Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Необходимость совершенствования методов и форм обучения здоровому образу жизни в контексте реализации стандартов нового поколения

Необходимость совершенствования методов и форм обучения здоровому образу жизни в контексте реализации стандартов нового поколения Основные целевые ориентации стандарта нового поколения предполагают развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Достижение поставленных целей предполагает решение ряда задач , одной из которых является:

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривают принятие ими моральных норм, нравственных установок, общечеловеческих ценностей, укрепление физического и духовного здоровья школьников .

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно– полезным трудом. Ясно без всякой статистики: социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, преступлений учащейся молодежи против общественной морали и общечеловеческой нравственности. Особенностями « эпохи перемен» данное явление ни объяснить, ни тем более оправдать невозможно. Причины следует искать в системе образования, уже давно не отвечающей требованиям времени, тем изменениям, которые произошли в общественно-экономической и культурной жизни страны. Вот только некоторые

факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление здоровья – отсутствие культуры здоровья в РФ и нежелание человека «работать над собой».

2. «Забалтывание» проблемы здоровья – обсуждаем проблему – но реальная действительность в направлении решения проблемы – заканчивается размышлениями и рассуждениями.

3. Сужение понятия здоровья – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

4. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.

4. 1 Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.

4. 2. Отсутствие моды на здоровье

4. 3. Организация досуга (культура отдыха) где и как «убиваем» время.

5. Причины, связанные с педагогической системой.

5. 1. Несовершенство учебных программ и технологий законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельности по охране здоровья населения.

В наши дни сложилась такая учебная система, когда преподаватель вынужден, что называется, «гнать» учебный материал без оглядки не то что на отстающих, но и вообще на познавательные возможности обучающихся и логику их познавательной деятельности. Обучение свелось к примитивной передаче знаний, к вычитыванию учебного материала.

В современных условиях требуется резко изменить характер обучения. Необходимо перейти от модели передачи знаний, к моделям совместного приобретения и выработки знаний в ходе учебного процесса. Все это требует смены репродуктивных методов обучения, ориентированных на передачу предметного содержания, на методы творческие, основанные на совместном решении проблем и высокой учебной самостоятельности.

Процесс обучения основам здорового образа жизни происходит в учебно-воспитательной среде. Варианты формирования здорового образа жизни могут быть разными. Ребенок должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Передо мной как учителем встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Деятельностный метод обучения помог решить эту проблему. Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. » (Л. Выготский). Содержание всех проводимых мероприятий по обучению основам здорового образа жизни можно воплощать через такие организационные формы как учения, игры, тренинги. Моя рабочая программа во многом основывается на программе учебной дисциплины «основы здорового образа жизни », но акценты в ней делаются на внеклассную деятельность. Результатом целенаправленной работы по программе должны стать навыки осторожного, разумного, адекватного поведения, которые позволят максимально для конкретных условий обеспечить нормальное состояние организма учащихся. Педагогические технологии, модели строятся на основе игр, дискуссий, исследований, тренингов . Все эти технологии, имеют педагогическую основу, т. к. реализуются в образовательном процессе и мероприятия по формированию культуры ЗОЖ носят обучающий и воспитательный характер. Механизмом реализации программы является просветительская работа, а средствами – издание газет, листовок, плакатов и их дальнейшее распространение. Так же реализуется программа путем вовлечения всех участников учебно-воспитательного процесса в здоровьесберегающие технологии: учителей, учащихся родителей. Формы проведения уроков разнообразные , больше направленные на самостоятельное «добывание» знаний:

«Уроки здоровья», которые проводятся примерно раз в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

-практические занятия. Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Беседы – очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление – «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Рисование – мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т. д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа.

Проектная деятельность детей Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное. Проектно-исследовательская деятельность – это процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющих своей целью построение субъективно нового знания. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно – деятельностный подход в обучении. Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др. , важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Российская школа должна стать

« Школой Здоровья», в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей.