Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Педагогические технологии как средство формирования познавательной мотивации социально неблагополучных детей

Педагогические технологии как средство формирования познавательной мотивации социально неблагополучных детей Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

Цель данной статьи – охарактеризовать суть профессионального объединения учителей «Мастер-класс» и дать описание пошагового алгоритма его технологии.

М. М. Поташник, характеризуя мастер-класс, отмечает, что этот вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников и дает следующее определение: мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей по предварительной записи и носит, как правило, платный характер.

При разработке технологии проведения мастер-класса мы использовали поло-жения, разработанные В. В. Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматрива-ются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.

При каких условиях можно прогнозировать результативную работу «учеников» мастер-класса? По нашему мнению, это следующие условия:

1. мотивация осознанной деятельности принимающих участие в работе матер -класса;

2. повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;

3. готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;

4. рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.

Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств

личности; оригинальность методики.

Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач. Положительный результат обучения в работе мастер-класса, как мы считаем, состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:

1. обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

2. стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

3. осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно– познавательной деятельности каждого учителя.

При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии, по мнению Т. И. Шамовой, достигается активизация познавательной деятельности.

Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя. Цель диагностики – выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.

Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.

Мастер – класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединения использование эмпирических методов исследования: наблюдения, изучения документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно – экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.

Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.

Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:

– наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью;

– в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;

– количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане;

– наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.

Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно.

Этапы:

1. выбор объектами определение цели;

2. составление плана;

3. подготовка документов (бланков протоколов, инструкций т. д. )

4. сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);

5. обработка и оформление результатов наблюдения;

6. анализ результатов;

7. выводы наблюдения.

Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки: цель научной ИДРИ, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Рассмотрим каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса.

Цель – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика; б)формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя – Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме техно-логии, в которой эффективно работает мастер. Рассмотрим основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса.

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1. 1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

1. 2. Краткое обоснование основных идей эффективна в работе с экспериментальным классом.

1. 3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.

1. 4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1. 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.

2-й шаг. Представление системы уроков.

2. 1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии

2. 2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. Имитационная игра.

Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.

3. 1. Слушатели одновременно играют две роли:

учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

4-й шаг. Моделирование.

4. 1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4. 2. Обсуждение авторских моделей урока.

5-йшаг. Рефлексия.

5. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель – ученик» под руководством «учителя Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Г. А. РУССКИХ,к. п. и. , доцент, ст. науч. сотрудник Вятского государственного педагогического университета,зав. лабораторией творчески работающих учителей при информационно-педагогическом центре Кировского областного ИУУ – Научно-методический журнал "МЕТОДИСТ" №1 – 2002.