Из опыта использования АСТ-тестов на уроках математики
Из опыта использования АСТ-тестов на уроках математики Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и переход к информационному обществу, ставят перед системой образования задачу кардинальной перестройки технологии обучения. Применение информационных технологий предполагает выполнение большого ряда образовательных задач с помощью компьютера. Акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. В связи с этим, целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для активизации познавательной деятельности студентов посредством систематического использования в учебном процессе тестов, сконструированных в среде АСТ (Адаптивная Среда Тестирования).
Основными задачами, направленными на достижение поставленной цели являются:
– сделать образовательные услуги как можно более персонифицированными, обращенными к нуждам каждого отдельного студента, в соответствии с требованиями ФГОС: «…ОУ обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы…»;
– создать условия для обучения и самообучения с учетом наклонностей студентов, применяя методы самоконтроля и взаимопроверки.
Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к обучению, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки, т. е. формирует навыки самообразования в соответствии с результатами обучения, предусмотренных ФГОС: «Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».
Организация самоконтроля знаний – довольно трудоемкая задача, но более сложной является организация самоконтроля умений. Одним из путей решения проблемы является использование информационно – коммуникационных технологий, применение которых осуществляет незамедлительную обратную связь, управление учебной деятельностью, контроля и самоконтроля действий студентов.
В своих тестах использую задания открытой и закрытой форм, которые необходимы для реализации заданной цели контроля, корректного отображения содержания материала, устранения факторов угадывания, оценивания конкретного уровня усвоения материала и дифференцирования заданий.
Открытая форма заданий:
– требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования ПДТЗ;
– имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов;
– в качестве одного ключевого элемента может быть число, слово или словосочетание.
Закрытая форма заданий:
– состоит из неполного тестового утверждения с одним ключевым элементом и множества допустимых заключений, одно или несколько из которых являются правильными;
– тестируемый определяет правильные заключения из данного множества.
Технологию «Конструирование тестовых заданий в среде АСТ» применяю при организации промежуточного контроля с целью определения качества усвоения знаний по конкретному разделу или теме предмета, при организации текущего контроля, который может присутствовать во всех организационных формах обучения: уроках, семинарах, контрольных работах, практических занятиях. Так, например, при проведении практической работы по теме «Производная сложной функции» наряду с выполнением письменной практической работы студенты выполняют АСТ – тест «Производная функции и ее применение», также проводятся комплексные практические работы по другим разделам и темам учебных дисциплин «Математика» и «Элементы высшей математики». Для этих дисциплин разработаны АСТ – тесты по всем ключевым темам.
Данную технологию также применяю и при организации итогового контроля, направленного на проверку конечных результатов обучения.
Анализируя результаты использования технологии «Конструирование тестовых заданий в среде АСТ», можно выделить следующие положительные выводы:
– стимулируется активность учащихся;
– заметно усиливается интерес к предмету, формируются познавательные потребности;
– осуществляется индивидуализация учебного процесса;
– подход к учебному процессу на уроках становится более деятельным и осознанным;
– повышается интеллектуальный и логический уровень обучающихся;
– появляется возможность разнообразить и систематизировать контроль за учебным процессом;
– осуществляется незамедлительная обратная связь, управление учебной деятельностью, контроль и самоконтроль действий студентов;
– появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени в тех группах, где количество часов наименьшее по учебному плану, чем в других группах.
Таким образом, при использовании технологии «Конструирование тестовых заданий в среде АСТ» на уроках математики осуществляется более гибкое управление деятельностью учащихся, полнее учитываются их индивидуальные особенности, обеспечивается тесная взаимосвязь преподавателя и обучающихся, урок становится более насыщенным и продуктивным.