Пути решения проблемы здоровьесбережения школьников и учителей, ч. 3
Пути решения проблемы здоровьесбережения школьников и учителей, ч. 3 В последние 5-6 лет педиатры нашей страны приводят статистические данные, из которых видно, что основная часть детей, поступающих в школу, уже имеют хроническое заболевание. Чаще это изменения осанки, ухудшение зрения, нервные расстройства и заболевания желудочно-кишечного тракта. Я, как учитель начальной школы, считаю важным не только дать ребенку необходимые для дальнейшего обучения знания, но и объяснить важность постоянной заботы о своем здоровье, рассказать и показать, как это правильно делать.
Именно поэтому предложила своим первоклассникам посещать кружок «Школа здоровья». Задача кружка-помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки и фотографии, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации. Работа кружка началась в 1 классе и рассчитана на весь курс начальной школы.
В данном классе много детей, которых воспитывают одинокие мамы, зачастую занятые на работе весь день и не всегда уделяющие время своему ребенку, поэтому параллельно велась и ведется разъяснительная работа с родителями в вопросах адаптации, питания, гигиены, режима дня школьника. На первом родительском собрании было проведено анкетирование, на основе его итогов планировалась работа с родителями и детьми.
С самого начала обучения порадовала высокая степень интереса ребят к содержанию занятий кружка. Их основная часть проходит в игровой форме с обязательным применением наглядного и практического материала. В своей кружковой работе использую следующие средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, игры разных видов, информационно-коммуникативные технологии, парная, групповая и индивидуальная работа, практическая работа, исследовательские и творческие проекты.
За полтора года учащиеся 2в класса научились планировать и выполнять режим дня; распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, находить выход из них; узнали об основных способах закаливания и профилактики простудных заболеваний; поняли важность сбалансированного питания, правильной осанки, положительных эмоций и достаточного сна.
Приведу примеры заданий, которые по итогам анкетирования особенно понравились и запомнились моим ученикам.
Данный класс коррекционный и в нем обучаются дети с зпр, у многих отмечаются нервные расстройства, поэтому при изучении влияния положительных эмоций для здоровья человека, я применила метод ароматерапии. С данным методом я познакомилась в Крыму на экскурсии по Никитскому ботаническому саду. На его территории производят ароматические масла из растений, которые там произрастают. Я приобрела специальную брошюру и несколько наборов ароматических масел, решив применять данный метод профилактики. При подготовке к занятию заранее попросила ребят узнать из дополнительной литературы и интернета об особенностях запахов разных растений и их влиянии на человека. На занятии они рассказали друг другу о том, что узнали, я дополняла факты. Мы сделали вывод, что есть растения, запахи которых успокаивают, тонизируют, поднимают настроение, лечат, а есть запахи, которые отрицательно влияют на самочувствие человека, например, могут вызывать головную боль. Данный метод профилактики мы применяли зимой: масла эвкалипта, ели, сосны, пихты обеззараживают воздух и снижают риск простудных заболеваний. Дети в данном классе практически не болели ОРВИ и ОРЗ. Особо с интересом воспринималась игра «Узнай по запаху», ученикам предлагались фрукты, овощи, ягоды, различные продукты питания узнать по запаху. На следующее занятие ребята принесли свои продукты и предлагали друг другу узнать, что спрятано в пакете.
В рейтинге интересных и запоминающихся игры и задания по теме «Здоровье близко: ищи его в миске!» заняли первое место. Ребята с помощью родителей готовили творческие проекты – рекламу овоща или фрукта, самые лучшие фрагменты вошли в выступление команды нашего класса «Овощная братва» на мероприятии начальной школы «Арбузнике». Также использовались дидактические игры «Азбука правильного питания», «Готовим обед», «Шеф-повар», кубики «Вкуснятина», «Чудо-дерево».
Впереди нас с ребятами ждет много интересных и полезных занятий кружка «Школа здоровья». Ведь только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Климович Ю. П. , Учимся правильно питаться, Волгоград, «Учитель», 2007