Реализация педагогических технологий в работе учителя русского языка
Реализация педагогических технологий в работе учителя русского языка
Одно из определений так трактует понятие «педагогические технологии»:
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
На примере темы «О,Е после шипящих и Ц» по русскому языку, которая по учебному плану распределена на 3 года (5-7 класс)я хочу показать, как реализуются педагогические технологии в процессуально-описательном аспекте (описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов);
Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.
Поэтому в структуру педагогической технологии входит и
процессуальная часть ( технологический процесс:
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности школьников;
методы и формы работы учителя;
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса).
Впервые учащиеся сталкиваются с данной темой в 1й четверти 5 класса. К этому времени они уже умеют выделять морфемы в слове и понимают, что такое корень слова и как его найти. Шипящая и Ц – это показатель орфограммы, т. е. место, в котором возможна ошибка. Чтобы ее не допустить, необходимо обратить внимание на часть слова (морфему).
Если это корень слова (а работаем в этот период мы именно с ним), то под ударением пишем О, а не Е. но есть из этого правила исключения, их немного и мы обязаны их запомнить. Надо отметить, что с 5 класса учащиеся начинают вести тетрадь-справочник, в которой они фиксируют пройденные темы.
Так как данная тема по учебной программе распределена на 3 года, то и работать по ней мы обязаны в течение 3х лет, постоянно возвращаясь к ней. Чтобы наша работа была максимально эффективна, мы начинаем работу с таблицей, состоящей из 7 колонок, заполняем 1ю колонку ,а к таблице вернемся позже. закрепление материала может произведено в разнообразных формах: различные типы диктантов: текстовый, выборочный, распределительный, творческий, графический, составление собственного, а также это может быть тест, либо разнообразные игры, вариантов множество.
1 Корень |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Е жЕлудь шЕл шЕлковый |
||||||
Исключения О шОв шОрох шОмпол капюшОн крыжОвник шОрты |
Возвращаемся к этой таблице, когда изучаем тему «Имя существительное». Теперь мы сталкиваемся со случаем, когда гласная не в корне. В это время учащиеся узнают, что правописание в русском языке строится на морфологическом принципе, т. е. зависит чаще всего от части речи, к которой относится слово. Следовательно, необходимо обратить внимание на часть речи. К этому времени они уже знают, что такое морфология, что она изучает, какие морфологические признаки имеет имя существительное. Все оставшиеся колонки объединяем одним названием: «часть речи», одну из них посвящаем имени существительному.
Что еще необходимо знать для правильного написания данной орфограммы? Часть слова. В данном случае –окончание. И теперь ученики узнают, что морфология и морфемика тесно связаны между собой. Происходит попутное повторение раздела «Морфемика». 2 колонки таблицы мы оставляем под суффикс и окончание. Узнаем, что дальше мы должны обратить внимание на ударение в слове. От него, в конечном итоге, и зависит выбор правильной буквы. Продолжаем заполнять таблицу.
В корне -Ё- |
|||||
Исключения О ШОв шОрох шОмпол капюшОн КрыжОвник шОрты |
Часть речи | ||||
Имя существительное
|
|||||
суффикс | Окончание | ||||
Под ударением О |
|||||
Без ударения Е |
Вернемся к ней, когда будем изучать суффиксы существительных. Правило одно и то же. Главное, правильно определить часть речи и морфему.
Следующий этап работы при изучении прилагательного. Окончания прилагательных мы изучаем в 5 классе, суффиксы– в 6 классе. Но уже в 5 классе я даю эту тему с опережением, таким образом, в 6 классе нам нет необходимости ее изучать. Мы только повторяем то, что уже узнали в 5 классе. Правило – то одно и то же. Но при изучении этой темы в разделе «прилагательные», нам совершенно необходимо обратить внимание на то, как образовано слово, от чего и при помощи чего. Таким образом, тесно связываем морфологию, орфографию и словообразование, потому что в данном случае, мы говорим только о тех прилагательных, которые образованы от существительных. В 5 классе мы касаемся словообразования, в 6м – изучаем эту тему более глубоко.
Вернемся к этой таблице мы в 7 классе при изучении темы «наречие». Узнав, что это неизменяемая часть речи, следовательно, не имеет окончания, говорим о суффиксе. Продолжаем работу с таблицей. Правило, по-прежнему одно и тоже – под ударением О, без ударения Е.
