Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Реализация педагогических технологий в работе учителя русского языка

Реализация педагогических технологий в работе учителя русского языка

Одно из определений так трактует понятие «педагогические технологии»:

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

На примере темы «О,Е после шипящих и Ц» по русскому языку, которая по учебному плану распределена на 3 года (5-7 класс)я хочу показать, как реализуются педагогические технологии в процессуально-описательном аспекте (описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов);

Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

Поэтому в структуру педагогической технологии входит и

процессуальная часть ( технологический процесс:

организация учебного процесса;

методы и формы учебной деятельности школьников;

методы и формы работы учителя;

деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса).

Впервые учащиеся сталкиваются с данной темой в 1й четверти 5 класса. К этому времени они уже умеют выделять морфемы в слове и понимают, что такое корень слова и как его найти. Шипящая и Ц – это показатель орфограммы, т. е. место, в котором возможна ошибка. Чтобы ее не допустить, необходимо обратить внимание на часть слова (морфему).

Если это корень слова (а работаем в этот период мы именно с ним), то под ударением пишем О, а не Е. но есть из этого правила исключения, их немного и мы обязаны их запомнить. Надо отметить, что с 5 класса учащиеся начинают вести тетрадь-справочник, в которой они фиксируют пройденные темы.

Так как данная тема по учебной программе распределена на 3 года, то и работать по ней мы обязаны в течение 3х лет, постоянно возвращаясь к ней. Чтобы наша работа была максимально эффективна, мы начинаем работу с таблицей, состоящей из 7 колонок, заполняем 1ю колонку ,а к таблице вернемся позже. закрепление материала может произведено в разнообразных формах: различные типы диктантов: текстовый, выборочный, распределительный, творческий, графический, составление собственного, а также это может быть тест, либо разнообразные игры, вариантов множество.

1

Корень

2

3

4

5

6

7

Е

жЕлудь

шЕл

шЕлковый

Исключения

О

шОв

шОрох

шОмпол

капюшОн

крыжОвник

шОрты

Возвращаемся к этой таблице, когда изучаем тему «Имя существительное». Теперь мы сталкиваемся со случаем, когда гласная не в корне. В это время учащиеся узнают, что правописание в русском языке строится на морфологическом принципе, т. е. зависит чаще всего от части речи, к которой относится слово. Следовательно, необходимо обратить внимание на часть речи. К этому времени они уже знают, что такое морфология, что она изучает, какие морфологические признаки имеет имя существительное. Все оставшиеся колонки объединяем одним названием: «часть речи», одну из них посвящаем имени существительному.

Что еще необходимо знать для правильного написания данной орфограммы? Часть слова. В данном случае –окончание. И теперь ученики узнают, что морфология и морфемика тесно связаны между собой. Происходит попутное повторение раздела «Морфемика». 2 колонки таблицы мы оставляем под суффикс и окончание. Узнаем, что дальше мы должны обратить внимание на ударение в слове. От него, в конечном итоге, и зависит выбор правильной буквы. Продолжаем заполнять таблицу.

В корне

-Ё-

Исключения

О

ШОв

шОрох шОмпол капюшОн

КрыжОвник

шОрты

Часть речи

Имя существительное

суффикс

Окончание

Под ударением

О

Без ударения

Е

Вернемся к ней, когда будем изучать суффиксы существительных. Правило одно и то же. Главное, правильно определить часть речи и морфему.

Следующий этап работы при изучении прилагательного. Окончания прилагательных мы изучаем в 5 классе, суффиксы– в 6 классе. Но уже в 5 классе я даю эту тему с опережением, таким образом, в 6 классе нам нет необходимости ее изучать. Мы только повторяем то, что уже узнали в 5 классе. Правило – то одно и то же. Но при изучении этой темы в разделе «прилагательные», нам совершенно необходимо обратить внимание на то, как образовано слово, от чего и при помощи чего. Таким образом, тесно связываем морфологию, орфографию и словообразование, потому что в данном случае, мы говорим только о тех прилагательных, которые образованы от существительных. В 5 классе мы касаемся словообразования, в 6м – изучаем эту тему более глубоко.

Вернемся к этой таблице мы в 7 классе при изучении темы «наречие». Узнав, что это неизменяемая часть речи, следовательно, не имеет окончания, говорим о суффиксе. Продолжаем работу с таблицей. Правило, по-прежнему одно и тоже – под ударением О, без ударения Е.

