Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Создание проблемных ситуаций на уроках математики

С 1 сентября 2011 года все первоклассники школ России обучаются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Через два года вся страна перейдёт на ФГОС НОО в основной общеобразовательной школе. Учителя встанут перед выбором: по каким учебникам работать; как построить урок, чтобы достичь целей обучения, удовлетворяющих стандартам нового поколения; как обеспечить системно-деятельностный подход в процессе преподавания предмета.

В жизни постоянно приходится решать проблемы. Обучить учащихся самостоятельному решению проблем можно на проблемно-диалогическом уроке. От учителя требуется создать проблемную ситуацию и подвести учеников к формулированию этой проблемы. Подготовка к урокам с проблемно-диалогическим обучением занимает много времени. Необходимо продумать организацию постановки проблемы (выбрать нужный метод):

– побуждающий диалог;

– подводящий диалог;

– сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Приём «яркое пятно» даст экономию во времени, если использовать предметный указатель учебников.

О проблемном диалоге есть много научных статей. Познакомившись с материалами Мельниковой Е. Л. , я хочу предложить вам несколько фрагментов проблемно-диалогических уроков по математике в 5 классе по учебнику Н. Я. Виленкина.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Пример 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников.

Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».

Анализ

Учитель

Ученики

ППостановка

проблемы

Вопрос на новый материал

Побуждение к осознанию проблемы

Побуждение к проблеме

Тема

– Посмотрите на примеры на доске.

– Как вы думаете, как записать короче произведение, в котором все множители равны?

– Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений?

– Так чего мы ещё не знаем?

Фиксирует на доске вопрос.

2*2*2*2*2 5*5*5 6*6

– Два умножить на пять, пять умножить на три, шесть умножить на два. – Записать число, которое получится при вычислении. (Проблемная ситуация)

– Несколько разных мнений. (Осознание противоречия)

– Как короче записывать произведение? (Вопрос)

Пример 2. Подводящий к теме диалог.

Урок математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей на натуральное число».

Анализ

Учитель

Ученики

ППостановка

проблемы

Подводящий к теме диалог

Тема

– Прочтите задачи, записанные на доске.

– Что заметили общего?

– В чём различие?

– А что вам незнакомо?

– Значит, какая сегодня будет тема урока?

Фиксирует тему.

– Найдите площадь прямоугольника, если его стороны равны 6см и 4см. – Найдите площадь прямоугольника, если его стороны равны 5,6см и 4 см.

– Здесь надо найти произведение чисел.

– В первой задаче нужно найти произведение натуральных чисел, а во второй – произведение десятичной дроби на натуральное число.

– Как умножить десятичную дробь на натуральное число. – Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Пример 3. Приём «Яркое пятно».

Урок математики в 5 классе по теме «Угол».

Анализ

Учитель

Ученики

ППостановка

проблемы

«яркое пятно»

Тема

– Сегодня мы познакомимся с фигурой, но какой – вы догадаетесь сами. Я буду предлагать вам вопросы, а вы попытаетесь на них ответить одним словом. Первые буквы слов и образуют тему урока. – Какими единицами моряки измеряют скорость? – Старинная монета, равная половине копейки? – Как называют прямую линию, соединяющую две точки? – Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки? – Какое слово я загадала? – Значит, тема урока?

– Узлами.

– Грош.

– Отрезок.

– Локоть.

– Угол.

– Угол.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М. , Баласс, 2008.