Педагогические технологии как средство формирования познавательной мотивации социально неблагополучных детей
Педагогические технологии как средство формирования познавательной мотивации социально неблагополучных детей Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.
Цель данной статьи – охарактеризовать суть профессионального объединения учителей «Мастер-класс» и дать описание пошагового алгоритма его технологии.
М. М. Поташник, характеризуя мастер-класс, отмечает, что этот вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников и дает следующее определение: мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей по предварительной записи и носит, как правило, платный характер.
При разработке технологии проведения мастер-класса мы использовали поло-жения, разработанные В. В. Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.
Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматрива-ются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.
При каких условиях можно прогнозировать результативную работу «учеников» мастер-класса? По нашему мнению, это следующие условия:
1. мотивация осознанной деятельности принимающих участие в работе матер -класса;
2. повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;
3. готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
4. рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.
Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств
личности; оригинальность методики.
Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач. Положительный результат обучения в работе мастер-класса, как мы считаем, состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:
1. обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
2. стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
3. осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно– познавательной деятельности каждого учителя.
При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии, по мнению Т. И. Шамовой, достигается активизация познавательной деятельности.
Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя. Цель диагностики – выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.
Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.
Мастер – класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединения использование эмпирических методов исследования: наблюдения, изучения документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно – экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.
Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.
Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:
– наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью;
– в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;
– количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане;
– наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.
Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно.
Этапы:
1. выбор объектами определение цели;
2. составление плана;
3. подготовка документов (бланков протоколов, инструкций т. д. )
4. сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);
5. обработка и оформление результатов наблюдения;
6. анализ результатов;
7. выводы наблюдения.
Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки: цель научной ИДРИ, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Рассмотрим каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса.
Цель – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика; б)формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя – Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме техно-логии, в которой эффективно работает мастер. Рассмотрим основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса.
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
1. 1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
1. 2. Краткое обоснование основных идей эффективна в работе с экспериментальным классом.
1. 3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.
1. 4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1. 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
2-й шаг. Представление системы уроков.
2. 1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии
2. 2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра.
Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.
3. 1. Слушатели одновременно играют две роли:
учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
4-й шаг. Моделирование.
4. 1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
4. 2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-йшаг. Рефлексия.
5. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель – ученик» под руководством «учителя Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Г. А. РУССКИХ,к. п. и. , доцент, ст. науч. сотрудник Вятского государственного педагогического университета,зав. лабораторией творчески работающих учителей при информационно-педагогическом центре Кировского областного ИУУ – Научно-методический журнал "МЕТОДИСТ" №1 – 2002.