Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся

Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но самого пути процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способность. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение; организует поиск решения. И как результат у ребенка образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением между двумя (или более) положениями Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. между житейским представлением учащихся и научным фактом Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием» на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; предлагает классу рассмотреть явление а различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения); ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с ограниченным временем решения и другим). Типология задач наиболее полно разработана в курсе математики. Используя проблемы развития математических способностей учащихся, психолог В. А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления. Знание учителем этой типологии – важное условие создание проблемных ситуаций при изучении нового материала и повторении пройденного. Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие существуют варианты их постановки? Рассмотрим примеры проблемных ситуаций. Часто дети думают, что учитель не может ошибаться никогда и слепо копируют его решение. Я показала детям, что учитель – обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю сама на доске, и ученики прилежно списывают, пример 1: (4х +3)*2– 7=21, (4х+3)*2 = 21-7 (умышленная ошибка), (4х+3)* 2 =14, 4х+3 =14:2, 4х+3 =7, 4х=7-3, 4х =4, х=1. Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем тут дело. У детей и в мыслях нет – что я могу допустить такую грубую ошибку. Я их растормаживаю, говоря громче: «Найдите мою ошибку!» В результате чего все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках. Пример 2. Я оставляю задачу или пример, решаемый на уроке, незавершенным. Ученики вынуждены самостоятельно решать до конца поставленную задачу. Конечно, ученики постепенно начинают разгадывать хитрость, но игра уже захватывает их самих. В результате, математика превращается для них в увлекательную игру, в которой для победы требуются ум, смекалка и смелость, следовательно, – систематичность в подготовке к урокам математики. Моя цель достигнута! При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных способностей учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, самостоятельность выбора плана решения); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М. АПКиПРО, 2002 2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование,1998.