Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы

МАОУ «Лицей №62» является площадкой регионального эксперимента «Формирование проектно-исследовательской среды лицея в контексте гуманизации и повышения качества образования». Поэтому в самом начале работы в рамках регионального эксперимента я, изучив теорию по проблеме организации проектно-исследовательской деятельности, предположила, что если изучение наиболее трудных для понимания учащимися тем организовать как проектное исследование на уроке, то приобретение новых знаний станет наиболее продуктивным.

Цель данного исследования: определить место проектного исследования в композиции урока русского языка и литературы.

Работая над целью, я должна была ответить на вопросы:

Как организовать проектное исследование на уроке?

Использование каких типов проектов будет наиболее продуктивным?

Мне близка мысль, изложенная в работе Леонтовича А. В. «Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся», о том, что в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний [1].

Изучив достаточно широкий круг доступных научных публикаций Леонтовича, Обухова, Хуторского, в которых описывается модель исследовательской деятельности, я не встретила ответа на вопрос: какое место в композиции урока следует отвести проектному исследованию. Также я не встретила и описания урока, на котором бы рассматривалось проектное исследование как этап урока.

В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что изучение некоторых учебных тем основывается на исследовательском проекте от начала и до конца, другие предполагают обращение к исследовательскому проекту в качестве завязки или кульминации урока, иногда он необходим на одном этапе изучения темы.

Я предлагаю композицию урока, когда защита информационного проекта может стать этапом урока, шагом к исследованию. Например, выслушав презентацию проекта «Особенности чеховской драматургии», учащиеся должны подобрать примеры из пьесы к основным положениям представленного исследования.

Иногда реализация практико-ориентированного проекта становится отправной точкой для выполнения творческой работы.

Ещё один пример иллюстрирует организацию проектно-исследовательской работы на уроке, когда он планируется с учётом традиционных этапов исследовательского проекта.

Объявляется тема урока, которая и становится темой исследования, например: «Мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир».

На организационном этапе руководитель проекта вместе с учащимися определяет план работы над проектом, направления, по которым должно вестись исследование. Учащиеся в процессе фронтального обсуждения определяют проблему и формулируют вопрос, ответ на который должно дать исследование: «Какую модель семьи Л. Толстой считает идеальной?»

Продуктом работы над проектом должна стать модель идеальной семьи по Л. Толстому.

В процессе фронтального обсуждения учащиеся определяют направления, по которым должно происходить исследование, и формулируют вопросы, ответы на которые должно дать исследование.

– Как члены семьи ведут себя по отношению друг к другу в экстремальных ситуациях?

– На чём строятся отношения в семье?

– Какой урок даёт Толстой читателям на примере этой семьи?

– Какое положение можно взять при составлении идеальной модели семьи?

Эти вопросы становятся планом работы над проектом. Дети делятся на исследовательские группы, каждая из которых выбирает предмет исследования, например, семья Ростовых.

Учащиеся, анализируя текст, подбирают аргументы за или против выдвинутых ими гипотез, защищают их. Также исследование даёт толчок к философскому осмыслению идеи Толстого.

Подводя итоги, могу отметить:

– исходя из специфики темы изучения, целей и задач урока необходимо планировать проектное исследование, как этап урока или как урок-проект;

чётко продумывать и определять место исследования в общей композиции урока;

– на уроке проектное исследование должно быть представлено не только в виде презентации готового исследования – оно должно иметь выход на другие виды деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Серия: «Профессиональная библиотека учителя», М. , «Народное образование», 2001

2. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. С. Обухов // Народное образование. – 1999. – №10. –С. 158-161.

3. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб. : Питер, 2004. – 541 с.