклассных мероприятий, имеющие в основе интегрированное содержание театральной деятельности учащихся; 5) понимание родителями учащихся необходимости использования театральных технологий, ее значения и роли в развитии детей; тесная взаимосвязь педагогов с семьей и наличие сотрудничества с родителями учащихся. Театральная технология, преодолевая пространство и время, сочетает возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, живописи, литературы и актерской игры. Театральная технология предполагает использование театральных игр, ритмопластических упражнений, занятия по культуре и технике речи, основы театральной культуры, работу над сценическими этюдами, кукольными и драматическими инсценировками, работа над спектаклем. Одним из возможных средств в совершенствовании учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста является их участие в совместной творческой деятельности с использованием театральной технологии. В раскрытии взаимоотношений людей, в создании этих взаимоотношений с осознанием своего «Я» каждым человеком заключается сущность театральной технологии и игровой деятельности. Театральная и игровая деятельность во взаимодействии с учебной деятельностью сохраняет своё значение в период обучения в школе. Театральные и ролевые игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не пассивным исполнителем педагога, а соучастником всего педагогического процесса. Новые знания подаются в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Таким занятиям характерны эмоциональная насыщенность и стремление достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Интерес к творчеству товарища наиболее полно формируется через собственное творчество, поэтому воспитание в детях не только зрителей, но и исполнителей является целесообразным. Собственное творчество помогает формированию и развитию чувств, мыслей, воображения, т. е. способствует становлению активной позиции личности, влияя на ее качественные изменения. В собственной театральной деятельности происходит развитие каждого ребенка, его чувственно-эмоциональной сферы, нравственных начал, интеллектуальных способностей. Собственная театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит ролевая игра. Ролевая игра – это приоритетный вид детского самовыражения, выражение впечатлений. Ребенок пополняет свой жизненный опыт, и у него возникает желание к действию. Театральная игра реализуется в подражательной форме и дает возможность перевоплотиться в воображаемый образ, способствует проявлению чувств, заставляет фантазировать и мыслить. Перечислю возможные театральные и ролевые игры: игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами, игры на память физических действий. Таким образом, театральная творческая деятельность – один из способов, углубляющих восприятие ребенка, а это требует концентрации внимания на мотивах поступков действующих лиц, понимания их, анализа, сравнения, что создает почву для самостоятельных обобщений и выводов. В импровизациях, театральных постановках ребенок действенно постигается язык театрального искусства и, играя на сцене, не только закрепляет впечатления, обогащая жизненный опыт, но и упражняет различные способности, развивает творческое воображение, коммуникативные и нравственно-волевые качества, интеллектуально-познавательную сферу. Для детей младшего школьного возраста особенно важно художественное развитие личности через развитие интеллектуальной сферы, совершенствование познавательных процессов: образного мышления, восприятия, а также творческих способностей, зрительной памяти и пространственных представлений. Эффективность работы по данному направлению проявляется в заметном повышении у детей уровня развития по основным диагностическим показателям. На уроках театральные моменты активизируют мышление и познавательный интерес, пробуждают фантазию, учат сочувствию и сопереживанию. Использую различные виды тренингов: спортивных, дыхательных, психологических. Театральная деятельность активизирует и совместную творческую деятельность. Совместная театральная творческая деятельность является условием для целостного развития в младшем школьном возрасте, обеспечивая единство становления сознания, самосознания и познания. Во-вторых, сам процесс организации ситуаций сотрудничества и творчества значительно ускоряет процессы становления личности учащихся. В-третьих, театральная технология раскрывают новые возможности для исследования самосознания личности уже у младших школьников. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в совместной театральной деятельности будет эффективным при условии: – стимулирования мотивации детей, включающей стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников; – организации театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей и обеспечивающего формирование у них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе; – реализации пропедевтического и творческо-практического этапов, обусловливающих поэтапное формирование коммуникативных и интерактивных умений. О сформированности нравственных качеств и интеллектуально-познавательных способностей можно судить и об общем уровне развития каждого учащегося. Критерии чувственно-эмоционального и нравственно-интеллектуального становления личности младших школьников вследствие театральной деятельности: -устойчивость личности, понимаемую как сформированность социально-значимых, нравственных мотивов поведения, эмоциональной стабильности, ответственности и самостоятельности; -готовность личности к выполнению различной деятельности, а именно учебной, подразумевающей сформированность интеллектуально-познавательных систем в ходе индивидуального развития и обучения, выполнения творческих заданий на уровне поискового метода, развитие самокритичности и стремления к стабильности в познаниях; -активность личности, рассматривающей включение в творческую деятельность, опирающуюся на интерес, желание, инициативность. Сформированность этих