В Корне

Ё

Исключения

О

ШОв

шОрох

шОмпол

капюшОн

КрыжОвник

шОрты

Часть речи

Имя существительное

морфема

Имя прилагательное

морфема

наречие

суффикс

окончание

суффикс

окончание

суффикс

Под

ударением

О

Под

Ударением

О

Под

ударением

О

Под

ударением

О

Под ударением

О

Без

ударения

Е

Без

ударения

Е

Без

Ударения

Е

Без

ударения

Е

Без

ударения

Е

Остается у нас еще одна колонка, которую мы заполним при изучении причастия. Здесь также необходимо уметь правильно определять, от чего образовано причастие. А оно образовано от глагола, и в данном случае привычное для нас правило не работает.

Следующий этап – знакомство с отглагольными прилагательными. Правило не работает. Глаголы? Правило не работает. Объединяем все эти части речи одним понятием «отглагольные образования» и заполняем последнюю колонку: О не бывает, только Е !

В Корне

Ё

Исключения

О

ШОв

шОрох

шОмпол

капюшОн

КрыжОвник

шОрты

Часть речи

Имя существительное

морфема

Имя прилагательное

морфема

наречие

отглагольные образования

суффикс

окончание

суффикс

окончание

суффикс

Глагол

Причастие

Существительное

Под

ударением

О

Под

Ударением

О

Под

ударением

О

Под

ударением

О

Под ударением

О

О не бывает

Без

ударения

Е

Без

ударения

Е

Без

Ударения

Е

Без

ударения

Е

Без

ударения

Е

только Е !

Работая над данной темой, мы сформировали

• Необходимые знания и умения

• В 5 классе

• состав слова

• -умение правильно выделять морфемы

• В 6 классе

• -формируется основа понимания, что правописание в р. я строится на морфологическом принципе,

для этого необходимо

• -хорошо знать части речи, их морфологические характеристики

• -формируется языковая компетенция(знание и использование лингвистических терминов)

• -морфология и словообразование тесно связаны между собой, поэтому необходимо умение правильно определять образование слова

• В 7 классе

• -постоянная работа с таблицей вынуждает учащегося систематически повторять и закреплять пройденный материал по морфологии и словообразованию

• -закрепляется языковая компетенция

– формируется стойкое умение анализировать и систематизировать материал

Таким образом, на примере работы над данной темой я показала, как в моей практике реализуются

Три основные группы педагогических технологий:

– Технологии объяснительно – иллюстративного обучения

– Личностно – ориентированные технологии обучения

– Технологии развивающего обучения

Кроме того. способы, методы, средства обучения определяют использование многих существующих технологий:

догматические,

репродуктивные,

объяснительно-иллюстративные,

программированного обучения,

проблемного обучения,

развивающего обучения,

саморазвивающего обучения,

диалогические,

коммуникативные,

игровые,

творческие и др.

при данном изучении этой темы реализуется и проблемное обучение, в которое входит

• Частично-поисковый метод;

• Эвристическое обучение;

• Исследовательский метод.

И технология современного проектного обучения:

– …Комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий;

Интерактивные технологии:

• …Тренинговые технологии

и технология программированного обучения:

…. Технология полного усвоения знаний

И технология уровневой дифференциации:

• «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»

И альтернативные технологии:

• …Технология эвристического образования;

• Технология вероятностного образования.

И игровые технологии как вид педагогических технологий,

И технология развития «критического мышления».

Основные методические приемы развития критического мышления

Критическое мышление – это

– способность ставить новые, полные смысла вопросы;

– вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

– принимать независимые продуманные решения.

Корзина (идей, понятий, имен):

– Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме;

– Обмен информацией в парах или группах;

– Группы по кругу называют сведения, факты;

– Учитель записывает все на доске;

– Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации.

o Мозговой штурм:

– Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

– Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

– Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).

Перепутанные логические цепочки

– На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок.

– Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».

В завершение работы над темой мы можем ответить на вопросы

Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)»

З

Что мы знаем?

У

Что мы узнали?

Х

Что мы хотим узнать?

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

(Главные слова)

Источники информации, из которых мы получили (намерены получить) информацию

(Откуда узнал(ю)?