Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Учебные ситуации в структуре уроков музыки

Учебные ситуации в структуре уроков музыки

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность…» (Л. В. Выготский).

В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, реализация которого опирается на учебные ситуации. Что это такое?

Каждый раз, составляя проект (сценарий) очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы: как сделать урок интересным; как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; как организовать собственную деятельность и деятельность учеников, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Мы знаем, что дети любят играть, и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать большое количество информации, пересказывать… Сразу вспоминается известный мультфильм «Маша и Медведь», в котором мы видим, как настойчиво Маша стремится к намеченной цели, как творчески она подходит к решению самых, казалось бы, неразрешимых проблем. Одновременно, как велико ее желание наполнить жизнь бурными, оптимистичными эмоциями, и превратить окружающую действительность в большой праздник. К сожалению, не все ее поступки, на мой взгляд, осмыслены и продуманы до конца, но мудрое руководство со стороны старшего друга Медведя дает возможность устранить недостатки.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, предлагают свои варианты. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, т. е. приобретает некоторые способности.

Любая учебно-воспитательная ситуация очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, учителями, товарищами в классе, в школе, на улице и сложной системы их отношений к познанию, общению и труду.

Модель учебной ситуации предполагает подготовку, исполнение и оценивание. Поэтому выделим в развитии учебной ситуации несколько этапов.

1. Мотивационный этап или вызов.

2. Организационный этап – осмысление учебных задач или актуализация знаний.

3. Основной этап – открытие нового знания.

4. Результативный этап или рефлексия – сравнение предполагаемой оценки с реальной.

Важно создать такую мотивацию учения, когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить взрослых или иначе поставят двойку. А потому, что это делать интересно, и это принесет ощутимую пользу самим обучающимся. Мы должны помнить, что чувство удовлетворения приносит успех, доставшийся ценой особых усилий, напряжения умственной деятельности.

«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума, – писал В. А. Сухомлинский. Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке. Можно стать настоящим исполнителем (игра на детских музыкальных инструментах без специальной подготовки), из «зерна-интонации» создать свою собственную мелодию (стать композитором), слушая музыку, нарисовать самые разные картины (попробовать себя в роли художника), ощутить себя в роли актера, и даже потанцевать на физкультминутке.

1 этап урока – мотивация. Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия. Музыкальное приветствие сразу организует творческий процесс. Распевание, вокально-хоровые упражнения и упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции воспринимаются ребятами не только как упражнения, но и как увлекательная игра, во время которой мы фантазируем, воображаем, перевоплощаемся в различных героев в зависимости от сценария урока.

Используя сигнальные карточки или карточки-настроения на уроке, мы наполняем весь класс яркими красками. Позитивное отношение к происходящему поддерживается общим настроением учащихся.

Интригующим будет и такой прием как «Отсроченная отгадка». В начале урока, пока тема еще не объявлена, ученикам задается загадка (или рассказывается удивительный факт), отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Можно предложить другой вариант: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Например, урок во 2 классе по теме «Великий колокольный звон». Вход под музыку колокольных звонов из увертюры М. Мусоргского к опере «Хованщина». Сразу после музыкального приветствия и распевания начинается удивительный рассказ о колоколах, в котором само слово «колокола» не произносится. Но, услышав несколько фактов со словами-подсказками, вспомнив характер музыки, дети самостоятельно приходят к выводу о том, чему будет посвящен урок. В конце урока, на котором мы обсуждали особенности русского колокольного звона, анализировали музыкальные фрагменты, создали свою колокольню (имитировали звучание разных колоколов и звонов), сравнили с исполнением профессиональных певцов, задается вопрос: Колокольные звоны часто звучат в музыкальных произведениях. Как композиторам удается поместить целую колокольню в оркестре? Ответ на этот вопрос мы найдем на следующем уроке.

Приём "Ассоциативный ряд". К теме или конкретному понятию выписываются слова-ассоциации. Дается задание составить определение, используя записанные слова. Выслушав варианты, сравниваем с определением из словаря, добавляем новые слова в ассоциативный ряд. Например, тема «Путешествие в музыкальны театр» – учащиеся подбирают слова, ассоциирующиеся с терминами «музыкальный театр» и «музыкальный спектакль». В результате дети самостоятельно дают определение и самостоятельно формулируют свои задачи на этот урок.

