Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование личностных универсальных действий на уроках литературы и внеурочной деятельности по литературе

Формирование личностных универсальных действий на уроках литературы и внеурочной деятельности по литературе Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурой.

Развитие педагогических технологий оказывает заметное влияние на подход преподавателей к самому объекту и субъекту воздействия по-новому. С переходом современной школы на проектный метод меняется образовательная цель: важным становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия; результатом – активная, творческая деятельность обучающегося. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Не перестаёт быть актуальной проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Со времён К. Ушинского школа является местом, где ребёнок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает нравственно-этические устои. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, алчности в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость –типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей. Следовательно, современная школа должна найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов жестокости и эгоизма. Говоря словами о. Василия Зеньковского «Основная задача нашего времени – дать возможность всем детям пережить нормально своё детство».

Проект «Нескучный разговор о нравственности» зародился из потребности помочь учащимся не просто послушать о нравственности, а через переживание ситуации усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты. Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является сверхзадачей проекта. Его цель – путём углубления знаний о духовном наследии русского народа, о принципах Православия как основе русской культуры не только понять, но и принять нравственные ценности. И как сказал И. Ф. Свадковский: "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

Культурное, интеллектуальное развитие должно быть направлено на воспитание свободной личности. Именно это лежит в основе проекта «Нескорый разговор о нравственности», который охватывает литературу как предмет и внеурочную деятельность учащихся. Использование в проекте информационно-коммуникативных технологий на всех этапах реализации проекта способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей. Проект рассчитан на учащихся 5-9 классов.

Реализация проекта на уроках литературы.

В 5-6 классах упор делается на внеклассное чтение. Работа проводится в виде обсуждения, размышления над прочитанным. Учитель постоянно возвращается к проблемам нравственности в произведениях.

Например, читаем рассказ А. Гайдара "Совесть". Выводим проблему совести. Ищем главную мысль: в человеке многое "намешано" (плохое – обман Нины, хорошее – Нина, не раздумывая, спасает малыша). Рассматриваем сюжет. Делаем вывод, что Нина – живая душа, способная испытывать муки совести. Автор хочет вызвать в читателе сочувствие. Возвращаемся к смыслу названия. Ищем (или заранее просим найти) определения слова совесть в словарях. Заносим определение в копилку цитат. Пишем сочинение-эссе на тему "Самовоспитание, строительство своей души – это каждодневное самоочищение, самокритика и самопроверка своих деяний судом совести" (Ф. Абрамов). Лучшие сочинения вывешиваем в классном уголке.

Подобным образом рассматриваем программные произведения, делая акцент на нравственные проблемы. Это и "Кубок" В. А. Жуковского ( к разговору о благородстве и жестокости героев баллады), и "Чёрная курица" А. Погорельского (проблема нравственного выбора мальчика Алёши), и "Муму" И. С Тургенева (разговор о протесте Герасима против самодурства и рабства), и "Кавказский пленник" ( к разговору о товариществе) и др.

Параллельно ребята ведут читательские дневники, в которых пишут заметки по прочитанным произведениям. Предлагаю по нравственной тематике прочитать: сказки В. Гауфа "Маленький Мук", "Карлик –нос", «Холодное сердце» В сказке «Карлик Нос» Вильгельм Гауф изначально представляет своего главного героя невежливым и недобрым и только когда он пройдёт через страданья, начинает исправляться. В сказке «Маленький Мук» герой сначала очень наивный и глупенький, но жестокая жизнь его учит, он мстит тем, кто его обидел, но эта же жизнь его и подавляет. В «Холодном сердце» молодой человек видит счастье в богатстве, только заполучив эти богатства, он понимает истинное счастье. В своих сказках он раскрывает жестокий мир людей. Но идеалы автора на стороне добра. Он побуждает не осуждать людей за их внешность не быть жестокими по отношению к ним, помогать людям, которые оказались в трудной ситуации, не ссориться из-за пустяков, не быть жадными и завистливыми, а также тому, что нельзя оскорблять и насмехаться над человеком. Каждый человек заслуживает уважения и понимания со стороны других людей. И любой человек может быть счастлив только тогда, когда помогает другим, как Карлик Нос, который обрел счастье и гармонию тогда, когда помог Мими. Если потерять душевную теплоту, как Маленький Мук, то чувство презрения к людям поглотит человека. А с таким сердцем, полным разочарования в окружающих, счастья не будет. Не будет и счастья, если жить для себя, накапливая богатства.

Также для самостоятельного рассмотрения ученикам предлагается рассмотреть произведения Г. Х. Андерсена "Девочка, наступившая на хлеб", "Тень"; А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"; О. Уальда "Мальчик –звезда", В. Короленко "Слепой музыкант", Н. Лескова "Зверь", В. Железнова "Каждый мечтает о собаке", В эссе-отчётах должны быть отражены нравственные проблемы, поставленные автором произведения, и взгляд автора и читателя на эту проблему. Беседы по прочитанным произведениям в виде обсуждения производятся на уроках внеклассного чтения и на классных часах. Очень важно делать акцент именно на произведения небольших жанров: рассказ, сказку, повесть. Они легко читаются, доставляют учащемуся эстетическое удовольствие, приучают к культуре грамотного и вдумчивого чтения.

В 6-7 классах обращаемся к духовной литературе. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи. «И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. ,1:14), – объясняет происхождение поэзии Библия. Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик, предоставляя неисчерпаемый источник вдохновения, и потому что библейское слово – кладезь богопознания и тысячелетней мудрости и нравственного опыта, и потому что оно – непревзойдённый образец художественной речи. Эта сторона Писания близка русской литературе.

Школьники, не знакомые с духовной литературой, часто не понимают глубины произведений, которые читают, не видят подсмысов произведений. Упор делается на агиографический жанр. Опять же для дополнительного прочтения предлагаются три классических русских жития: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», оказавшие большое влияние на формирование христианских моральных устоев в Древней Руси. Для русского человека трудовой подвиг также важен, как и мученический. Житие призывает быть скромным, жить, помогая людям, творить добро, созидая.

Совместно с учащимися делается в вывод, что главным достоинством произведений древнерусской литературы является сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература ценна и актуальна и в наши дни. Её традиции не могут забыться, их невозможно не ценить. Таким образом, подойдя к изучению программных произведений «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Житие Александра Невского», учащиеся уже видят не только структуру жития как жанра и находят признаки житийного канона, но и видят идею нравственного подвига героев, видят не столько интересную историю, где сказка переплетается с былью, сколько глубокую нравственную основу произведения. Агиографии позволяют увидеть и глубже понять рассказ А. А. Платонова «Юшка». Учащиеся часто жалеют Юшку, но не видят главного, что герой, подобно святым, совершает трудовой подвиг, а люди не видят праведности бытия Юшки, не знакомы с праведным образом жизни, поэтому издеваются над Юшкой, не понимают его.

Изучение духовной литературы на уроках позволяет учащимся расширить представление об изучаемых произведениях, глубже проникать в текст предлагаемых программных произведений, но и одновременно с этим приобщиться к внеклассному чтению.

В 8 классе обращаемся к творчеству Л. Андреева, особенно ранним рассказам. В ранних рассказах христианские мотивы – фон для развития основного действия, в более поздних произведениях писатель напрямую обращается к христиански сюжетам.

В первом рассказе «Баргамот и Гараська» действие разворачивается на Пушкарной улице. Сталкиваются два противоположных героя: Баргамот, «городовой бляха №20» и Гараська. Именно на фоне фальшивых недолговременных чувств всех жителей Баргамот и Гараська не лгут и действительно становятся чище и лучше. Действие происходит на фоне главного христианского праздника праздника – Пасхи. Учащиеся делают вывод, что в любом человеке нужно видеть хорошее.

В другом рассказе «Ангелочек» опять сталкиваемся с тем, что действие разворачивается в другой христианский праздник – Рождество. Сашка, похожий на волчонка, против свей воли идёт на ёлку к богатым благодетелям, ему противна сама обстановка. Он без зазрения совести ударяет по носу малыша и одновременно восхищается восковой фигуркой ангелочка. Автор акцентирует изменения, происходящие в герое: цепкие пальцы становятся мягкими и осторожными, когда держат ангелочка, а привычное дерзкое выражение лица сияло теперь по-новому – кроткой улыбкой. Ангелочек – восковая фигура – позволяет возвыситься и отцу, и Сашке. Ангелочек вносит свет в жизнь старого человека, помогает заполнить душевную пустоту и Сашке. Счастье, мечта свет как бы чудом достались страдающим людям. Но автор разрушает иллюзию счастья, делает его временным. Повешенный возле горячей печки восковой ангел растаял. От того ещё горче и темнее кажется действительность.

