Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Создание проблемных ситуаций на уроках математики
С 1 сентября 2011 года все первоклассники школ России обучаются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
Через два года вся страна перейдёт на ФГОС НОО в основной общеобразовательной школе. Учителя встанут перед выбором: по каким учебникам работать; как построить урок, чтобы достичь целей обучения, удовлетворяющих стандартам нового поколения; как обеспечить системно-деятельностный подход в процессе преподавания предмета.
В жизни постоянно приходится решать проблемы. Обучить учащихся самостоятельному решению проблем можно на проблемно-диалогическом уроке. От учителя требуется создать проблемную ситуацию и подвести учеников к формулированию этой проблемы. Подготовка к урокам с проблемно-диалогическим обучением занимает много времени. Необходимо продумать организацию постановки проблемы (выбрать нужный метод):
– побуждающий диалог;
– подводящий диалог;
– сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Приём «яркое пятно» даст экономию во времени, если использовать предметный указатель учебников.
О проблемном диалоге есть много научных статей. Познакомившись с материалами Мельниковой Е. Л. , я хочу предложить вам несколько фрагментов проблемно-диалогических уроков по математике в 5 классе по учебнику Н. Я. Виленкина.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Пример 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников.
Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Анализ | Учитель | Ученики | |
ППостановка
проблемы |
Вопрос на новый материал
Побуждение к осознанию проблемы Побуждение к проблеме Тема |
– Посмотрите на примеры на доске. – Как вы думаете, как записать короче произведение, в котором все множители равны?
– Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? – Так чего мы ещё не знаем?
Фиксирует на доске вопрос. |
2*2*2*2*2 5*5*5 6*6 – Два умножить на пять, пять умножить на три, шесть умножить на два. – Записать число, которое получится при вычислении. (Проблемная ситуация) – Несколько разных мнений. (Осознание противоречия)
– Как короче записывать произведение? (Вопрос)
|
Пример 2. Подводящий к теме диалог.
Урок математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей на натуральное число».
Анализ | Учитель | Ученики | |
ППостановка
проблемы |
Подводящий к теме диалог
Тема |
– Прочтите задачи, записанные на доске.
– Что заметили общего? – В чём различие?
– А что вам незнакомо?
– Значит, какая сегодня будет тема урока? Фиксирует тему. |
– Найдите площадь прямоугольника, если его стороны равны 6см и 4см. – Найдите площадь прямоугольника, если его стороны равны 5,6см и 4 см. – Здесь надо найти произведение чисел. – В первой задаче нужно найти произведение натуральных чисел, а во второй – произведение десятичной дроби на натуральное число. – Как умножить десятичную дробь на натуральное число. – Умножение десятичных дробей на натуральное число.
|
Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Пример 3. Приём «Яркое пятно».
Урок математики в 5 классе по теме «Угол».
Анализ | Учитель | Ученики | |
ППостановка
проблемы |
«яркое пятно»
Тема |
– Сегодня мы познакомимся с фигурой, но какой – вы догадаетесь сами. Я буду предлагать вам вопросы, а вы попытаетесь на них ответить одним словом. Первые буквы слов и образуют тему урока. – Какими единицами моряки измеряют скорость? – Старинная монета, равная половине копейки? – Как называют прямую линию, соединяющую две точки? – Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки? – Какое слово я загадала? – Значит, тема урока? |
– Узлами.
– Грош.
– Отрезок.
– Локоть.
– Угол.
– Угол. |
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М. , Баласс, 2008.