На музыкальных уроках в качестве мотивации может служить само музыкальное произведение – не редко таким ярким примером является классическая музыка, которую дети слышат по телевидению, в рекламах, музыкальных заставках, кинофильмах или в сопровождении сюжета документального фильма. Со многими шедеврами музыкального искусства наши дети встречаются очень часто, но, не зная истории их создания, авторов, исполнителей, оставляют эту музыку без внимания. Или наоборот, услышав знакомую мелодию, сразу вспоминают передачу или рекламный ролик, с которым первоначально ассоциируется музыка. Восприняв знакомое произведение на уроке, в новых условиях, они начинают переживать по-новому, анализируя в ходе фронтальной, групповой или индивидуальной работы, меняют свое отношение к нему. Например, токката ре-минор И. С. Баха. Почему именно это произведение выбрали в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какие темы поднимает композитор в своей музыке, и какие темы обсуждаются в этой передаче? Что общего между музыкальным произведением и документальным фильмом?

Вызовом может служить исполненная всем классом разученная ранее песня, содержание которой или характер будет мотивировать на дальнейшие действия. Важным стимулом к размышлению могут служить и современные песни, например, песни о России, о защитниках Родины, авторская или обработка народной песни, в тексте которых поднимаются очень важные проблемы современности.

В качестве мотивации могут быть представлены картины, стихи, презентации. Яркое впечатление на учеников производят видеофрагменты, которые используются на уроке. В начале урока в 7 классе показан фрагмент выступления детской группы «Непоседы» и Алсу. В их исполнении прозвучала «Колыбельная Клары» Дж. Гершвина из оперы «Порги и Бесс». Массу положительных эмоций вызвало появление на экране знакомых артистов, но как оказалось, о самой песне мало что было известно. Ребята быстро определили жанр произведения, стиль. В течение урока обсуждались вопросы о джазе, изучалось творчество Дж. Гершвина, симфоджаз и т. д. В конце урока на вопрос учителя: хотите услышать, как «Колыбельная» звучит в опере? – был дан ответ: конечно хотим!

На этапе осмысления учебных задач, главная цель которого актуализация знаний, педагогу необходимо организовать повторение изученного ранее материала. На этом же этапе формируется проблема и проблемная ситуация. Например, музыка и беседа о ней, обсуждение видеофрагментов. Детям предлагается решить музыкальный кроссворд, ключевое слово которого выводит на размышления о проблеме данного урока.

Еще несколько примеров введения в проблему урока. Это могут быть: компетентностно-ориентированные тесты и задания, направленные на актуализацию изученных способов действий, художественного мышления и мотивирующие на самостоятельное осуществление действий. Например, подобрать ряд музыкальных произведений для оформления афиши на определенную тему; сочинить мелодию к предложенным стихам; используя дидактический материал, составить схему и дать характеристику прозвучавшей музыке и т. д.

Игра «Согласен – не согласен», в процессе которой детям предлагаются верные и неверные сведения о музыке, композиторе, музыкальном произведении и т. д. «Третий лишний» – убрать из списка лишний инструмент, неверный термин, лишнее музыкальное понятие (в ЕГЭ тоже есть такие задания). Собрать музыкальное лото (ритмическое, звуковысотное). Анализ музыкальных произведений – определение средств музыкальной выразительности, поиск сходства и различий.

Учащимся предлагаются музыкальные загадки, пазлы, викторины из музыкальных фрагментов, можно предложить написать письмо композитору или небольшое эссе на изученную ранее музыку. Как вариант можно предложить детям составить послание от имени композиторов прошлого для будущих поколений, указав, о чем композиторы захотят рассказать, что предложить, чем будут восхищаться, и чем останутся недовольны.

3 этап урока. Это основная часть урока – открытие нового знания. Главная задача педагога на данном этапе – организовать работу по изучению нового материала.

На этом этапе учащиеся слушают, изображают, проектируют, интонируют, импровизируют. Так, изучая тему природы в музыке, используя методы пластического интонирования, музыкальной драматизации, воплощения музыкальных образов средствами художественной выразительности (рисунки), дети с большим удовольствием фантазируют, творят, выдумывают.