Хрупкость жизненного счастья, обнаженная чёрная действительность отражена в другом рассказе Л. Андреева «Гостинец» Как и в «Баргамоте и Гараське» действие происходит во время смены Великого поста и Пасхи. Но это уже не счастливый пасхальный рассказ. Опустившийся пьяница Сазонка пожалел больного подмастерье Сенисту. Но это была не истинная жалость, а обыкновенная, к больному. Но забывает Сазонка своё обещание, погружается в привычный образ жизни: тяжелые трудовые будни сменяются пьянством по праздникам. Сквозь туман и муть в голове внутренний голос напоминает о слове, данном Сазонке. Кульминация и развязка рассказа происходит во время празднования Пасхи. Именно на фоне вселенского воскрешения возрождается и душа жалкого пьянчужки. Узнав о смерти мальчика, Сазонка просит прощения. Когда же Сазонка нащупывает гостинец в кармане, который так и не смог подарить Сенисте, то в душе героя происходит истинное очищение. Уже поистине высокие чувства захватывают его: гнев к себе и жалость. Чувства нарастают. Гнев сменяется плачем и раскаянием, которое оборачивается немым горем. И по-андреески ярко рисуется фон: молодая трава, земля, в которой «могучая сила и страстный призыв к жизни», звон праздничных колоколов. Жизнь в конце концов побеждает, даёт силы снова жить. Так в оппозиции смерть – жизнь побеждает последнее.

Тема веры и безверия затрагивается Леонидом Андреевым в повести «Жизнь Василия Фивейского». Это одно из первых произведений, работая над которым, писатель обращается к древнейшему источнику – Библии. Он строит сюжет "Жизни Василия Фивейского" на оригинальном сочетании Книги Иова и некоторых житий. Но Андреев не перелагает Книгу Иова. Он лишь использует некоторые ее мотивы и ситуации, а также прибегает к стилизации Библии. Злой рок, тяготеет над священником Василием Фивейским. Утонул его первый сын, попадья от тоски стала пьяницей. Родился другой сын – он оказался идиотом – получеловеком – полузверем. Сгорает дом священника, от ожогов умирает жена. И вокруг себя Фивейский видит страдающих, мучающихся людей. Но наперекор всему провозглашает он свою веру в Бога, «молитвенный вопль, так безумно похожий на вызов». Есть в этом вызове пародийный элемент. О. Василий возомнил себя избранным, святым. Хотя автор всячески подчёркивает отсутствие чистой избранности. Наоборот, избранность тоже носит отрицательный характер. Попа никто в приходе не любит за его неопрятность, отсутствие красноречия, да и за тот злой рок, который тяготеет над ним. Не раз в тексте подчёркивается чуждость Василия вообще всем людям, его глубокое одиночество. Снова и снова обращает он к небу свое: «Я верю!», в котором звучит угроза и молитва, предостережение и надежда». Во всем происходящем, в цепи постигших его несчастий Василий Фивейский пытается найти высший смысл. Изменяется форма восклицания: от верю к верую. После долгого и строгого поста и молитв он делает попытку совершить подвиг, произвести чудо – воскресить умершего. Но мертвый не встает из гроба. «Так зачем же я верил? – восклицает Василий Фивейский, обращаясь к богу, – Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость?». Призыв звучит по-детски наивно. Ведь глупо ждать каких-то призов от веры.

Таким образом, проблемы веры, безверия, обретение себя через веру становятся близки и понятны школьникам, потому что лёгкий язык андреевских рассказов даёт богатые иллюстрации с одной стороны и неоднозначность восприятия ситуации с другой.

В 9 классе при изучении литературы XVIII века обязательно обращаемся к сравнительному анализу Псалтири и её переложений в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Среди общих причин обращения Державина к христианским духовным мотивам и лирике необходимо отметить, во – первых, традиционность такого обращения для русской поэзии. Во – вторых, произведения духовной тематики позволяли в аллегорической форме касаться проблем современной поэтам общественной жизни. Третья причина – приобщение Державина к сокровищнице мировой литературы. Четвёртая: духовная лирика давала поэтам возможность выразить собственные личные чувства, связанные с перипетиями судьбы.

До Державина в этом жанре преобладало морализаторское начало, названия псалмических стихотворений ограничивались библейской нумерацией. А у Державина иногда и отсылка к соответствующему псалму отсутствует, но очень выразительны авторские заглавия: «Властителям и судиям», «Радость о правосудии», «Братское согласие».

