Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Метапредметный подход в изучении информатики с использованием АМО (активных методов обучения)

Метапредметный подход в изучении информатики с использованием АМО (активных методов обучения)

«Я иду на урок»,– сколько раз за свою педагогическую практику произносила эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?» Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного. Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать? В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы: что я делаю? (предмет деятельности); для чего я это делаю? (какова цель); как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы); какой это дает результат? за счет чего этот результат достигнут? Конечно, прежде всего я работаю на результат. Метапредметные результаты (по А. Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация. Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др. ); логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др. ); постановка и решение проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Метапредметы (по А. В. Хуторскому) :«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение». Метапредметы (по Ю. В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. Традиционный подход Метапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале. Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»). Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью. Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации. Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями. Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события. Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения. Особенности метапредметного занятия: 1. Это интегрированное занятие. 2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. 3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д. 4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. 5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности. Примеры метапредметных категорий: 1. Определение и понятие. 2. Рисунок и схема. 3. Знание и информация. 4. Цель и задача. 5. Роль и позиция. 6. Модель и способ. 7. Содержание и форма. 8. Знание и незнание. 9. Порядок и хаос. 10. Изменение и развитие. 11. Простое и сложное. Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал. Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. Требование к учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» – пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр! Мною разработана составительская программа по информатике 5-11 класс по учебнику Н. В. Макаровой, в которой описаны метапредметные результаты по каждому возрасту. Метапредметные результаты обучения 5-6 класс: · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; · использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; · активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; · осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; · готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; · овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; · овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Метапредметные результаты обучения 7-9 класс: · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; · использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; · активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; · использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; · осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; · готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; Метапредметные образовательные результаты 10-11 класс: · уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. ; · владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д. , · владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; · владение основными универсальными умениями информационного характера; · владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний; · широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов; · опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); · владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; · владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни. Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Немаловажная роль в этом процессе отводится предмету «информатика». Реализация данных задач в условиях сельской школы имеет определенные трудности и ограничения. Горьковская средняя общеобразовательная школа – сельская школа, обучающиеся которой в большинстве случаев видят компьютер только в школе, время его работы с ним ограничено. Этот факт не позволяет ученику в полной мере осознать за отведенное учебное время, что компьютер – это новое техническое средство, новый инструмент, который позволяет многие рутинные вещи делать легко и просто, быть источником интеллектуального развития. Уроки информатики вызывают интерес только в том случае, если учащиеся на уроке максимально используют компьютер, причем эффективно. Как учитель информатики я организую учебно-познавательную деятельность так, чтобы обучающимся стали интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т. д. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, ученик должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию Обучающиеся с одной стороны – хотят по окончании получить практический конкретный результат, а с другой стороны – у них не развито умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, то есть они не обладают информационной компетентностью. Поэтому, изучив методическую литературу, пришла к выводу, что использование активных методов обучения с применением ИКТ, может решить данную проблему. Система активного обучения в моей деятельности представляет собой целостный механизм, состоящий из элементов, которые направлены на решение поставленных задач по достижению цели. Среди огромного многообразия активных методов обучения я выделила несколько методов, сгруппированных по этапам образовательного мероприятия, которые использую на уроках информатики для развития информационной компетентности: 1. Активные методы вхождения в тему: Метод «Иллюстрированные цели и ожидания» Сущность Форма выражения Что развивает Пример Обобщение иллюстратором опасений и ожиданий члена группы при изучении нового раздела Графический образ: схема, таблица, эскиз Метод формирует умение рационально использовать технические средства, развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью графическими образами В 7 классе при изучении раздела «Техническое обеспечение информационных процессов», предлагаю обучающимся объединиться в пары, высказаться о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное 2. Активные методы вхождения в тему 1. Предмет, на котором использован метод Информатика и ИКТ 2. Этап образовательного мероприятия (урока) Вхождения в тему Закрепление ранее изученного матриала 3. Название метода Пазлы 4 Цели использования метода 1. Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению и выполнению домашнего задания. 2. Развитие таких качеств ума как быстрота и оригинальность, развитие логического мышления. 3. Развитие коммуникативных способностей, умение работать в паре. 4. Формирование умения анализировать этапы своей работы, составлять алгоритм своего ответа 5 Количество участников группа 6 Технология проведения Идея заключается в том, что на уроке ребята выполняют задания, для закрепления ранее изученного материала и проверки домашнего задания, собирая пазлы. Организационный этап применения метода служит для ознакомления учащихся с правилами работы с пазлами: – внимательно выслушать задание учителя ( собрав пазл, вы прочтете слово-термин или слово-понятие, с которым мы познакомились на прошлом уроке. – прочитав слово, вы должны дать определение, подготовить сообщение о том, где вы встречались с данным словом, применение использование данного способа кодирования в жизни человека). – после того как соберете пазл, обсудить в паре ответ, составить алгоритм ответа. – поднять руку, как только будете готовы к ответу 7. Продолжительность проведения 10-20 мин 3. Активные методы представления новой информации: Метод «Инфо-угадайка» Сущность Форма выражения Что развивает Пример Представление нового материала, структурирование информации, оживление внимания обучающихся Графический образ: схема, таблица, эскиз Метод позволяет сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. В 8 классе при изучении раздела «Основы логики», называю тему урока. На экране изображен круг, в его центре указано название темы. Остальное пространство разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, спрашиваю, о чем в рамках данной темы могут узнать учащиеся, в сектор вношу название раздела темы. Обучающимся предлагаю обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. 4. Активные методы работы над темой: 1. Этап образовательного мероприятия Закрепление изученного, подготовка к восприятию нового материала 2. Название метода Живая классификация 3. Цели использования метода Закрепление знаний по теме «Действия с информацией» Развивать умение разбивать понятия на классы, составлять классификацию понятий Развивать быстроту мышления. Формировать умение работать в коллективе. Формировать умение анализировать свой ответ и ответ товарища. 4. Количество участников группа 5. Технология проведения На столах ребят лежат карточки с понятиями, относящимися к действиям с информацией. Учитель задает вопрос «С какой темой мы познакомились на прошлом уроке», ребенок поднявший первым карточку «Действия с информацией» выходит к доске держа перед собой карточку. Далее учитель спрашивает, с какими действиями мы знакомы? Ребята выбирают карточки «Кодирование», «Декодирование», «Хранение». Ребенок, первым, поднявший карточку выходит к доске и рассказывает о данном действии, в итоге выстраивается живая классификация. Учащиеся, испытывающие трудности в выборе ответа, наглядно видят ответ и слушают, а затем могут повторить. В итоге на столах остается одна карточка с новым действием, учитель озвучивает его «Обработка» начинает объяснение нового материала. 6. Продолжительность 10 мин 5. Активные методы организации самостоятельной работы над темой. Метод «Автобусная остановка» Цель: научить обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 2-3 человека Численность: весь класс (подгруппа, если класс делится на урок информатики) Время: 20-25 мин. Материал: блокнот для флипчата, лист А4, фломастеры Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы или темы для повторения (3-4). Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или столе) расположен лист с записанным на нем вопросом темы. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Затем следующий переход. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует свой материал. В завершении учитель резюмирует, сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итог работы. Система, построенная на основе АМО, позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества. Результаты своей деятельности я оцениваю не по внешним количественным показателям (хотя результаты ЕГЭ хорошие), а по личностным достижениям обучающихся (повышение активности, интереса, изменение его роли в учебном процессе, результативное участие детей в районных, областных и всероссийских конкурсах и акциях). Кроме того, мною отобраны и адаптированы АМО, разработаны задания, конспекты уроков с использованием АМО и ИКТ. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. 2. http://www. ed. gov. ru/ob-edu/noc/rub/standart/ 3. Валькова Г. , Зайнуллина Ф. , Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч. -метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. – 2009. – № 1. – C. 49-54 4. Громыко Ю. В. "Метапредмет "Знак". – М. , 2001. – 285 с. 5. Громыко Н. В. "Метапредмет "Знание". – М. , 2001. – 540с. 6. Громыко Ю. В. "Метапредмет "Проблема". – М. , 1998. – 376 с. 7. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2. – С. 3-6. 8. Ковалева Г. С. , Красновский Э. А. , Краснянская К. А. , Логинова О. Б. , Татур О. А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/. 9. Федорова С. Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival. 1september. ru/articles/100689/. 10. Фоменко И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/fomenko. edusite. ru/p35aa1. html/. 11. Хуторской А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7. – С. 15-22. 12. Образовательный портал «Мой университет» 13. www. moi-universitet. ru