Возможна организация как индивидуальной, так и групповой формы работы. Изучая новое произведение, дети самостоятельно работают с карточками эстетических эмоций, средств музыкальной выразительности. Возможна организация мини-проекта, например, проект «Частушка»: класс делится на группы, в каждой группе выбирается ответственный за проект. Ответственный получает карточки с текстом, на который группа должна сочинить мелодию для частушки. Сложность в том, что учащиеся еще не знают особенностей звучания и исполнения частушек, не знают нотной грамоты. Здесь хочется отметить, что учащиеся начальных классов с большим удовольствием сочиняют музыку. Возможно, что-то получается не совсем так, как хотелось бы, но активная творческая деятельность ребят – это опыт, который трудно переоценить.

На этом этапе проводится основная вокальная работа. Каждый класс – особенный хор, не похожий ни на какие другие. Поэтому вокально-хоровая практика организовывается с учетом особенностей каждого конкретного коллектива.

На мой взгляд, на этапе открытия нового знания интересен прием «дерево целей», который мы, как правило, используем в качестве рефлексии на заключительном этапе. На уроке в 5 классе «Песня русская в березах, песня русская в хлебах», учащиеся изучают русские народные песни. На доске помещен плакат, на котором изображен ствол дерева. Звучат русские народные песни разных жанров. Дети по одному выходят к доске, по названию песни и по ее характеру определяют жанр, берут на столе изображение ветки дерева, на которой написано название жанра и изображение листа с названием песни и прикрепляют на плакат. В итоге получается большое красивое дерево, которое символизирует русскую музыкальную культуру и русские традиции. Таким образом, происходит одновременно и этап открытия нового знания (учащиеся осваивают большое количество информации) и этап рефлексии (осознают значимость происходящего).

Готовясь к урокам, мы должны помнить о контроле знаний и обратной связи. Альтернативой проверочным заданиям учителя может быть формирование умения задавать собственные вопросы: Хочу спросить…Вопрос о музыке…Для того чтобы дети постоянно изъявляли желание узнавать что-то новое, они должны уметь грамотно задавать вопросы. Иначе будут стесняться это делать, а со временем пропадет и интерес.

Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Проведение уроков в игровой форме или в форме известного шоу (например, «Угадай мелодию»), КВН и др. создает множество ситуаций для состязательности в выдумке, в сноровке, в художественно-эстетическом творчестве.

Рефлексия. На всех этапах работы особое внимание следует уделять рефлексии.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния – На начальном этапе важно установить эмоциональный контакт с группой, в конце деятельности – выявить эмоциональное состояние, степени удовлетворенности работой обучающихся.

Применяются карточки лиц-настроений, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, песня). Для определения эмоционального состояния детям также предлагается закончить фразу:

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Мне больше всего удалось…

Моё настроение…

Рефлексия деятельности. Главная задача этого этапа – осмысление обучающимися способов и приемов работы с учебным материалом, учебным проектом, поиска наиболее рациональных действий, ведущих к усвоению материала. Для того чтобы оценить активность каждого на разных этапах урока используется прием «лестницы успеха». Вопросы, на которые отвечает себе ученик:

У меня получилось… Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни…

Рефлексия содержания учебного материала. Проводится на этапе изучения нового учебного материала. Главная задача – выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На данном этапе используются такие приемы, как прием незаконченного предложения, синквейна, подбора афоризма, прием анализа субъективного опыта, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…).

Включение учебной ситуации в структуру урока музыки способствует развитию творчества и познавательного интереса учащихся, при этом значительно повышается музыкальная культура и духовно-нравственная культура обучающихся в целом. Выдумывайте, изобретайте, экспериментируйте вместе с детьми!

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

1. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: очерки. Кн. 1 / сост. и науч. ред. Л. В. Горюнова. – М. , 1991.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки / Ю. Б. Алиев. – М. , 2000.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. , 2010.

4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. , 1989.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. , 2010.

6. Критская Е. Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. , 2012.

7. Надолинская Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе / Т. В. Надолинская. – М. , 2003.

8. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г. П. Сергеева. – М. , 2011.