1. Стихотворение «Истинное счастье» -– переложение 1-го псалма, в котором рисуется образ человека, находящегося под постоянным покровительством Божества, у Державина нет принципиального отступления от канонического текста.

Державин:

Блажен тот муж, кто ни в совет

ни в сонм губителей не сядет,

Ни пойдет нечестивым вслед.

В псалме:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» ( Пс. 1:1)

У Державина:

Подобно он во всём успеет,

Когда и что ни сотворит. . .

В Библии: «. . . и во всём, что ни делает, успеет». (Пс. 1:3)

Как и пророк Давид, автор у Г. Р. Державина считает, что всё в руках Божих и всё человеку даётся в своё время. По названию стихотворения Державина – «Истинное счастие» – можно предположить, что именно душевный покой, спокойная совесть для него и есть синоним «счастия». В державинском переложении можно отметить большую описательность, что, в принципе, свойственно поэтической манере автора. В стихотворении появляются яркие детали образа, созданного в Псалтири. В Библии дела Божьи сравниваются с деревом «посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет». У Державина дерево стоит «при потоке чистых вод», «цветами всюду окружено», «которого зелёный лист не падает и не желтеет». В Псалтири нечестивцы сравниваются с прахом, «возметаемые ветром». И пророк вкладывал метафорический смысл: «нечестивцы, не заботящиеся о душе своей, уподобляются безблагодатному сухому праху, который удобно сюда и туда носится противными (т. е. противоречивыми) ветрами». У Державина нечестивцы пропадут без следа:

Они с лица земли стряхнутся,

Развеются и разнесутся,

Как ветром возметённый прах…

Пророк Давид пишет, что «нечестивцы не воскреснут на суде, так же и грешники в совете праведном»(Пс. 1:5) потому, что не имеют они не имеют нужды в обличении, так как их нечестивие и так ясно, что не требует доказательств. «И явятся грешники на Страшный Суд для услышанья праведного приговора, а не для обличения». В стихотворении нечестивцы «суда Всевижца не снесут», «грешники на суд правдивый // Отнюдь явиться не дерзнут»[2;144].

Державин развивает тему справедливого суда и рисует образ Бога как справедливого судьи, Всевидца:

Господь в превыспренних своих –

Всех наших помышлений зритель:

Он праведников покровитель,

Каратель и губитель злых.

Лирический герой Державина всматривается в мир с большой долью безмятежности. Державинский герой задачу «нощию и днём // В законе Божьем поучатся // И всею волею стараться, // Чтоб только поступать по нём», – воспринимает как осознанную необходимость: «и всею волею стараться»[2;144].

Итак, мы видим, что Державин перерабатывает канонический текст псалма, сохраняя его идею о губительности неправедного пути, но вносит, как истинный художник, свои детали, при помощи образных средств добивается яркости в передаче переживания.

2. По форме стихотворения «Бог» имеет прямое сходство с псалмами. Ведь и там и там идет как бы прямой диалог с Богом и автором, с прямыми обращениями автора к Богу:

О ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трёх лицах божества!

Автор задумывается над вопросом: что есть Бог? И естественно ответы на вопросы он ищет в религиозных книгах. В Псалтыре находит ответ он и включает цитаты в стихотворение. Выражение Псалтири «ибо Ты, Господи, един» у Державина звучит как «дух всюду сущий и единый». Державин вторит библейскому «Господь будет царствовать во веки, Бог Твой, Сион, в род и род»(Пс. 27: 6) «Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек».

Композиция стихотворения «Бог» построена так, что в 6-я строфа заканчивается тем, что человек чувствует своё ничтожество перед Богом:

Но что мной зримая Вселенна?

И что перед тобою я?

А я перед тобой – ничто.

Это повторяет выражение Псалтири: «Я же червь, а не человек…»(Пс. 21:7)

Но уже в следующей строфе происходит перелом в лирическом сюжете: мы видим уже не трепещущего человека, а личность, которая утверждает своё «я»:

Ничто! -– но Ты во мне сияешь,

Величеством твоих доброт,

Во мне себя воображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! – Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, расуждает:

Я есмь – конечно есть и Ты!

