Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие деятельных компетентностей на уроках технологии в классах коррекционно-развивающего обучения

Развитие деятельных компетентностей на уроках технологии в классах коррекционно-развивающего обучения

1.

Введение.

Многовековые традиции каждого народа базируются на традициях семьи и дома. Главное человеческое умение создать дружную семью, обустроить дом. Одной из насущных задач является воспитание практичного человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи. Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности, особенно актуально в отношении детей и подростков с трудностями интеллекта.

В современной социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, сохраняется тенденция детей, находящихся в пограничном состоянии между нормой и патологией. Обычно такие дети обучаются в общеобразовательных учреждениях. Педагогу необходимо обладать некоторой суммой знаний об особенностях развития таких детей и методикой коррекционной работы с ними. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для устранения недостатков, имеющихся у детей в трудовой и познавательной деятельности. Трудовая деятельность человека подчинена определенной цели – будущему результату действий.

Обучение детей с задержкой развития навыкам трудовой деятельности складывается из:

– развития интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий деятельности;

– обучение самостоятельной разработки программ действий (плана работы);

– обучение детей технологическим приемам, необходимым для непосредственного выполнения работы.

Учитель класса коррекционного обучения является посредником между детьми и миром взрослых. Он должен не учить, а направлять; не воспитывать, а руководить процессом воспитания.

2. Организация трудового обучения в классах коррекционно-развивающего обучения.

Человек издавна стремится украсить свое жилище. Какая хозяйка не стремится создать дома комфортную обстановку! И здесь ничего не сравнится с предметами интерьера, сделанными своими руками. Вязаные подушки, салфетки дарят неповторимое ощущение тепла и домашнего уюта, украшают интерьер. Из самых простых материалов создаются истинные произведения декоративно-прикладного искусства.

Задача предмета технологии помочь детям найти свое место в жизни.

Цель предмета – формировать у учащихся знания, которые помогут им в самостоятельной жизни. Обучение жизненно-необходимым бытовым умениям и навыкам. Уроки технологии создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности учащихся.

Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. Отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность. Задача учителя технологии дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. Через приобщение детей к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности.

У каждой девочки свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений, поэтому на уроках созданы условия, чтобы девочка любого уровня подготовки и развития чувствовала себя личностью.

В основу поурочного планирования заложен дифференцированный подход к обучению в работе с учащимися. Не справляющейся с работой ученицей нужно показать еще раз, как правильно сделать ту или иную работу. При планировании очередного задания необходимо придумывать варианты упрощения для одних и усложнения для других.

Большое значение с первых дней обучения следует уделять умению готовить к уроку рабочее место и содержать его в порядке, правильно располагать необходимые для данного вида инструменты, приспособления и материалы, класть их в процессе работы на свои места.

Для воспитания положительного отношения к труду следует поощрять детей даже за незначительные успехи. Похвала учителя развивает у учащихся уверенность в своих силах, положительное отношение к работе, желание довести ее до конца. Она рождает у начинающего трудиться ребенка чувство причастности к общему делу. Развитие у детей в веры в свои возможности, способствует демонстрация поделок, изготовленные сверстниками, учащимся прошлых лет обучения. Такие же красивые изделия дети могут сделать сами.

В пятом классе занятия начинаются с раздела «Художественная обработка материала», а именно с вышивания. Большинству учениц эта работа в той или иной степени знакома, и они выполняют ее с удовольствием. На уроках царит непринужденная обстановка, что позволяет пятиклассницам быстрее адаптироваться в новых для них условиях, познакомиться с требованиями учителя, организацией учебных занятий. К тому же хорошее знание ручных швов необходимо им для дальнейшей работы. Знакомство с каждым видом декоративно-прикладного творчества заканчивается выполнением мини-проектов. Дети вышивают салфетку или картинку в подарок близким. Это уже творческая работа, связанная с самостоятельным выбором рисунка, композиции, видов швов.

Учитель не должен предъявлять к ребенку излишние требования, нельзя перегружать монотонной работой, необходимо предусматривать смену видов деятельности, проводить физкультурную минутку. Предупреждение утомляемости является главным условием для поддержания интереса к труду.

Ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе, учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих – все это поможет его социализации. С помощью приобретенных знаний, он может адаптироваться в окружающем мире, научиться жить в нем.

На занятиях по кулинарии дети приобретают практические умения и навыки по обработке пищевых продуктов и приготовление из них блюд. Учащиеся учатся работать коллективно. Не все учащиеся в силу индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального развития могут выполнить работу. Поэтому необходимо формировать группы так, чтобы в группе были задействованы дети с разными уровнями интеллекта. В работе можно использовать игровые приемы в форме соревнования команд: «Кто вкуснее», конкурс «Румяные оладушки» и др. . Это мотивирует детей на достижение личных результатов и на защиту коллективного дела. В старших классах учащимся предоставляется большая самостоятельность. Учитель выступает в роли наблюдателя, консультанта.

Чтобы дети работали с увлечением не стоит их ограничивать в выборе ткани, но при этом нужно напоминать, что не стоит покупать слишком дорогую ткань. При раскрое ткани обращать внимание на экономную раскладку, не выбрасывать кусочки тканей, экономить нитки. Из остатков ткани можно изготовить красивые и нужные вещи.

Основной принцип работы – создание внутреннего психологического комфорта при выполнении работы, помощь на любом этапе работы. Для развития интереса к результатам своей практической работы объекты труда необходимо подбирать с учетом интересов и потребностей учащихся и их материальных возможностей. Выполняя трудовые задания дети учатся ставить перед собой цели, проявлять настойчивость в ее достижении, преодолевать при этом различные трудности.

После изучения каждого раздела проводится итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой активности и самостоятельности. Чтобы учащимся интересно было заниматься повторением используется игровые элементы (занимательные игры, закладки, кроссворды), тестирование. Все это помогает запомнить и повторить материал, подготовиться к практическим заданиям.

При оценке знаний следует руководствоваться приобретением практических умений, формировать у учащихся адекватной оценки выполненной работы. Следует научить детей находить ошибки в собственных работах и работах друг друга. Усилия детей следует всячески поощрять. Оценка выставляется на основе сравнении изготовляемого изделия с заданным образцом. Большое значение имеет внешний вид образца. Он вызывает у ребенка желание изготовить такое же собственными руками. Важно бережное отношение к трудам ребенка. При выставлении оценки учитывается старание ребенка, умение преодолевать трудности, степень самостоятельности. Чем меньше ошибок сделает ребенок, тем с большим интересом он работает, тем больше его познавательная активность.

3. Вывод.

На уроках дети приобретают умения и навыки, позволяющие им создать изделия, которые украсят их дом и пригодятся им в жизни. Труд позволяет развить и укрепить самоутверждение ребенка. В условиях коллективного труда они учится ценить свой и чужой труд, выполнять любую работу качественно. Труд стимулирует развитию познавательных и творческих способностей ребенка.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М. , 2002 г.

2. Под. ред. Сластенина В. А. Основы коррекционной педагогики. М. , 2002 г.

3. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону. 2006г.

4. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. М. , 2001 г.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Москва 2006