Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование информационных технологий на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации к его изучению

Использование информационных технологий на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации к его изучению Концепция модернизации образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В этом свете важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том , чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Я хочу поделиться с вами опытом своей работы по использованию информационных технологий в обучении немецкому языку. Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э. Г. Акимов, А. Н. Щукин), то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Проще говоря, это технологии обучения с использованием компьютеров и сети Интернет.

Почему нас заинтересовали именно информационные технологии?

Как известно, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Однако нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями.

К сожалению, чтобы мы, учителя, не говорили о необходимости изучения иностранного языка, все же для большей части учеников знание иностранного языка остается невостребованным, особенно в сельских школах.

Чтобы определить сферу интересов учащихся мы предложили им расположить различные виды времяпровождения (занятия физкультурой, музыкой, искусством, танцами, чтение книг, прогулки с друзьями, а также компьютерные игры, общение с друзьями через Интернет) в порядке их предпочтения 70% учащихся на первое место поставили компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет.

Я считаю, что раз информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов, то их использование в учебном процессе может способствовать формированию положительной мотивации, а, следовательно, не может не влиять положительно на успеваемость.

Мы выделили основные направления использования информационных технологий, использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем, создание собственных мультимедийных обучающих программ и презентаций, использование ресурсов сети Интернет.

Компьютерные программы для изучения немецкого языка обычно включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, отработку фонетической стороны речи и, как правило, сопровождается увлекательным звуковым и графическим оформлением. С одной стороны, по своей сути мультимедийные программы – это компьютерные игры, которые так привлекают учащихся. С другой стороны, это интеллектуальные игры, которые позволяют решать ряд методических и дидактических задач.

Другие достоинства:

– предлагают интересные задания, сопровождающиеся увлекательными спецэффектами;

– позволяют экономить время учителя при подготовке к урокам;

– некоторые программы предусматривают возможности в составлении тестов для контроля знаний и навыков, проверки своих ответов, компьютерное подведение результатов выполнения заданий;

– могут использовать в любых классах.

Сегодня имеются готовые электронные ресурсы, например, образовательные комплексы «1С».

На уроках я использую предлагаемые фирмой «1С» компьютерные программы:

1. Курс «Учите немецкий». Программа включает три уровня: для начинающих, продолжающих обучение и продвинутый уровень.

2. Курс «Немецкий для школьников 5-9 классов».

Разделы курса: диалоги, грамматика, фонетика, страноведение. Курс может применяться как дополнительный материал к урокам.

3. Образовательная коллекция Deutsch Platinum DeLux. Данная программа предлагает озвученный словарь, компьютерный контроль правописания и произношения, упражнения по грамматике, работу с диалогами, страноведческий материал.

Компьютерная программа Power Point уже зарекомендовала себя как доступное эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций:

– универсальность и простота;

– в сочетании разнообразной текстовой, графической, аудио – и видеонаглядности, возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

– возможность осуществлять как опорную поддержку, так и работать в интерактивном режиме;

– возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и прочее);

– экономии рабочего времени (на уроке, при подготовке к урокам).

Использование презентаций возможно на любом этапе урока.

При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки, фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики.

При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию, выделять функциональные, подавая их квантами. Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

Использование сети Интернет.

Первое знакомство с ресурсами сети Интернет происходит в 5-7 классах на интегрированных уроках (немецкий язык + информатика). Следует отметить, что для успешной работы в сети учащиеся должны обладать определенными навыками. С этой целью мы разрабатываем интегрированные уроки, на которых учащиеся знакомятся с сайтами, содержащими разнообразные лексические и грамматические упражнения. Предполагается, что навыки работы с такими сайтами учащиеся смогут использовать для самостоятельной работы дома.

Такая работа продолжается и в старших классах, где учащиеся знакомятся с сайтами, предлагающими пройти тест на знание языка.

Начиная с 8-9 класса, учащиеся пробуют самостоятельно работать с Интернет-ресурсами. Изучаемые в 8-9 классах темы (традиции, географическое положение, обычаи страны изучаемого языка, мода, спорт, музыка, литература, здоровый образ жизни) дают большие возможности привлекать дополнительный страноведческий материал. На данном этапе обучения учащимся уже вполне по силам подготовить небольшое сообщение или доклад по предложенной теме. Самый удобный найти дополнительный материал – воспользоваться ресурсами сети.

Заключение.

Результаты работы.

Нами была проведена опытно – экспериментальная работа «Повышение мотивации изучения иностранного языка путем использования новых информационных технологий в школе».

На первом этапе мы проанализировали данные, полученные в результате опроса учащихся, и сделали следующие выводы:

– исходный уровень учебной мотивации учащихся является невысоким и требует повышения;

– мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с оценки на практическую ценность знаний;

– среди факторов, способных изменить отношение к предмету ИЯ учащиеся назвали изменение содержания, применение новых ТСО, изменение форм работы на уроке.

С целью повышения заинтересованности учащихся, нами была разработана система уроков, построенная на применении информационных технологий в учебном процессе.

На этапе формирования навыков чтения – разработанные нами мультимедийные презентации, раскрывающие правила чтения гласных букв.

На этапе введения нового лексического материала – мультимедийные презентации «Красивые места Германии», «Достопримечательности Берлина».

На этапе обобщения полученных знаний – учащиеся познакомились с сайтом, который предлагает занимательные задания на закрепление лексического материала по различным темам школьной программы («Семья», «Дом» и другие). Предполагалось, что навыки работы с сайтами учащиеся смогут применить для самостоятельной работы дома.

После завершения эксперимента, были подведены итоги и сделаны следующие выводы:

– ощутимо возрос уровень проявления интереса к содержанию процесса обучения, а интерес к отметкам снизился;

– возросла активность школьников на уроке;

– у учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы;

– новые информационные технологии формируют и развивают мотивацию учеников.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, хочется подчеркнуть, что никакие новейшие информационные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке.

Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно – воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.

Список литературы.

1. Барменкова О. И. «Эффективные приемы обучения иностранному языку». Иностранные языки в школе – 1991 год.

2. Ефременко А. В. «Применение информационных технологий». Иностранные языки в школе – 2007 год.

3. Сафонова Е. П. «Современный урок иностранного языка. М. : 2011 год.