Автор в стихотворении не считает себя полностью зависящим от Бога и ничего не значащим, каким считали себя авторы Священных писаний. Он ставит себя на одну ступень с Богом, он считает себя хозяином и повелителем мира, но одновременно и зависящим от Бога, Его творением:

Я царь – я раб – я червь – я бог!

Твоё созданье я, Создатель!

Хотя и мысль о человеке, как о царе природы высказывается в псалме: « Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перетов, на луну и звёзды, которые ты поставил. // То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?// Не много Ты умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его; // Поставил его владыкого над делами рук Твоих; всё положил под ноги его. // Овец и волов всех, и также полевых зверей. // Птиц небесных и рыб морских, всё переходящее морскими стезями». (Пс. 8: 4-9)

И у Державина:

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне в почтенной

Средине естества я той,

Где начал тварей бы телесных,

Где кончил ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

В финале стихотворения автор вступает в прямую полемику с пророком Давидом, который утверждал во втором псалме: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом». По мысли Державина, страх и трепет – удел слабых:

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебе ничем иным почтить,

Как им к тебе лишь возвышаться,

В безмерной резвости теряться

И благодарны слёзы лить.

3. Очень важный момент в Псалтири занимает честность и законность. Ведь Бог – судья праведный и не любит, когда «земные боги» судят нечестно и неправильно. В Библии встречаем: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконье, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?» (Пс. 13: 4)

Ведь придёт Бог и воздаёт всем по делам его. Этот мотив повторяется неоднократно в Псалтири: « С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искреннем – искренно,// С чистым – чисто, а с лукавым по лукавству его (Пс. 17); «Бог – судия праведный, и Бог – всякий день строго взыскивающий. //Он изощряет свой меч, напрягает лук свой и направляет его…». (Пс. 32: 6-7)

В 81-м псалме читаем: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. //Доколе будите вы судить неправедно и показывать лицеприятие нечестивым?//Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость. Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы». (Пс. 81: 1-3,8)

Державин берёт эту мысль за основу, перекладывая 81-й псалом, Гавриила Романович высказывает мечту о праведном суде и о честности судей в стихотворении «Властителям и судиям»:

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов в сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить не праведных и злых?

Воскресни, боже! Боже правых!

И их молению внемли;

Приди, суди, карой лукавых

И будь един царём земли!

Автор не отступает от канона, лишь перекладывает псалом на стихи. Единственное, что у Державина акцент ставится на обличение сильных мира сего, в Псалтири же имеется в виду Страшный Суд и Давид призывает поступать праведно, чтобы « Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим перед Богом». Итак, переложение псалма становится поводом, чтобы поговорить на актуальную тему о бедственном положении народа перед властью.

Интересную интерпретацию получает псалом 32: «Блажен народ, у которого господь есть Бог, – племя, которое он избрал в наследие Себе». (Пс. 32: 12) в стихотворении «Вельможа»:

Блажен народ, который полн

Благочестивой веры к богу,

Хранит царёв всегда закон,

Чтит нравы, добродетель строгу…

Если в Псалтири автор считает, что счастье народа в вере в Бога, то Державин же считает, что народ счастлив не только, когда он верит, но и если у него правовое государство, а вельможи правдивы, честно исполняющие свой гражданский долг.

4. Как только можно человек стоит на грани жизни и смерти, он обращается к Богу. Он задумывается над вопросами жизни и смерти и уповает на Бога, чтобы тот спас его от «врат смерти». Стихотворение «Буря» рассказывает о гибели судна в водной стихии. И как только человек почувствовал опасность, он восклицает:

Ты, Творец, господь всевышний,

Без которого и влас

Не погибнет мой единый, ты меня от смерти спас!

Ты мне жизнь мою прибавил,

Весь мой дух тебе открыт;

В сонм вельмож меня поставил, –

Ведь средь них мой вождь и щит.

В Псалтири же сказано: « Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё, и я прославлю Его песнью моею» (Пс. 27: 7) Так цитата помогает вспомнить Давида, от которого отвернулись друзья и он терпел и уповвал на Бога. Таким образом, Державин подчеркивает идею стихотворения: всё в руках Божьих. Так у поэта раскрывается тема рока, судьбы.

Только Бог знает, когда человек окончит жизнь свою. Кто управляет жизнью? Есть ли судьба? Эти вопросы, по – видимому занимали Державина. Все эти вопросы, конечно, поднимались и в Псалтири. Но Псалтирь решает эту проблему однозначно: всё в руках божьих: « Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой И ныне чего ожидать мне Господи? Надежда моя на Тебя (Пс. 38: 5,8)

И Державин соглашается с псалмом. Автор в стихотворении «На ворожбу» прямо ставит такой вопрос:

Какая есть судьба рожденным

И сколь нам долго проживать?

