Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках русского языка и литературы Современное общество диктует нам новые стандарты, новые требования к выпускнику. Наша задача, уже начиная с первого класса, прививать интерес ко всему новому, стремление к познанию неизвестного, т. е. через весь образовательный процесс красной нитью проходит задача воспитать человека открытого всему новому, умеющего добывать информацию. И основной в этом направлении все-таки является исследовательская и проектная деятельность обучающихся, направленная на овладение школьниками учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.

В соответствии с новым стандартом выпускник основной школы должен любить свою Родину, знать русский язык, уважать общество, в котором он живет, ценить его традиции. В обучении ученик должен быть заинтересован в получении новых знаний, уметь применять эти знания на практике. Он должен выстраивать диалог с окружающими, уважать своего собеседника и его мнение, уметь правильно и логично выстраивать собственную речь.

Но сегодня я хотела бы акцентировать внимание на развитии учащихся основной школы на примере таких предметов как русский язык и литература. Для себя я выделяю следующие моменты в портрете выпускника.

Если говорить о метапредметности, то она складывается из набора УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Если рассмотреть подробно, то вот какими учебными действиями должен обладать наш ученик:

·коммуникативные универсальные учебные действия. Основная задача учителя русского языка научить ребенка правильно говорить, четко и аргументировано доказывать свою точку зрения, уметь выстраивать диалог с окружающими. Эти умения необходимы ученику в любой другой деятельности, будь то математика, химия, информатика и т. д. ;

·познавательные универсальные учебные действия В данном направлении педагог должен научить ребенка работать с информацией любого вида (находить её, вычленять главное, выстраивать доказательства по выдвинутому тезису и уметь преподнести эту информацию;

·регулятивные универсальные учебные действия.

Важным в этом направлении является научить ребенка работать самостоятельно. И при всем этом ему должно быть комфортно в этой деятельности. Именно учитель-словесник должен научить школьника этим основным умениям, без которых ему не стать успешным ни по одному другому предмету.

И исследовательская деятельность как нельзя лучше способствует развитию этих умений и навыков. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям. Развивают исследовательскую активность разные формы деятельности.

Для этого открывает большие возможности самостоятельная работа. Начиная с 5-го класса, самостоятельная работа стимулирует продвижение учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. На уроках дети учатся работать с текстом, выделять главную мысль, составлять разного вида планы, сжимать текст, составлять схемы, таблицы, конспекты, писать различного вида изложения (сжатое, выборочное, полное), выстраивать сценарий по художественному произведению, писать сочинения разных видов. Все это способствует приобретению навыков работы с текстом-первоисточником. Главная задача на этом этапе – развитие устных и письменных речевых способностей. Кроме этого на уроках развития речи большое внимание уделяется совершенствованию связной речи. Ребята учатся слышать собеседника, выстраивать свою речь.

А в основу урока литературы, на мой взгляд, должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая помогает личностному восприятию литературы, когда ученик видит в чтении художественного произведения не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Я применяю такие методы активизации познавательной деятельности учащихся:

o Это работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема метели и т. д. ). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

o Важным является разнообразие форм уроков: это и творческие проекты, и виртуальные экскурсии, литературно-музыкальные композиции, и уроки дискуссии и т. д.

o Очень часто ребята становятся помощниками учителя, они готовят выступления на уроках по заранее заданной теме: биография поэта, вопросы по анализу произведения, по истории создания произведения.

o Не остаются без внимания и творческие работы – сочинения разных видов, рефераты по изучаемому материалу.

Таким образом, у детей вырабатываются первичные исследовательские навыки.

Но основная исследовательская деятельность организована во внеурочное время. Кроме самих научно-исследовательских работ, я организую следующую работу в этом направлении:

– участие в творческих конкурсах сочинений, рефератов, проектов (3 место в районном конкурсе сочинений «Духовный светоч школы» 2010г. , участие в краевом конкурсе сочинений «Будущее за нами»);

– сотрудничество с Краевой заочной гуманитарной школой (6 класс – 19 чел. ; 8 класс – 3 чел. ), с Краевой заочной школой творческого развития (5 класс – 15 человек);

– участие в Интернет-викторинах и олимпиадах (многие из таких работ требуют серьезной работы по поиску материала);

– групповая работа в проектной деятельности («В контакте с литературными героями»)

Выполнение творческих работ требует от школьников проявления элементарных исследовательских умений, самостоятельного ведения поиска и определения пути решения поставленной перед ними задачи, умения выстраивать взаимоотношения с учащимися и педагогами, развития способности к анализу. И всё это для ребёнка не так просто.

СЛАЙД 13. Сейчас я хочу вам предложить побыть на месте учеников, и спланировать последовательность своих действий по определенной теме, т. е. составить алгоритм работы по конкретной теме. Представьте, что первый этап вами уже пройден – тема выбрана:

«Отражение повести Пушкина «Метель» в других видах искусства»

«Происхождение и использование авторских неологизмов»

«Жизнь и творчество заслуженного педагога РФ Котловой О. К. »

В помощь вам я предлагаю набор действий, из которых у вас получится полный алгоритм. (Выслушать представителя каждой группы)

Собрав своеобразные пазлы, вы определили алгоритм исследовательской работы, он у вас отличается совершенно незначительными моментами, которые можно определить как специфику предмета. Но в целом, подобный алгоритм является универсальным. Определили для себя подобный алгоритм и мои ребята. Нужно заметить, что я предложила вам темы, которые выбрали мои шестиклассники. Именно с этими работами они вышли на научно-практическую конференцию.

А в своей работе мы с учениками выделяем следующие «обобщенные» этапы. Нужно отметить, что над своими работами ребята трудятся на протяжении всего учебного года, а порой и нескольких лет. Вся исследовательская работа выстраивается по следующим этапам:

– выбор темы исследования. На данном этапе ребята 5-6 класса чаще всего выбирают темы, затронутые, озвученные на уроках (Отражение повести «Метель» А. С. Пушкина в других произведениях искусства). На уроке мы говорили о том, что образ метели символичен и встречается и в кино, и в музыке, и в живописи. Иногда ребята сами уже приходят с конкретным запросом, так у нас родилась тема «Духовный светоч школы»;

– формулировка целей;

– работа с источниками (Интернет-ресурсы, справочники, библиографические материалы, опрос и т. д. ). На этом этапе очень часто происходит сужение, корректировка темы (от темы «Использование авторских неологизмов» к теме «Образование неологизмов в детской речи»);

– анализ материалов, выводы, обобщение собранных материалов. Самый продолжительный период;

– систематизация собранного материала, выводов;

– оформление работ в соответствии с требованиями;

– подготовка защиты, отработка устного выступления;

– защита;

– анализ проделанной работы.

Таким образом, исследовательская деятельность в работе учащихся позволяет им на практике использовать полученные на уроках знания, работать с различными текстами, у детей вырабатываются навыки публичных выступлений, умение слушать собеседника, оппонировать. Они видят и ценят прошлое своей Родины, учатся быть толерантными. Ребята становятся более раскованными, уверенными в себе. Т. е. мы с вами возвратились к тому, с чего начали – к портрету выпускника, которого мы должны выпустить из школы! А это и есть доказательство того, что мы работаем в правильном направлении.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования, Москва, «Просвещение», 2011

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, под ред. А. Г. Асмолова, Москва, «Просвещение», 2011.

3. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Программы внеурочной деятельности, Москва, «Просвещение», 2011