Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Пути решения проблемы здоровьесбережения школьников и учителей, ч. 2

Пути решения проблемы здоровьесбережения школьников и учителей, ч. 2 Стратегическим выбором России является инновационная модель развития российской экономики. Это определяет направления модернизации современного образования и предъявляет возрастающие требования к уровню образования. Школьное образование сегодня должно соответствовать целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Целью школы становится воспитание интеллектуального, здорового, разносторонне физически развитого, готового к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускника. Для достижения названной цели в арсенале педагогов накопилось большое количество обучающих методик, программ, приёмов, образовательных технологий и т. п. Не хватает, на мой взгляд, самого важного – здоровья, как физического, так и психического. (Причём, здоровья не хватает не только ученикам, но и учителям. ) А без него освоить необходимый объём знаний, умений и способов действий сегодняшнему ученику не представляется возможным. Возникает противоречие в несоответствии между всё возрастающим потоком информационной и эмоциональной нагрузки на ребёнка и снижением его физических и психических возможностей в освоении этой информации.

Это противоречие выдвигает сразу две проблемы: проблему слабого здоровья школьников и проблему адаптации ребенка к увеличивающемуся потоку информации. Сразу нужно отметить тот факт, что решить проблему физического здоровья школьников – задача для системы образования не подъёмная. Можно только сохранить имеющееся физическое здоровье ребёнка и улучшить (в некоторых случаях) психическое. Вторая проблема выводит на решение следующей задачи: помочь обучаемому ориентироваться среди новой информации. Реализация данной задачи видится мне в усвоении учащимися минимума знаний по предмету и умении находить нужную информацию. Для того чтобы найти нужную информацию, ребенок должен уметь анализировать и синтезировать данные, делать логические выводы, оценивать факты, понятия, обобщенную информацию, критически мыслить. Это, в свою очередь, выдвигает задачу формирования у школьников мышления высокого уровня.

Наиболее эффективным путем развития мыслительных способностей школьников являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение – это «обучение через опыт», «обучение, погруженное в процесс общения», т. е. основанное на взаимодействии ученика с другими учениками и с педагогом. Приемы интерактивного обучения способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний, позволяют приобрести такие навыки переработки информации как анализ и синтез, интерпретация, аргументация и оценка, что облегчит нахождение учеником достоверной информации и адаптации ребенка среди возрастающего потока информации.

Использование интерактивного обучения позволяет решить в какой-то степени и проблему сбережения здоровья ребёнка, так как предполагает рациональную организацию учебной деятельности, повышающую усвоение материала учащимися до 70 – 95%. Увлечённость процессом познания обеспечивает создание благоприятного психологического климата на уроке, способствует снятию у обучаемых эмоционального напряжения. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоционального подъёма работоспособность обучаемых заметно повышается, что приводит к более высоким образовательным и воспитательным результатам.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Все эти технологии позволяют достичь максимального эффекта при условии создания доброжелательной, комфортной (для всех участников образовательного процесса!) обстановки на уроке.

Не заслужено, на мой взгляд, умалчивают о месте информационных технологий в развитии детей и сохранении их здоровья. ИКТ позволяют не только наглядно представить учащимся обширные знания, развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, но и повышают уровень усвоения учебного материала учащимися, так как дают возможность задействовать все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Большие возможности для участия в коллективной работе (а, значит, и в развитии личностных и социальных навыков) предоставляет использование интерактивной доски. Работа с интерактивной доской делает любое занятие динамичным, увлекательным, благодаря чему можно заинтересовать обучающихся на всех этапах урока. Просмотр и обсуждение материала увеличивает степень запоминания до 50 – 70%. Это подтверждают данные результатов исследования эффективности произвольной памяти учащихся старших классов. в зависимости от способа изучения нового материала.

Использование компьютерных демонстрационных презентаций как средства обучения развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу, помогает представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение учебного материала, сокращает время на его изучение, а, в конечном счёте, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Интерактивное обучение (в том числе и информационные технологии) содержит в себе возможности эффективного обучения школьников, интеллектуального и личностного их развития. Кроме того, интерактивные методы обучения позволяют создать психологический комфорт для обучаемых через вовлечение их в увлекательный мир познания, через преодоление трудностей, через обретение веры в себя и свои силы.

Освобождение ребёнка от нежелательных психологических барьеров, снятие функционального напряжения и утомления, эмоциональный подъём, вызванный успехом, будут способствовать улучшению психического здоровья школьников, и поддерживать физическое.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – Ростов – на-Дону: Феникс, 2010.

2. Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М. : АРКТИ, 2008, с. 16

3. Основная образовательная программа основного общего образования для школ, работающих в системе «Инновационная школа» / авт. -сост. Е. Е. Вземский. – М. : ООО «Русское слово»,