Полезнее о том не ведать

И не гадать, что будет впредь:

Ни лиха, ни добра, не бегать,

А принимать, что ни придёт.

В стихотворениях «На смерть князя Мещерского» и «Река времён в своём стремленьи …» поднимается тема рока, судьбы:

Ничто от роковых когтей,

Никакая тварь не убегает.

«На смерть князя Мещерского»

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

и общей не уйдет судьбы.

«Река времён в своём стремленьи…»

И тут Державин близок к Псалтири и Библии в целом тем, что «суета сует всё суета» (Кн. Песня Песней), всё в руках Божьих. Обращение к Псалтири помогает поэту подчеркнуть эту идею.

Подходя к изучению поэзии Г. Р. Державина по программе, учащиеся уже видят, что вопросы жизни и смерти, правды и веры были близки поэту. Он иногда напрямую облекает псалмы в стихотворную форму. Тогда переложение псалмов – повод, чтобы поговорить на темы, волнующие поэта, как в стихотворении «Властителям и судиям» И даже в прямых переложениях, как истинный художник, поэт добавляет свои детали, вкладывая своё понимание текстов Псалтири, как в «Истинном счастии». Но иногда Державин включает в текст завуалированные цитаты, если хочет подчеркнуть «вечность» выбранных тем: судьбы, неизбежности, временности всего земного, как в стихотворениях «На смерть князя Мещерского», «Река времён в своём стремленьи …», «Буря».

Подведение итогов

Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, творческих работ, журналистских очерков. В этом выручает проектная деятельность, в рамках которой учащиеся готовят самостоятельное исследование по нравственной тематике. Темы проектов ученики обговаривают заранее.

Внутри класса мы проводим конкурс работ. Лучшие творческие работы участвуют в различных конкурсах районного, городского и областного уровня. За пять лет существования проекта накопилась база по духовной литературе, множество презентаций и проектов, по 7-8 человек ежегодно школа посылает на различные чтения, в том числе и Славянские. Но самое главное, что получают учащиеся в итоге, – это понятие о духовно-нравственных ценностях, чтение хорошей духовной литературы, приобщение к глубокому и вдумчивому чтению, что так катастрофически не хватает современным школьникам.

В итоге учащиеся соприкасаются с нравственными понятиями, пропускают их через себя. В такой ситуации роль учителя литературы становится исключительной, важной, особенной. – сохранения духовной культуры нации. Одна из задач, способствующих реализации этой высокой цели, – обучение общению с художественным произведением, что, естественно, формирует и общую культуру человека и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру.

Библиография

1. Басовская Е. Н. Личность – общество – мироздания в русской словесности. Экспериментальный учебник -– М. : Интерпракс, 1994 –432с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами.

3. Ботникова А. Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки. // Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж: Воронежский ГУ, 1980. – С. 5 – 23.

4. Брангис Е. П. Сказки В. Гауфа//От Эзопа до Джани Родари. – М. :Просвещение, 1965. -С. 62-65.

5. Герцен А. И. Былое и думы. – М. : Художественная литература, 1988.

6. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – М. : Просвещение, 1966. – 356 с.

7. Державин Г. Р. Сочинения. – М. : Правда, 1985. – 576 с.

8. Древнерусская литература. – М. : Дрофа: Вече, 2003. —476 с.

9. История средних веков: Учебник. / Авт. – сост. Гуревич А. Я. ,

10. Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л. : Наука, 1987.

11. Псалтирь в староотеческом изъяснении. / Сост. Житомирский женский монастырь святой Анастасии Римляныни – Житомир: НИ-КА, 2005. – 593 с.

12. Романов Б. Поэты, пророки, цари. Ветхий Завет в русской поэзии. // Лепта. – 1994 -– №20 – С. 156—161.

13. Федотов Г. Святые Древней Руси. М. : Вече, 1998. – 435 с.

14. Харитонович Д. Э. -– М. : Интерпракс, 1995 –352 с.

15. Чередниченко М. В. Духовная лирика XVIII века. // Открытый урок по литературе / Сост. Карпов И. П. , Старыгина Н. Н. – М. : Московский лицей, 2001. – С. 145-155.