позволяет влиять на повышение качественного уровня образованности учащихся. Школьники сегодня мало читают, а использование театральной технологии заинтересовывает, заставляет задуматься о литературных произведениях и героях. Особый развивающий успех имеет театральная технология в проектировании ситуаций по решению продуктивных и творческих задач, определяющих весь процесс учения и интегрирующих в себе проект социального и индивидуального становления личности. Они позволяют изменить весь образовательный процесс, а не только изменение характера освоения отдельных дисциплин, определить основные закономерности социального и индивидуально-личностного развития младших школьников и наметить адекватные пути оптимизации этого процесса в рамках всего периода их пребывания в начальной школе. Особо хотелось бы отметить роль театральной технологии в расширении поведенческого диапазона учащихся и решение проблемы снятия стрессовых ситуаций. Театр с терапевтической целью вводится в несколько этапов. На первом этапе учащиеся придумывают ситуации, которые они будут проигрывать перед другими детьми. Учитель подчеркивает, что ситуации должны быть взяты из жизни, интересны зрителям. На этапе поиска ситуаций уже могут наблюдаться терапевтические эффекты. Некоторые учащиеся предлагают ситуации из своей жизни. При проигрывании их ставлю в роль того, с кем им приходилось взаимодействовать. Например, в роль отца или матери. Побывав в роли другого, учащиеся начинают по-другому оценивать ситуацию. Таким образом, на этом этапе учащиеся разрешают много спорных, конфликтных для них ситуаций. Дети на некоторые стрессовые ситуации начинают смотреть более спокойно, особенно это значимо там, где возникают ситуации страха. В театральном творчестве соединяются различные виды художественной деятельности (изготавливаются костюмы, рисуются декорации, разучиваются роли и проч. ), и каждый вид деятельности выступает как самостоятельное действие, объединенное общим замыслом и единой целью. А конечный результат данных действий – их полное и окончательное выражение в театральной постановке, т. е. театральная деятельность сама дает материал и почву для самых разнообразных видов детского творчества. Деловые игры, театрализация на уроке, необычные приёмы домашнего задания, умение введения новых ролей, необычные приёмы подачи домашнего задания, игры-тренинги, применению игровых моментов в основе которых лежит театральная технология, показы театрализованных представлений и многое другое я использую на уроках и во внеклассной работе. Я привлекла к сотрудничеству родителей. Традиционные ежегодные выступления для пап и мам, совместное проведение итоговых торжественных праздников “Алло, ищем таланты !”, Дни открытых дверей, отчеты-спектакли, творческие вечера, праздники – во всём присутствует важное стремление родителей совместно с педагогами и учащимися школы преобразовывать наш школьный мир к лучшему. В ожидании чуда можно прожить целую жизнь, в сотворении чуда можно прожить несколько жизней. Радует то, что родители детей поняли эту простую, но глубокую истину, участвуя совместно с нами, – воспитание личности, способной не только противостоять всем негативным проявлениям сегодняшнего мира, но и являющиеся носителем собственного сознания, воли, жизненной позиции. При возникновении интересных творческих работ использую в разнообразных концертах, программах. Вывод. Театральные технологии создают педагогические условия, благоприятную эстетическую среду, взаимосвязь урочной и внеурочной работы, интегрированный подход и обеспечивают эффективность социального и индивидуально-личностного развития каждого ребенка. Использование театральной технологии позволяет: -раскрепостить ребенка, снять зажимы, комплексы; -раскрытье возможности, способности и таланты ребенка; -активизировать мыслительные процессы, воображение, память; -развивать эстетические способности детей; сферу чувств, способности сопереживать; -овладевать навыками общения и коллективного творчества; -обеспечить ребенка всевозможными средствами раскрытия способностей, талантов и возможностей. Введение театральной технологии в образовательный процесс направлено на соединение школы с жизнью. Это позволяет решить следующие проблемы: -у человека чаще всего ограничено количество «ролей» или играет он их неэффективно, позволяет расширить ролевой репертуар; -человек реагирует на окружающий мир и события, исходя из собственного опыта, можно расширить количество эмоций и чувств; -сменить позицию, то есть войти в «роль» другого человека. Применение театральной технологии, по моему мнению, способствует развитию “ролевой гибкости”, готовит, адаптирует ребенка в быстро меняющемся мире. Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что применение театральной технологии в учебном и воспитательном процессах школы – это проект, который касается всего уклада классной жизни, направленного на самосовершенствование личности и свободы творчества. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышния квалификации педагогов и руководителей образования. – Екатерибург: Издательство АМБ, 2005. – 160с. Авторы: Басина Н. Э. , Крайзель Е. З. , Санина Н. Н. , Сулимова Н. П. , Суслова О. А. , Танаева Е. Н. , Храмцова Е. Э 2. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд. , стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. 3. Генералова И. А. Театр / Под ред. Л. В. Тарасова Методическое пособие для учителей начальной школы, дополненное и переработанное. М. :Авангард,1997. -160с. 4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www. dissercat. com/content/sotsialnoe-ikhudozhestvennoe-razvitie-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-teatralizovannoi deya#ixzz2K RL3qm1 5. Развитие творческой активности школьников/Под ред. Матюшкина A. M. -М. :Педагогика,1991. -155,1. с. 6. Эстетическое воспитание в школе. Драматические кружки и театр для детей. / Под ред. В Н. Шащсой. М. . Изд-во АПН РСФСР, 1954. -128с.