Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проектная деятельность учащихся по химии

Проектная деятельность учащихся по химии

Система интеграции проектной деятельности по химии

в образовательный процесс

Выбор тем проектов по химии

Самый сложный момент – подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса химии или разделы, которые будут «вынесены на проектирование».

Так, программа курса химии автора О. С. Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Шеренга великих химиков» – 8 класс

«Металлы, «Неметаллы», «Органические вещества» – 9 класс

«Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные вещества» – 10 класс,

«Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества» – 11 класс(1).

При этом формулировании тем проектов и презентации их учащимся необходимо учитывать основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.

Историко-методологический аспект

Возможные направления раскрытия этого аспекта в проектах:

– история развития вещества как части природы;

– история химического производства в целом и история развития производства отдельных химических продуктов;

– история развития и становления химии как науки;

– жизнь и деятельность ученых-химиков.

Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают мепредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Учащиеся при выполнении проектов могут «повторить» открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химикам в прошлом.

Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.

Проекты с историческим содержанием:

– развивают у учащихся интерес к науке, в частности к химии, стимулируя усвоение учебного материала;

– формируют мировоззрение у учащихся на основе рассмотрения материала по химии в его исторической ретроспективе и осознание роли химического знания в решении философских проблем;

– воспитывают у учащихся отношение к культуре и ее наследию как к общечеловеческим и личностно значимым ценностям.

Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Работая над проектами такого содержания учащиеся познакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, уникальных сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.

Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии я советую учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл.

Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии.

Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ.

Экологический аспект

Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:

– раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации;

– привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;

– воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.

Работая над такими проектами школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, повысить уровень знаний, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.

Проекты прикладного характера могут объединяться в блоки:

– энергетика и химические производства;

– использование продуктов химической промышленности;

– химия в быту;

– химия и пища;

– химия и организм человека.

Региональный аспект

В процессе обучения химия следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися.

При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции нашего региона, нашей области, нашего района, нашей школы.

Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.

Так, например, проект «Биография атома» может включать информацию исторического содержания, решать экологические проблемы, отвечать на вопросы филологического плана, иметь прикладной характер(2).

Этапы работы над проектами.

Работа над проектами включает в себя несколько этапов. Содержание работы и деятельности учащихся и учителя на различных этапах представлены в таблице:

Таблица №1
Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Погружение в проект

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

2. Организация деятельности

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

3. Осуществ-ление деятельности

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей.

Наблюдает. Консультирует.

Выполнение проекта.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Советует (по просьбе).

4. Презентация результатов

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

5. Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).

(3)

В такой последовательности учащиеся выполняют проекты по химии как на уроках, так и во внеурочное время.

Эти элементы осваиваются как общешкольные и соединяются в общее проектное умение. Такая система организационно-методической поддержки проектной деятельности создает реальные предпосылки для ее успешного осуществления и выводит все звенья школьной структуры на качественно новый уровень взаимодействия.

Проекты в системе уроков химии

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).

2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности)

Целесообразно использовать оба подхода. Кроме того, в связи с предстоящей профилизацией обучения на старшей ступени школы предполагается комплекс базовых, профильных и элективных курсов.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения(4).

Одной из форм отчетности по изучению элективных курсов по химии (помимо зачетов, викторин и т. д) может быть защита учащимися проектных работ.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, рекомендованную Министерством образования РФ.

Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Можно выделить два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Для проектной деятельности на уроках используются следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.

Индивидуальные проекты выбирают как правило учащиеся, хорошо ориентирующиеся в учебном материале, иногда с завышенной самооценкой или школьники, испытывающие затруднения в общении с одноклассниками. Чаще всего дети выбирают групповую форму работы. Индивидуальные проекты в последние годы теряют свою первоначальную значимость и уступают место групповым видам проектной деятельности.

Групповые проекты наиболее удачны на уроках, это объясняется тем, что сплачивают детей, позволяют определить обязанности внутри группы. Поэтому индивидуальная работа в рамках учебных проектов выступает в роли одной из составляющих группового проекта.

Монопредметные проекты, как правило, проводятся в рамках одного предмета, реализуются на нескольких уроках при выполнении проектов. Работа над монопроектами предусматривает применения знаний из других областей. Но сама проблема лежит в русле химического знания. Часто работа над монопроектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Монопроекты целесообразно использовать на начальных этапах формирования у учащихся навыков учебно-исследовательской деятельности.

Краткосрочные проекты (мини-проекты) разрабатывающие на одном или нескольких уроках, занимают несколько часов учебного времени. Такие проекты используются для углубленной текущей проработки учебной химической проектной деятельности.