В Корне Ё |
|||||
Исключения О ШОв шОрох шОмпол капюшОн КрыжОвник шОрты |
Часть речи | ||||
Имя существительное
морфема |
Имя прилагательное
морфема |
наречие | |||
суффикс | окончание | суффикс | окончание | суффикс | |
Под ударением О |
Под Ударением О |
Под ударением О |
Под ударением О |
Под ударением О |
|
Без ударения Е |
Без ударения Е |
Без Ударения Е |
Без ударения Е |
Без ударения Е |
Остается у нас еще одна колонка, которую мы заполним при изучении причастия. Здесь также необходимо уметь правильно определять, от чего образовано причастие. А оно образовано от глагола, и в данном случае привычное для нас правило не работает.
Следующий этап – знакомство с отглагольными прилагательными. Правило не работает. Глаголы? Правило не работает. Объединяем все эти части речи одним понятием «отглагольные образования» и заполняем последнюю колонку: О не бывает, только Е !
В Корне Ё |
|||||
Исключения О ШОв шОрох шОмпол капюшОн КрыжОвник шОрты |
Часть речи | ||||
Имя существительное
морфема |
Имя прилагательное
морфема |
наречие | отглагольные образования | ||
суффикс | окончание | суффикс | окончание | суффикс | Глагол Причастие Существительное |
Под ударением О |
Под Ударением О |
Под ударением О |
Под ударением О |
Под ударением О |
О не бывает |
Без ударения Е |
Без ударения Е |
Без Ударения Е |
Без ударения Е |
Без ударения Е |
только Е ! |
Работая над данной темой, мы сформировали
• Необходимые знания и умения
• В 5 классе
• состав слова
• -умение правильно выделять морфемы
• В 6 классе
• -формируется основа понимания, что правописание в р. я строится на морфологическом принципе,
для этого необходимо
• -хорошо знать части речи, их морфологические характеристики
• -формируется языковая компетенция(знание и использование лингвистических терминов)
• -морфология и словообразование тесно связаны между собой, поэтому необходимо умение правильно определять образование слова
• В 7 классе
• -постоянная работа с таблицей вынуждает учащегося систематически повторять и закреплять пройденный материал по морфологии и словообразованию
• -закрепляется языковая компетенция
– формируется стойкое умение анализировать и систематизировать материал
Таким образом, на примере работы над данной темой я показала, как в моей практике реализуются
Три основные группы педагогических технологий:
– Технологии объяснительно – иллюстративного обучения
– Личностно – ориентированные технологии обучения
– Технологии развивающего обучения
Кроме того. способы, методы, средства обучения определяют использование многих существующих технологий:
догматические,
репродуктивные,
объяснительно-иллюстративные,
программированного обучения,
проблемного обучения,
развивающего обучения,
саморазвивающего обучения,
диалогические,
коммуникативные,
игровые,
творческие и др.
при данном изучении этой темы реализуется и проблемное обучение, в которое входит
• Частично-поисковый метод;
• Эвристическое обучение;
• Исследовательский метод.
И технология современного проектного обучения:
– …Комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий;
Интерактивные технологии:
• …Тренинговые технологии
и технология программированного обучения:
– …. Технология полного усвоения знаний
И технология уровневой дифференциации:
• «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»
И альтернативные технологии:
• …Технология эвристического образования;
• Технология вероятностного образования.
•
И игровые технологии как вид педагогических технологий,
И технология развития «критического мышления».
Основные методические приемы развития критического мышления
Критическое мышление – это
– способность ставить новые, полные смысла вопросы;
– вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
– принимать независимые продуманные решения.
Корзина (идей, понятий, имен):
– Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме;
– Обмен информацией в парах или группах;
– Группы по кругу называют сведения, факты;
– Учитель записывает все на доске;
– Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации.
o Мозговой штурм:
– Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
– Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
– Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
Перепутанные логические цепочки
– На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок.
– Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».
В завершение работы над темой мы можем ответить на вопросы
Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)»
З Что мы знаем? |
У Что мы узнали? |
Х Что мы хотим узнать? |
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться (Главные слова) |
Источники информации, из которых мы получили (намерены получить) информацию (Откуда узнал(ю)? |