Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Подготовка к ЕГЭ на уроках русского языка

Подготовка к ЕГЭ на уроках русского языка

Цель занятий по русскому языку и литературе в выпускных классах – закрепить, обобщить и углубить лингвистические и литературоведческие знания, уметь применять их на практике, подготовиться к сдаче выпускного экзамена в форме ГИА и ЕГЭ.

В связи с этим задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и литературе, с другой – развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности учащихся.

Идеального варианта подготовки к ЕГЭ не существует. 7 лет мои ученики сдавали ЕГЭ. В своем выступлении я не собираюсь изобретать велосипед, а просто хочу поделиться опытом своей работы по подготовке учащегося к сдаче ЕГЭ.

При подготовке к ЕГЭ учащимся придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 5 по 11 класс. Вот поэтому детей нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше – начиная с 5-го класса.

В этом году в 5 а классе 3-4 раза я уже проводила уроки-путешествия в «мир ЕГЭ». Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями ЕГЭ 9-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. На уроках при закреплении и повторении материала в 5, 9 классах использую тренировочные и контрольные тесты. Итоговые контрольные работы как по русскому языку, так и по литературе провожу в формате малого ЕГЭ.

Конечно, подготовка проходит по нескольким направлениям: уроки; индивидуальные и групповые консультации, помогающие ликвидировать пробелы в знаниях каждого ученика; элективные курсы; самостоятельная работа учащихся.

Еще в 10 классе, в первой декаде сентября проводят диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы мы выявляем группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогает не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две-три группы (1 группа – учащиеся, способные получить «5», 2 группа – учащиеся, способные получить «4-3», 3 группа – слабые учащиеся)

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Учитель показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендует школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Контакт с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ, крайне важен. В 1 четверти я, как учитель предметник, стараюсь посетить родительское собрание. На котором рассказываю о требованиями к выпускникам 11-х классов, системой подготовки к ЕГЭ по русскому языку . Рассказываю, какими материалами может воспользоваться школьник при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и как родители могут оказать помощь ребенку в подготовке к ЕГЭ

Сейчас в 5 классе, в 9 классе, а в прошлом году учащиеся 10 класса для тематического повторения завели тетради для опорных конспектов. На каждом уроке мы составляем опорный конспект по изучаемой теме. В качестве варианта ученики записывают то или иное правило в виде схемы (рисунка, логической цепочки). Такую форму задания мы назвали « Шпаргалкой», которая должна содержать в себе правило в максимально сжатом виде, но при этом быть понятной (читаемой) для всех. На уроке проверялось наличие конспекта и проводился сопоставительный анализ « шпаргалок» с выбором и последующей записью всеми «лучшей шпаргалки». Не секрет, что подобные схемы (формулы) различных, в частности орфографических, правил можно встретить в методических пособиях. Но, на мой взгляд, самостоятельное составление «шпаргалок» помогает детям систематизировать собственные знания в приемлемой для них форме и в последующем быстро вспомнить при выполнении заданий на экзамене.

Теоретический материал по всем основным разделам я стараюсь представлять в обобщенном и компактном виде в схемах, таблицах, памятках. Раздаю ребятам как в печатном, так и в электронном виде. Такая подача материала способствует максимальной наглядности. Кроме того таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память

Работа над заданием В8 (средства языковой выразительности) проводится и на уроках литературы

Наверное, самым сложным заданием ЕГЭ по русскому языку является творческое задание части С, выполняя которое ученики должны показать свои умения и навыки по работе с текстом, приобретенные в ходе изучения предмета.

Работа в старших классах на протяжении многих лет привела меня к выводу, что сегодняшние выпускники не могут свободно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной речи, не могут свободно владеть языком. Общий уровень грамотности и речевой культуры во многом низок. А ведь мы должны выпустить из школы человека грамотного, умеющего общаться как среди своих сверстников, так и в деловых кругах.

Поэтому самый первый вопрос, который встал передо мной, – повышение не только уровня грамотности обучающихся, но и развитие их связной речи.

В 10-11 классе одним из важнейших направлений программы по русскому языку остается работа с текстом. Надо отметить, что все передовые методики и советуют нам, педагогам, отойти от устаревшего списывания текста упражнений Начиная с 5 класса на уроках русского языка надо работать с текстом Уроки развития связной речи сопутствуют развитию творческих способностей обучающихся. Работая над текстом, ученики всех уровней комментируют наиболее трудные орфограммы и пунктограммы. Анализируя текст, взятый из учебника другого предмета, называют языковые средства связи, выделяют микротемы; например, предлагается задание подготовить пересказ эпизода одной из пьес А. Н. Островского, преобразуя драматический текст в текст повествования; высказать свое мнение о пересказе одноклассников.

Схемы, алгоритмы, памятки и инструкции по выполнению части С были распечатаны для каждого учащегося и используются на каждом занятии. Работа строилась по следующим этапам.

1 Изучение требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом»

2. Запись речевых клише для каждой части сочинения.

3. Отработка умений определять основную проблему текста. Наибольшую трудность для учащихся представляли тексты философского характера и тексты со скрытой иронией. И на первом этапе мы работали над сочинениями на морально – этическую тему. Позднее, когда, выработался определенный алгоритм написания сочинения, делался упор именно на вышеперечисленные тексты.

4. Отработка умений комментировать проблему ( по вспомогательным вопросам)

4. Отражение позиции автора в тексте.

5. Подбор собственных аргументов к проблеме. Данный пункт вызывал наибольшую трудность в процессе работы, так как дети имеют еще недостаточный жизненный опыт. Каждому учащемуся раздала так называемую энциклопедию аргументов, в которой на все основные проблемы есть несколько примеров.

6 Написание сочинения в классе в процессе коллективной работы с опорой на критерии, с использованием речевых клише.

7 Работа в малых группах. (Создание нескольких моделей сочинения). Сопоставление, анализ.

8 Создание собственного сочинения.

Большую помощь при подготовке выпускников к ЕГЭ мне оказывают мои коллеги В методической копилке каждого учителя русского языка МОУ СОШ №3 входят демоверсии ЕГЭ за все годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные (ФИПИ), диагностические работы, разработанные учителями школы тестовые задания по всем темам курса «Русский язык».

Выпускники не должны чувствовать недостаток информации об итоговой аттестации в форме ЕГЭ, с этой целью в школе в кабинетах русского языка на специальном стенде размещена вся необходимая учащимся информация.

Крайне эффективной становится работа накануне экзамена, если выстроить ее следующим образом: в преддверии экзамена проводить ежедневные консультации в течение 5-7 дней по 1-1,5 часу, где выпускники смогут получить последние наставления, советы, прояснить те вопросы, которые представляют наибольшую трудность.

Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

Результатом работы каждого учителя являются успехи его учеников. Вот уже в течение нескольких лет выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку, набирая достойное количество баллов, необходимое для поступления в вуз, и подтверждая свои знания по русскому языку.