Информационные проекты нацелены на сбор, обработку и анализ информации по химической проблеме и направлены на формирование у учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения. Такие проекты могут выполняться как самостоятельные исследования, исследовательского проекта.

В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, подчиненного логике и структуре подлинного исследования.

Такое исследование проводится как на основе определения проблемной задачи, выдвижения гипотез ее решения, аргументированного выбора поисковых методов, проведение эксперимента, глубокого осмысления полученной информации.

Следует отметить, что в реальной практике учебные проекты учащихся носят чаще всего комбинированный характер, сочетая в себе характерные признаки различных типов проектов(5).

Проекты во внеурочной деятельности

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов по выбору, во внеклассной работе по химии.

Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.

Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые. Об индивидуальных, групповых, информационных, исследовательских проектах было сказано выше.

Межпредметныепроекты представляют собой более сложное и комплексное исследование с элементами содержательной интеграции различных областей знаний. Такие проекты выполняются учащимися на продвинутом этапе освоения навыков проектной деятельности. Межпредметный проект, как показывает практика, требует четкой координации усилий всех его участников, тщательной структуризации хода исследования, правильного выбора средств достижений целей. Межпредметные проекты не могут обойтись без значительных временных ресурсов и часто выполняются во внеурочное время.

Среднесрочные и долгосрочные проекты выполняются в течении длительного временного промежутка и используются для исследования значимых учебных проблем, часто межпредметного характера.

Творческие проекты создают условия для формирования у учащихся креативных способностей и развития их умений и навыков применения полученных знаний на практике. Одной из особенностей таких проектов является форма представления их результатов. Работа над творческим проектом завершается, например, написанием сценария игровой программы, сценария внеклассного мероприятия(викторина для младших школьников (проект «Вещества вокруг нас»), съемка видеофильма (проект «Домашнее теститрование СМС).

Вообще, проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы участников:

– документ, созданный на основе полученных результатов исследования – рекомендации, инструкция, программа действий;

– справочный материал, дидактический материал;

– аргументированное объяснение какого-либо химического явления;

– задачник по химии;

– рефлексивные круги для младших школьников.

Выполнение практико-ориентированного проекта, как правило, связано с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться как самим участникам проекта, так и окружающим людям(6).

Формы представления проектов

Результаты выполненных проектов всегда материальны, т. е. как-либо оформлены: плакат, конспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, разработка, компьютерные слайды, планшет, диафильм, буклет, афиша, рисунки, заочная экскурсия, викторина, интервью, выставка и т. д(6,7).

Заключение

Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны, не только результаты, но и еще в большей степени сам процесс.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

– личностно ориентировано;

– использует множество дидактических подходов;

– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

– позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

– приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Результатом проектной деятельности является сформированные в школьный период проектные умения.

Задаваемый результат формирования проектной деятельности можно сформулировать по элементам:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предложения (гипотезы), обоснованный выбор способа и метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Именно метод проектов позволяет совместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Важно заметить, что работа в качестве учителя – руководителя проектов очень важна и полезна. Руководство деятельностью учащихся позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят. Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательскую деятельность, открытие для себя нового как в содержании преподаваемого материала, так и в методике его преподавания. Рутина жизни, традиционность поурочной организации учебного процесса часто не позволяют осуществить и собственную, и ученическую исследовательскую работу. Вот почему важно использование инновационных методов в работе учителя, умение пользоваться методом проектов – показатель прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

– интеграцию учебного содержания;

– развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

– формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

– формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Выводы:

Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии можно с уверенностью указать на следующие результаты применения проектного метода:

Ø работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

– уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;

– прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);

– у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;

Øнаука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее;

Øу обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

проблематизация,

целеполагание,

планирование,

поисковые (исследовательские) умения,

коммуникативные умения,

презентационные умения,

рефлексивные умения;

Øучащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в школьных, районных олимпиадах; участвуют в областных фестивалях учебных проектов.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Список литературы:

1. Габриелян О. С. , Краснова В. Г. Компетентностный подход в обучении химии. // Химия в школе. – №2, 2007.

2. Аршанский Е. А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. –М. : Вентана-Граф, 2002.

3. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. 2004. №1. с. 39-46

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с. 151-157.

5. Кочнева Г. И. Организация проектно-созидательной формы обучения // Химия в школе. 1995г. №3.

6. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. 2001. №2. С. 3-10.

7. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. : АРКТИ,2005г – 112с.